Набирая высоту

Иркутский авиационный завод — филиал ОАО «Корпорация «Иркут», который до последнего времени строил в основном военные самолеты, готовится к серийному выпуску гражданского лайнера нового поколения МС-21. О том, как идет подготовка к выпуску новой продукции, рассказывает генеральный директор ИАЗ Александр Вепрев.

По словам заместителя министра обороны РФ Юрия БорисовА (справа), ИАЗ — один из самых передовых заводов по технической оснащенности, организации производственного процесса, кадровому составу и экономическим показателям.

— Александр Алексеевич, МС-21 называют прорывным, самым амбициозным проектом российской авиации. Этот самолет придет на смену Ту-154, более того, составит конкуренцию Boeing и Airbus. Давайте вкратце напомним, чем новый лайнер будет выгодно отличаться от ближайших конкурентов?

— Прежде всего тем, что МС-21 за счет улучшенной аэродинамики, снижения веса, перспективного двигателя, изменения конструкции крыла позволит авиакомпаниям сократить непосредственные операционные расходы на 12-15%, расходы топлива — на 20% (это в сравнении с лучшими самолетами, которые сейчас представлены на рынке). Салон МС-21 будет оборудован более комфортными креслами, большими и удобными багажными полками. Проход между рядами кресел там значительно шире, чем в других узкофюзеляжных лайнерах. В салоне будет автоматически поддерживаться комфортный микроклимат — температура, влажность воздуха, давление. Освещение будет регулироваться в зависимости от времени суток. Одно из главных преимуществ — МС-21 станет самым экологичным авиалайнером в своем классе: его конструкция позволит существенно снизить уровень шума и вредных выбросов в атмосферу.

— Лайнер с таким характеристиками наверняка будет пользоваться спросом у перевозчиков?

— Первый твердый контракт на 50 самолетов МС-21 Корпорация «Иркут» заключила в июле 2010 года на авиасалоне в Фарнборо. В данный момент общий портфель заказов составляет более 250 самолетов (из которых 135 — твердые контракты). В первую очередь мы приступим к выпуску МС-21-300 (на 180 мест) — именно на эту модель нового лайнера максимальный спрос. К тому же емкость рынка таких самолетов гораздо выше.

— Под МС-21 на заводе не первый год идет модернизация производства. Расскажите, что уже удалось сделать и что впереди.

— Кардинальное техническое перевооружение началось на предприятии в 2005 году — объем инвестиций за этот период составил около 17,5 млрд рублей. Проведена модернизация базовых технологий: механообрабатывающего, заготовительно-штамповочного производств, первой очереди производства покрытий. Осваиваем новые методы контроля качества, соответствующие мировым стандартам.

Сейчас на заводе ведутся работы по реконструкции и вводу в производство автоматической линии сборки. Под установку уникальных автоматических станций сборки МС-21 на заводе без остановки производства идет реконструкция сразу четырех пролетов агрегатно-сборочного производства и цеха окончательной сборки. В настоящее время ведется строительство фундаментов под монтаж станций. В агрегатно-сборочном цехе завершаются работы по фундаментам для двух первых станций, часть фундаментов еще проектируется. Специалисты завода вылетели в Германию на приемку первой станции (поставщик — фирма DURR), после чего она будет отправлена в Иркутск, и уже в октябре текущего года начнем монтаж. Станция для сборки отсека фюзеляжа Ф-1 будет введена в эксплуатацию в марте 2014 г., для отсеков Ф-2, Ф-4а, Ф-4 — через месяц. Станции для окончательной сборки самолета вступят в строй к октябрю следующего года.

Кроме того, для обеспечения серийного производства самолета МС-21 в ближайшие годы будет внедрен комплекс высокопроизводительного оборудования (обтяжной пресс; пресс для формовки эластичной средой; установка для гидроабразивной резки, станок для обработки криволинейных профилей, обрабатывающие центры и др.). Совокупность применяемых современных технологий направлена на обеспечение эффективного серийного производства самолета МС-21, а также на выполнение военных программ.

Подготовка и запуск в производство самолета МС-21 ведется с применением передовых информационных технологий, с использованием Системы управления базой данных о продукте (СУДП), позволяющих сократить затраты и сроки изготовления.

Под программу МС-21 на заводе также создается логистический центр. Он будет строиться в три очереди со сроками сдачи: в 2015 г. (под объем выпуска 12 самолетов в год), в 2018 г. (12-24 самолета в год), и после 2020 г. (24 и более самолетов в год). При выборе места строительства мы взяли за основу такие факторы, как близость к сборочной линии нового лайнера и существующим транспортным коммуникациям, а также возможность оптимизации строительных и эксплуатационных расходов.

При этом техническое перевооружение выполняется одновременно с подготовкой кадров и решением целого ряда социальных вопросов.

Сроки подготовки производства очень сжатые и требуют оперативного решения возникающих проблемных вопросов. Это важнейший этап реализации проекта: насколько качественно будет проведена конструкторско-технологическая подготовка производства, настолько эффективным будет серийное производство МС-21.

— А перед выходом на «серию» на заводе будет изготовлен ряд опытных машин?

— Да, в соответствии с директивным графиком, на первом этапе мы должны изготовить четыре самолета для летных и статических испытаний. Сейчас идет изготовление деталей, узлов, отсеков. В феврале текущего года мы передали в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) опытный отсек фюзеляжа (Ф-2) для проведения испытаний на ресурс и живучесть. Согласно директивному графику постройки самолета, в августе этого года должна быть завершена подготовка производства отсека Ф-2, а в октябре — отсека Ф-1.

— Вторая очередь гальванического производства также появится на ИАЗ под новый самолет. Расскажите, какое значение будет иметь это подразделение для предприятия?

— Основная задача запуска второй очереди гальванического производства — повышение качества покрытий за счет полной автоматизации производства. Сегодня оператор определяет, на какое время загрузить деталь, сколько ее продержать и т.д., и конечные параметры также фиксируются вручную. Поскольку все эти процессы имеют статус специальных и качество их выполнения напрямую зависит от технологии, выдержки температурных режимов и других параметров, то переход от ручного труда к автоматизированному позволит значительно повысить его качество и полностью исключить влияние человеческого фактора.

Кроме того, задача второй очереди — собрать разрозненные линии гальваники в одну, чтобы все промышленные стоки шли через новые современные очистные сооружения (где реализуется проект комплексной технологии биохимической очистки сточных вод гальванического производства). Ввод в производство новых очистных позволит на первом этапе исключить сброс загрязняющих веществ, с возвратом очищенной воды в производство на втором этапе. Ожидаемый результат — значительное улучшение экологических показателей одновременно с увеличением объемов выпускаемой продукции.

— Успешная реализация нового проекта — это не только передовые техника и технологии, но и люди. Планируется ли под МС-21 дополнительный набор кадров?

— Да, в ближайшие три года мы планируем набрать более 1000 человек, в первую очередь инженеров, технологов, рабочих (только в текущем году будут приняты на работу 350 новых сотрудников). Набор кадров будет напрямую связан, во-первых, с обеспечением запуска серийного производства МС-21 и, во-вторых, с увеличением объемов производства военной техники в 2014-2015 гг.

— То есть объемы планируется наращивать и по военной тематике?

— Именно так. Производство самолетов Су-30СМ и Як-130 в рамках Гособоронзаказа в ближайшие годы будет значительно увеличено. С большой долей вероятности можно говорить, что Корпорация «Иркут» и Минобороны заключат новые контракты на поставку техники в войска вплоть до конца действия «Государственной программы вооружений — 2020». Недавно на заводе побывал заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, который заявил, что ИАЗ — «один из самых передовых заводов по технической оснащенности, организации производственного процесса, кадровому составу и экономическим показателям… За ближайшие два-три года мы должны сверстать гарантированный объем заказа для Иркутского авиазавода до конца действия Госпрограммы, чтобы корпорация видела свою загруженность и могла строить планы…»

— А по выпуску МС-21 — каковы самые ближайшие планы?

— Прежде всего это производство опытной партии из четырех самолетов. В 2015 году новый лайнер должен впервые подняться в небо. На 2017-й намечен выпуск первого серийного МС-21, тогда же начнутся поставки заказчикам. К 2020 году заводу предстоит выйти на объемы выпуска 40 новых лайнеров в год.

— Подводя итог, давайте обозначим значение нового проекта для предприятия и для Прибайкалья в целом?

— Для Иркутского авиазавода МС-21 — это выход на принципиально новый технический и технологический уровень производства, диверсификация товарного ряда. Кроме того, это стабильная загрузка на десятилетия вперед, обеспечение окупаемости текущей деятельности и самофинансирование развития производства. Что касается региона, реализация этого инфраструктурного инновационного проекта обеспечит дополнительными заказами целый ряд смежных отраслей, таких как энергетика, строительство, логистика, подготовка кадров… Получит дальнейшее развитие отраслевая и фундаментальная наука. В Иркутской области появятся сотни новых рабочих мест и, как следствие, вырастут объемы производства и экспорта высокотехнологичной продукции. Именно эту задачу российские власти сегодня ставят перед реальным сектором экономики.