Нагорная проповедь Ивана Вырыпаева

в фильме «Спасение»
В отличие от нашумевшего «Эвереста» Бальтасара Кормакура с кучей заледеневших альпинистов, пытающихся покорить вершину мира, в новом фильме Ивана Вырыпаева «Спасение», действие которого тоже происходит в Гималаях, никто не погибнет и не замерзнет. Здесь вообще все происходит тихо, неспешно и совсем неопасно. В некотором смысле «Спасение» является полной противоположностью «Эвереста», хотя эта картина тоже о покорении вершины — правда, духовной.

kinopoisk.ru

25-летняя сестра Анна едет из Польши в аутентичный край тибетской Индии Ладакх. Католический приход, в который она должна доставить святыню своей церкви, оказывается недоступен из-за размытой дождями дороги, и монахиня вынуждена будет провести несколько дней в небольшой высокогорной деревушке в окружении буддийских храмов, гор и местного населения. Как говорится, пути Господни неисповедимы, и Анна, прежде чем обрести Бога, пройдет несколько несложных, но интересных испытаний.

Стоит сказать, что «Спасение» — наверное, самый простой фильм Вырыпаева, который вообще-то по первому своему призванию драматург и театральный режиссер, а в кино, по собственному признанию, пришел ради большей аудитории. Как режиссер, в этой картине он выбрал потрясающе колоритную натуру (когда смотришь на всю эту красоту, сразу хочется отправиться в горы, и, судя по всему, именно это желание хотел вызвать в зрителях Вырыпаев) и нашел замечательную актрису на главную роль (театральная художница Полина Гришина, впервые снявшись в кино, сразу получила за эту работу приз «Кинотавра»). Как драматург, он, кроме сюжета, написал три диалога, каждый из которых раскрывает главную героиню с новой стороны. Анна, помимо местных жителей, встречает в этом путешествии трех человек, оказавшихся в этих местах каждый по своим причинам, но каждый из которых ищет здесь ответы на какие-то свои внутренние вопросы.

Все коллизии и конфликты, которые случаются в этом фильме, происходят исключительно внутри главной героини и явлены зрителю лишь в незначительных деталях

Ровесница Анны на ступеньках дацана подбивает ее на разговоры о сексе и проводит параллель между человеком и пылесосом, всасывающим пыль отовсюду и вываливающим ее на своих близких: «Мы все время выбрасываем мусор, а на самом деле надо научиться выбрасывать пылесос». В разговоре с американским музыкантом, приехавшим в Ладакх за вдохновением, обнаруживается еще одно любопытное различие между монахиней и обычными людьми. Американец никак не может поверить, что Анна не знает группу U2, а она в свою очередь — что можно вот так запросто пойти в номер к незнакомцу, чтобы послушать его песни. В каждой новой сцене мы видим, как внутренне (и внешне) меняется героиня — от молчаливой и наглухо закрытой церковным облачением вначале фильма до носящей желтую шапку и приветливо улыбающейся всем встречным ближе к финалу.

Когда дорога открывается и Анна все же попадает в церковь, в которую ехала служить, она смотрит на нее уже совершенно другими глазами. И здесь происходит третий значимый диалог этого фильма, причем вторым его участником становится камео самого режиссера, который, как «бог из машины», напрямую спрашивает свою героиню, что она поняла, оказавшись в этих местах. И она так же прямо отвечает: «Бог есть». На первый взгляд, кажется, что Вырыпаев впал в какую-то пошлейшую блажь, если это единственное, ради чего он держал зрителей полтора часа перед экраном. Однако, если подумать, другой ответ для героини сложно придумать. Все коллизии и конфликты, которые случаются в этом фильме, происходят исключительно внутри нее и явлены зрителю лишь в незначительных деталях. Вроде бы Анна, если уж пошла по пути служения церкви, и так должна знать, что Бог есть, но улыбка, с которой она произносит эти слова незнакомцу, таит в себе гораздо больше, чем простой смысл этой фразы.

С одной стороны, перед нами тот случай, когда человек на собственном опыте приходит к общеизвестному выводу, и для него это открытие дороже всего на свете. С другой стороны, Иван Вырыпаев снимал свое «Спасение» вовсе не о религии, а в первую очередь о проблемах коммуникации. И если пересмотреть фильм с этой точки зрения, то в нем откроется гораздо больше, чем просто поиск христианского бога в тибетской Азии.