Наперекор стуже

В прошлом номере Al мы уже писали о том, как не заморозить машину в холодное время года. Однако тема оказалась настолько обширной, что было решено сделать продолжение серии полезных советов.

Автономный предпусковой подогреватель — мечта сибиряка.

Самым популярным способом не заморозить двигатель является автозапуск. Двигатель заводится по таймеру или по температурном датчику. Минусы: повышенный расход топлива, загрязнение воздуха и «усадка» аккумулятора. Но главное, почему автозапуск нельзя использовать бесконтрольно в течение суток-других в нашем климате: образование ледяных пробок в выхлопном тракте. После автозапуска требуется прогреть машину на ходу — активно проехаться или хотя бы погазовать на месте, выливая из выхлопной трубы конденсат. Из нее летит при прогазовке струйка воды, которая способна напугать молодого автовладельца! Еще один минус: ускоренное закоксовывание вследствие частой работы на низких оборотах. По этой причине автозапуск не подходит моторам с обедненной смесью (двигатели с непосредственным впрыском у некоторых праворульных японцев и многих свежих европейцев). Плюсы: автономность и гибкость работы благодаря варьирующимся настройкам, а также снижение износа мотора — запуск получается гораздо менее холодный. Хотя ресурс двигателя все равно будет уменьшаться быстрее, чем в теплое время года. При работе мотора прогревается и автоматическая коробка.

Вывод: автозапуск обеспечит машине прогрев в течение дня у офиса, пока вы зарабатываете деньги на повышенный жор топлива.

Электрокотел, то есть электрический нагрев, который погружен в антифриз, тоже пользуется спросом. Но для его работы необходима розетка. В гараже или у дома есть откуда запитать электрический обогрев охлаждающей жидкости, а возле офиса с этим будут проблемы. И у кинотеатра тоже. Ресурс мотора сберегается (холодный запуск отсутствует), расход топлива повышается незначительно, но автомат не прогревается. При покупке котла можно выбрать китайский, с насосом, а можно российский типа «Северса». Но у котлов, не оснащенных собственным насосом, есть серьезный минус: их надо устанавливать в самом низу, чтобы нагретый антифриз сам поднимался вверх. А это может резко сократить клиренс машины, а сам котел можно запросто отломить.

Вывод: электрокотел хорош для тех, кто ночует дома, а работает на машине, колеся на ней по ровной местности.

Автономный предпусковой подогреватель — мечта сибиряка. Самым известным является немецкий Webasto, но несколько лет назад появился и Eberspaecher. Тоже немецкая контора. У «Вебасто» и «Эбера» главным недостатком является цена. Тысяча евро за аппарат (включена установка и гарантия 2 года) — не для каждого. Небольшим минусом является усадка аккумулятора (однако машина теплая и все равно заводится, а зарядить батарею стоит 100 рублей, и вам дадут подменный аккумулятор на время зарядки вашего). Если не будете принудительно заряжать батарею, ей через год придет капец. Проверено на себе. Далее. Инструкцией запрещено использовать подогреватель в гараже или в боксе. Но практика показывает, что достаточно обеспечить вентиляцию: приоткрыть дверь на время работы девайса или одевать шланг на выхлоп подогревателя (негорючий, тонкий и длинный). Расход топлива подогреватель реально сокращает, ресурс мотора экономит, конденсата образуется как обычно зимой. Сам он питается горючим из бака машины (пол-литра в час). Автомобиль действительно совершенно автономен. Его можно забросить хоть на сутки, хоть на неделю. Хоть на ползимы — нужно лишь будет аккумулятор зарядить. И вообще, имея «Вебасто», зимы уже не боишься. В любое время достаточно включить подогреватель — для чего даже необязательно подходить к машине, если он подключен к брелоку «сигналки» — машина прогреется и заведется легко, как летом. При работе Webasto шумит, как самолет на взлете, и щелкает — но это его нормальная жизнь.

Можно использовать предпусковик как догреватель. Для дизелей, особенно современных с непосредственным впрыском Common rail, просто панацея. Они очень холодные в силу высочайшего КПД — не выделяется лишнее тепло, и в салоне холодно. Подогреватель будет обеспечивать достижение рабочей температуры и хорошую отдачу от печки.

Замечание: не у всех машин предпусковик, хоть он и невелик, помещается в подкапотном пространстве. Установщики, не парясь, заталкивают его в передний бампер. Об этом следует знать и всеми силами убеждать их найти другое, более безопас­ное место. Нужно вам удорожание бампера на 40 000 рублей? Вот о том и речь. Сложности порой вызывает и засовывание насоса подогреваеля в топливный бак. У автора, например, через некоторое время возникла течь прокладки бензобака, сопровождавшаяся ароматом свежего бензина.

Вывод: предпусковой подогреватель хорош для тех, кто нечасто пользуется машиной или целый день на работе. Он оптимален для машин с непосредственным впрыском и идеален для тех, кто живет за городом (пока едешь по трассе на высоких оборотах, у генератора остается энергия подзаряжать аккумулятор, в городском цикле этого обычно не происходит).