На высокой оркестровой ноте

Какими яркими событиями порадовала зрителей Иркутская областная филармония
По театру и классической музыке пандемия ударила особенно больно. Но искусство продолжает жить. Проведя почти весь 2020 год без зрителей и «живых» концертов, Иркутская областная филармония прервала вынужденную паузу и вышла в оффлайн без творческих потерь. О наиболее значимых и ярких событиях 2021 года мы поговорили с директором филармонии Ириной Касьяновой и с главным дирижёром филармонии, художественным руководителем Губернаторского симфонического оркестра Илмаром Лапиньшем.

— На 2020 год, пока мы были закрыты, нам удалось сохранить самое главное — мастерство, — говорит Ирина Касьянова. — Мы открыли сезон на очень высокой оркестровой ноте. И важно было сохранить этот уровень до самого конца года. К сожалению, были и потери. Не состоялся фестиваль русской оперы, идейным вдохновителем которого является заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш. Мы сделали прекрасные декорации, сшили красивые костюмы. Словами не передать нашего разочарования. Надеемся, что в 2022 году публика увидит эту красоту.

Но были и приобретения. Мы открыли для себя великолепных солистов-виолончелистов — Василия Степанова и Глеба Степанова. Они исполняли программы, которые до этого не звучали в Иркутске: концерт Эдуарда Элгара для виолончели с оркестром под управлением Максима Качалова и концерт Александра Чайковского, художественного руководителя Московской консерватории. Иркутская публика получила удовольствие от новых произведений.

Ирина Касьянова, директор Иркутской областной филармонии.

Открыли мы и пианиста Константина Емельянова, выступающего со многими симфоническими коллективами и с выдающимися музыкантами — Юрием Башметом, Владимиром Федосеевым, Владимиром Спиваковым, Александром Сладковским. Все эти артисты — звёзды, молодые, успешные, талантливые, лауреаты международных конкурсов. Без сотрудничества и дружбы с Московской филармонией эти концерты в Иркутске не состоялись бы. У нас ведь наполняемость зала сегодня 50%, а выступления таких артистов, как известно, весьма затратны.

Открытием года стал и наш духовой оркестр. Создали его в 2020 году, и у музыкантов не было возможности ярко проявиться, раскрыться во всю мощь. Сегодня коллектив ищет себя, это уже не столько классический духовой оркестр, сколько джазовый. У артистов состоялось несколько концертов, есть свой абонемент под названием «Стильные пятницы». Складывается интересное взаимодействие наших джазменов с Байкальским университетом. Оркестр выступал в культурно-досуговом центре БГУ и нашёл горячий отклик в сердцах молодёжи. В планах — устроить совместные программы: у студентов есть талантливые самодеятельные коллективы.

Кстати, про молодёжь. Благодаря Пушкинской карте студенты и школьники теперь могут приходить на концерты в филармонию бесплатно. И молодёжь действительно появилась в концертных залах. Приходят стайками, с большим любопытством на всё смотрят, затаив дыхание слушают классическую музыку. Пока они только открывают для себя классический репертуар. Но лёд тронулся, они уже, как говорится, входят во вкус. Многие ребята, даже студенты колледжа имени Шопена, что греха таить, приходят к нам впервые. На прошлой неделе у меня была встреча со студентами колледжа культуры, так вот они считали, что польский костёл, в котором располагается органный зал, это церковь. К молодым нужно прислушиваться. Думаю, мы будем полезны друг другу. Появляются у нас и новые программы, мы ведь должны разговаривать с молодёжью на одном языке. Хотелось бы, чтобы эта полезная государственная программа имела продолжение.

Мы были счастливы тем, что в этом году удалось провести фестиваль оперного искусства «Дыхание Байкала». Он в этом году был юбилейный, десятый. Состоялась премьера оперы «Травиата», где главные партии исполнили наши солисты. Виолетту спела Мария Князева, прекрасно проявили себя Дарья Старцева и Денис Ветров. То, что мы можем ставить своих солистов в такие яркие оперы, — большое достижение. Также прошёл всероссийский фестиваль «Байкальские струны», который собрал полные залы. Публика рукоплескала оркестру русских народных инструментов и солисту — известному певцу Альберту Джалилову. Зрители восторженно встретили и Губернаторский симфонический оркестр, с которым выступал виртуоз, один из самых интересных современных баянистов, Айдар Гайнуллин.

Илмар Лапиньш, художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра.

Если говорить о планах, в 2022 году надеемся провести фестиваль русской оперы в музее «Тальцы». Есть желание расширить сотрудничество с этим музеем, искать новые формы взаимодействия с публикой. И главное — несмотря на пандемию, собираемся со всеми предосторожностями работать на благо Иркутской области, ради наших слушателей.

В этом году исполняется 50 лет совместному творчеству оркестра с Илмаром Лапиньшем.

Маэстро рассказал о работе с иркутскими музыкантами:

— Впервые я переступил порог Иркутской филармонии в 1971 году, будучи студентом Ленинградской консерватории. Это были первые гастроли в моей биографии. За последующие 18 лет я провёл в Иркутске 41 концерт. Потом была долгая пауза. И вот уже 13-й год я руковожу Губернаторским оркестром. До того как приехать сюда, я много слышал о музыкантах Иркутской филармонии. Мне рассказывали, что в Иркутске есть два замечательных скрипача — Лев Касабов и Леонид Мессман. Но, когда я приехал, ни того ни другого музыканта не было — они разругались между собой, с директором филармонии и ушли из оркестра. Со мной должна была играть концерт Бетховена Марина Козолупова — московская солистка. Я вхожу в филармонию и слышу, как кто-то просто гениально играет на скрипке. Подумал, что это, наверное, Марина. А потом смотрю — играет седой, холёный мужчина. Это был Мессман, ошеломлявший публику игрой высочайшего класса. Он играл намного лучше московских музыкантов.

Сейчас в концертах играют прекрасные солисты нашего оркестра — это Андрей Шевченко, Михаил Преображенский, Константин Зуев, Дмитрий Кашкаров и другие. Но в этом году было ещё одно большое открытие — наша первая флейта, Наталья Реченская. Она сыграла концерт для флейты с оркестром Моцарта на международном уровне.

Ещё одно достижение: к нам наконец приехал дирижёр, которого мы давно хотели пригласить, — Илья Дербилов. Это один из лучших дирижёров России. Он уже успел поработать в нескольких оркестрах главным дирижёром. Я предложил приехать в Иркутск. Наш молодой маэстро Максим Качалов дирижирует «Тоску» в театре оперы и балета г. Улан-Удэ. А в феврале Максима ждут в Хабаровске, рассматривают его кандидатуру на пост главного дирижёра симфонического оркестра. Это мой воспитанник, воспитанник нашего оркестра — можно сказать, «сын полка». Мы гордимся им.

Бывают разные типы дирижёров: фашистский диктатор, истеричка, дирижёр-подлиза, который сам ничего не умеет и ничего из себя не представляет. Для меня же самое главное — это звучание оркестра. Меня часто спрашивают: «Ну как, ты доволен концертом?» Я понимаю, что если скажу: «Да, доволен» — то закончусь как дирижёр. Я всегда чем-то недоволен, всегда нахожу какую-то «вошку». Мы её с музыкантами дорабатываем, но потом появляются другие «вошки». И так до бесконечности. В этом и есть смысл работы дирижёра.

Екатерина Санжиева