Народ устал от развлечений

Массовое открытие торгово-развлекательных объектов в Иркутске началось с 2010 года. Именно тогда распахнул свои двери первый доселе невиданный иркутянами ТРЦ «Джем-молл», вместивший в себя и шопинг, и развлечения в виде кино различного формата и роллер-дрома. Чуть позже открылся ТРК «Карамель». Следующим в этом списке стал ТРК «Модный квартал», презентованный иркутянам совсем недавно, в июле. Это царство шопинга и развлечений открыло новую эру для столицы Восточной Сибири. Все дело в качестве объекта. «Модный квартал» — первое заведение, возведенное специально под ТРК. Упоминавшиеся ранее два торгово-развлекательных центра — это редевелопмент промышленных зданий. «Джем-молл», как помнят иркутяне советской закалки, занял помещения бывшего радиозавода, а «Карамель» захватила площади кондитерской фабрики. И если первый объект стал действительно удачным редевелопментом, то второй — лишь бледной копией старого Торгового комплекса. Единственное, в чем ему не откажешь — так это в привлекательном местоположении.

ТРК внесли на рынок торговой недвижимости Иркутска солидный вклад: «Джем-молл» — 30 тыс. «квадратов», на торговлю из которых отведена 21 тыс., «Карамель» — 26 тыс. кв. м, 18 тыс. из которых — исключительно торговые, «Модный квартал» — 38 тыс. кв. м. Позже к этому добавился магазин METRO — заходя в Иркутск, компания построила для себя помещение площадью 12 тыс. «квадратов». В сочетании с уже действующими объектами типа разных заведений группы компаний «Фортуна», уже упоминавшимся Торговым комплексом и рядом других проектов в разных районах (например, ТЦ «Европарк» в Ново-Ленино) площадь торговых помещений в сравнительно небольшом Иркутске, кажется, перешла все разумные пределы. Но аналитики все это время говорили об обратном. «Если оценивать потенциальную возможность развития, то на 600 тыс. населения в Иркутске может быть (и существовать без оглядки на конкурентов) 400-500 тыс. кв. метров торговых площадей. По моим оценкам, торговая недвижимость современного уровня в Иркутске прирастет в ближайшее время еще 300 тыс. кв. метров торговых площадей», — высказал свою оценку Дмитрий Бердиган, генеральный директор ООО «Ай Би Ритейл», партнер санкт-петербургской компании «АйБи ГРУПП», которая работала над «Модным кварталом».

Эксперт оказался прав: в ближайшее время в Иркутске появится еще порядка 300 тыс. «квадратов» торгово-развлекательных объектов. Девелоперы теперь умные: понимают, что нужно конкурировать качеством, и не переделывают старые промышленные объекты под новые ТРК, а строят под них современные здания с нуля. Самые крупные и громкие открытия намечены на следующий год. В августе 2014 года откроется знаменитый коммерческий долгострой «КомсоМОЛЛ» на Шишиловском острове (те, кто регулярно ездит по Академическому мосту, могут наблюдать, как скелетообразная конструкция здания постепенно обрастает «мясом» — оранжевыми панелями). Там на площади 75 тыс. кв. м появится и крупный гипермаркет, и кинотеатр, и фуд-корт, и детская развлекательная зона, и, конечно, территория шопинга — оператор DVI Real Estate уже подбирает пул арендаторов. Алексей Харламов, коммерческий директор компании, сообщил, что, вероятно, здесь будут представлены «Детский мир», Zara, Bershka — в общем, те бренды, которых в городе еще нет.

Позже, в декабре 2014 года, планирует открыться конкурент «Джем-молла» — ТРК Silver-moll на улице Сергеева площадью сразу 106 тыс. квадратных метров. Пока это самый большой объект, который анонсируется. Собственно, конкурент ли он будет действующему ТРК или нет — не ясно. В этом районе уже сформирован мини-городок из ТРК и ТЦ, и Silver-moll лишь дополнит его новыми качественными площадями. Вероятно, что это пойдет на пользу сразу всем участникам в этом районе.

Кроме этих двух гигантов торгово-развлекательного рынка, есть еще несколько небольших проектов. Например, ТРЦ «Юбилейный», ТЦ «Оранж», торгово-досуговый центр на выезде с Байкальской — все это строящиеся объекты, которые тоже будут введены в эксплуатацию в течение ближайших полутора-двух лет.

Все ТРК предназначены для того, чтобы раскрутить людей на деньги. В этом их суть. Безусловно, деньги люди платят не за воздух: в обмен на денежные единицы ТРК предлагают посетителям развлечения разного уровня. Кто попроще — шопинг и еду в фуд-кортах, кто поинтереснее — катание на коньках и роликах, кино, детские комнаты для малышей, замысловатый шопинг, базирующийся на российских и мировых брендах и ту же еду в тех же фуд-кортах. Развлечения далеки от интеллектуальных, не правда ли? Хорошо, что хотя бы спортивные объекты стали вводить — типа того же катка или роллер-дрома.

Но этого недостаточно. ТРК активно формируют на базе гибкой, как пластилин, современной молодежи общество потребления. «Модные шмотки и еда — самое важное в жизни», — словно скандируют они. На удивление, в крупных центрах сейчас даже нет книжных магазинов, словно люди совсем перестали читать!

При сверхизбытке торговых площадей Иркутску катастрофически не хватает концертного зала, бассейнов, полноценного крытого ледового дворца, детских интерактивных развлечений — именно такие объекты необходимы, чтобы воспитывать общество с правильными ориентирами и моральными ценностями. Пока их нет, народ пропадает в ТРК — посмотрите на забитые парковки около них вечерами в будни и в выходные! Понятно, что эти претензии не в то окно: ТРК — это бизнес, а за социально-культурные объекты ответственна власть. Но власть может договариваться с бизнесом, привлекая его средства в нужное русло. Пока этого не происходит, вывод напрашивается сам собой: власть не заинтересована в формировании достойного общества. От такого количества «тркашных» развлечений иркутяне скоро устанут развлекаться, а умнее и добрее не станут.

Помимо культурного, есть еще и другой аспект этой проблемы — экономический. К сожалению, среднюю сумму, которую оставляет среднестатистический иркутянин в ТРК, местные аналитики назвать не могут. Но даже если прикинуть самый минимум — скажем, поход в кинотеатр и скромный обед, даже без покупок каких-то вещей, — то меньше 500 рублей на человека не получится. Если же раскинуть на всех гостей ТРК покупки одежды, продуктов и бытовой техники, то цифра не будет меньше трех тысяч рублей в месяц — и это очень приблизительный прогноз.

По логике, раз растет число мест, где можно тратить деньги, должно расти и благосостояние населения. Но вот доходы иркутян увеличиваются совсем не такими темпами, как вводятся торгово-развлекательные квадратные метры. По данным официальной статистики, среднемесячная зарплата работников Иркутской области за январь-июль составила 27 тысяч 263 рубля. По итогам 2012 года эта цифра составила 26 тысяч. Рост за полгода — 5%, в два с половиной раза ниже инфляции. Но даже эти 27,26 тыс. — лишь средняя температура по больнице. Больше всего зарабатывают те, кто работает в финансовом секторе (чуть больше 49 тысяч рублей), добыче полезных ископаемых (44,4 тыс.), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, а также в социальном страховании (43,2 тыс.). А вот те, кто занят в торговле, например — известно, что это одна из самых емких с точки зрения занятости людей в Иркутске ниша — в среднем зарабатывают лишь немногим более 16 тысяч в месяц! У сотрудников гостиниц и ресторанов ежемесячный заработок и того ниже — 13,7 тысяч, хотя туротрасль активно продвигается в столице Восточной Сибири. На 14-16 тысяч, конечно, можно себе «много» позволить в модных современных торговых комплексах. Особенно сейчас, когда отголоски кризиса всерьез стали бить людей по карману.

В жизни должно быть равновесие. Чтобы ТРК не дразнили своими переполненными полками иркутян, в СМИ рядом с обзором по строительству новых торговых центров должен находиться обзор по строительству новых заводов и производственных объектов, а также новости о возведении чего-нибудь социально-культурного. И в Иркутске, и в других городах Приангарья должны появляться новые рабочие места. Пока же они только закрываются: пример тому — умершие Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат и «Усольехимпром». Да и новостей по поводу достройки Ледового дворца или началу строительства концертного зала тоже не видно. Зато обзор торгово-развлекательной недвижимости получился внушительным.