На восток!

Казалось бы, чем может быть интересно Приморье для иркутян? Авторынком «Зеленый угол» во Владивостоке, большим количеством дешевых Японок, скажете вы, и будете правы. 99,9% путешествий, размещенных в Сети, проложены по простому принципу: туда на самолете или поезде за машиной, обратно — своим ходом до дома. И все! А между тем Приморье, если там задержаться хотя бы дней на десять, может вас действительно поразить. Песчаные пляжи, вытянувшиеся до горизонта, зеленые сопки дубовых рощ и — море-море-море. В общем, уговаривать нас поехать отдыхать на Японское море не пришлось, впрочем, как и думать о способе передвижения. Поездка на автомобиле в 2009 году в Сочи давала о себе знать уже не первое лето тем самым зудом, о котором знают все автопутешественники. Дорога снилась, манила и наконец материализовалась в виде небольшого турне Иркутск—Хабаровск—Владивосток—Находка—Ливадия—Иркутск в августе 2015 года.

Море, так манившее нас к себе, появилось из-за очередной сопки уже на закате и было от этого еще волшебнее.

Сказать, что автопутешествие к Японскому морю было запланировано задолго до дня отправления, было бы неправдой. Муж мечтал о повторении семидневного турне в Сочи, я лелеяла надежду на Таиланд, но звезды так совпали, что приморские берега оказались для нас в этот раз самым доступным вариантом. Прежде всего это лишь 4 тыс. км в одну сторону, а не семь, как на Черное море. За 3–4 дня пути и ребенок (4,5 года) не успеет известись в дороге от безделья, надеялась я, и финансов, отложенных на отпуск и поеденных кризисом, уж точно хватит. Однако машина к нашему неожиданному июльскому решению уже в ближайшие дни стартовать оказалась готова. За предшествующий год на ней не была обновлена разве что резина (что мы перед поездкой и исправили), все же остальное не раз проверено и поменяно.

День первый

Распечатав из интернета схемки с табличками расстояний между основными населенными пунктами, заготовив атлас и легенду трассы «Амур», скачанную с «Дрома», прихватив много музыки, вкусняшек, книг и игр для ребенка, мы стартовали. 31 июля, сразу после окончания последнего рабочего дня — в 17.30 — чтобы не терять ни денечка долгожданного отдыха.

В планах — заехать в гости к друзьям в Улан-Удэ (448 км), там и переночевать. Но вечер пятницы сделал свое дело. Плотная вереница машин потянулась в сторону Байкала по Култукскому тракту с самого Иркутска, так что границу с Бурятией мы проехали уже в потемках. Но и на этом неприятные сюрпризы не закончились. Наслушавшись от наших дорожников, какой у нас сложный Култукский тракт и как его срочно необходимо перестраивать, я честно была уверена, что с переездом границы регионов мы выйдем на прямую и наверстаем все упущенное в пробке время. Но не тут-то было. М-55 в Бурятии в разы хуже иркутского участка дороги, на котором за последние годы построили большое число дополнительных полос для обгона и регулярно проводили ремонт.

Такое ощущение, что в Бурятии решили ремонтировать все и сразу: там, где полотно еще не снято, — разбитый асфальт, там, где дорожники уже трудятся, сплошное бездорожье, затянутое пылью встречных машин.

Поняв, что ехать по Улан-Удэ ночью нет никакого желания, решили остановиться, не доезжая до него 70 км. Мотель «М-55» приветливо моргал вывесками, предлагая душ, туалет и кафе. Проехав за первый вечер всего 380 км, мы тем не менее были довольны. Все-таки на 380 км ближе к морю!

День второй

На следующий деньa06710, проснувшись рано и стараясь не будить самого младшего путешественника, уже в 5.50 выехали с парковки мотеля. Утром на фоне встающего солнца Бурятия выглядела намного приветливее. Большое число кемпингов, заправок, небольших и уютных в утренних лучах деревушек. А чего стоит красавица Селенга! Конкретной конечной точки на этот день не ставим, сколько проедем, столько проедем — решаем мы.

Стоит сказать, что практически вся дорога до Находки проходит в отдалении от населенных пунктов, захватывая по окраине только Улан-Удэ и Хабаровск. Так вот проехать Улан-Удэ не составляет никакого труда. По две-три полосы в каждую сторону, большое число указателей на Читу не дадут заблудиться никому. Ценники на заправках подтверждают еще одно данное нам предупреждение: стоимость бензина будет расти, достигнув максимума на «путинской» трассе. Если на заправке перед Выдрино АИ-92 стоил 33 рубля за литр, то на «Альянсе» в Сотниково уже 34,90 рублей, на «Роснефти» в Тарбагатае 35,20 рублей и так далее. Кстати, именно эта заправка «Подсолнух» оказалась единственной, встреченной нами на всем пути, с банкоматом Сбербанка. Так что если у вас мало налички, сюда обязательно стоит завернуть. Тем более что здесь можно купить и вкуснейший сваренный кофе всего за 32 рубля.

Забайкальский край нас встретил затянутым небом и разбитым асфальтом, к которому на второй день уже начинаешь привыкать, так же как и к ремонтным работам на участках с гравийкой. Счастье начинается только после Читы, там, где стартует трасса «Амур».

Немногочисленные автопутешественники на Восток советуют: на трассе «Амур» надо успеть проскочить участок в 475 км от Чернышевска до Ерофея Павловича. Это и есть та самая путинская трасса, последний участок дороги, сданный в 2010 году и обкатанный президентом на желтой «Калине».

Так как здесь еще не построили достаточной инфраструктуры для ночевок, остановок, да и с заправками беда, лучше подгадать свой маршрут таким образом, чтобы ночь не застала здесь в пути. Зная об этом, второй день решаем завершить поближе к Чернышевску и заворачиваем к облюбованной перегонщиками и много раз описанной в интернете гостинице «Пламенный дракон». Все номера были заняты (кстати, 1600 рублей в сутки, можно забронировать заранее по телефону, который не сложно найти в Сети), зато в нашем распоряжении душ за 100 рублей и охраняемая автостоянка (100 рублей). Ребенок уже давно сопит на заднем сидении, избавленный родителями от кресла еще пару часов назад. Можно и самим отдохнуть. На одометре еще 958 км в копилку.

Дни третий и четвертый

a06708Утро, как будто подгоняя нас, выдалось холодным и дождливым. Запасшись горячим кофе, проверив масло и подкачав шины, выезжаем в 7 утра со стоянки. Впереди 1800 км до Хабаровска и тот самый перегон от Чернышевска до Ерофея Павловича. Наполняем бак под завязку на ближайшем АЗС (цена уже 36,4 рубей за литр 92) и трогаемся. С заправками на самом деле оказывается все не так плохо: только мы насчитали по пути до Ерофея Павловича как минимум пять (на 425, 480, 688, 794 км «Амура»). Правда, вот цена действительно зашкаливает: самый дорогой бензин стоил здесь 37 рублей, а на обратном пути и вовсе 41,70. Что и неудивительно: судя по встречным бензовозам, топливо сюда поступает сугубо из Амурской области.

Еще один момент: на всем протяжении пути лучше верить знакам «Неровная дорога». На «Амуре», например, они предупреждают о печально известных «Амурских волнах». На них действительно можно не только оставить подвеску, но и вовсе улететь с дороги. Особенно много таких участков встречается ближе к Амурскому краю. Других препятствий, в виде засад доблестной ГИБДД или каких-либо заторов, здесь и вовсе нет. По всему «Амуру» оборудованы прекрасные просторные парковки, практически на каждой — эстакады, туалеты и даже столики с лавочками для перекусов.

Зная, что в Хабаровске нас ждут друзья родителей, которых не видели ровно 30 лет, подгадываем свою дорогу таким образом, чтобы быть там не ночью и не рано утром, а где-то в обед следующего дня. Ночевка опять же в известной, теперь уже не только среди перегонщиков, гостинице, где в 2010 году останавливался Путин, о чем красноречиво напоминают многочисленные фотографии, развешанные в кафе.

3 августа уже в полдень мы въезжаем в Хабаровск, резко начинающийся постом ДПС и мостом через Амур. Для тех, кому дальше на Восток, надо не пропустить поворот направо с указателем Комсомольск-на-Амуре, мы же отправились прямиком в город, где и задержались на пару дней. Уставшие от однообразия дороги, жадные до новых впечатлений, мы с удовольствием гуляли по красивейшей набережной, любовались Амуром, рассматривали величественные здания местных музеев, театров, университетов.

Пятый день

a06712Последний день пути оказался самым тяжелым. Проехав от Иркутска уже более 3,4 тыс. км, нам оставались всего лишь 850 км пути. Но ремонт дорог в Хабаровском крае и начале Приморского даже не дал шансов провести их незаметно. Только перед Уссурийском (а это порядка 600 км от Хабаровска) можно было выдохнуть: несколько лет назад здесь сдали в эксплуатацию отличную объездную дорогу с раздельными встречными потоками (не меньше двух полос в каждом направлении), новыми указателями, прекрасным асфальтом. Но и здесь оказалось не без подвоха: практически на всем оставшемся пути до Находки установлены предупреждающие знаки «Видеофиксация». По уверениям местных, знаки здесь не фикция — «письма счастья» в Приморье приходят практически всем и с завидной регулярностью.

В этот же день нас впервые за всю дорогу остановил и инспектор ГИБДД. После черноморского вояжа, когда ростовские и краснодарские гаишники тормозили на каждом въезде и выезде из поселков (просто увидев другой регион на номерном знаке), эта встреча даже обрадовала. На всем пути на Восток посты ДПС можно пересчитать по пальцам руки, а тех, где дежурили бы сотрудники, еще меньше. При этом, что поразило, на характере вождения местных это никак не сказывается. Ездят на порядок вежливее и аккуратнее, чем в Иркутской области. Нет выскакивающих прямо перед тобой встречных машин.

Фуры все как одна (а иногда и малолитражки) правым поворотником указывают, когда трасса пустая и можно идти на обгон. Предупредить о стоящем впереди экипаже ДПС морганием фар — здесь тоже привычное дело.

Море, так манившее нас к себе, появилось из-за очередной сопки уже на закате и было от этого еще волшебнее. Ребенок, который ради него мужественно вытерпел столько дней в дороге (еще и в кресле), восторженно замолчал, впрочем, как и мы, вдыхая любимый соленый воздух и представляя, как уже завтра окунемся в теплые волны.

Подводя итог

Не занимая больше времени, хочется лишь отметить: автопутешествие на Дальний Восток оказалось довольно легким и приятным занятием. Да, трассы ремонтируются на всем протяжении пути, да, асфальт не везде идеального качества, но, в отличие от поездки на запад, нам не приходилось километрами плестись за большегрузами. Здесь нет дорожных знаков, ограничивающих скорость до 40 км/ч в чистом поле, здесь нет ГИБДД, прячущихся за кустами с одной лишь целью вас подловить, а не предотвратить ДТП (или нам не встречались). Рассказы, что трасса не обеспечена инфраструктурой, уже также давно не соответствуют действительности.

Здесь на любой вкус и кошелек можно найти и кафе, и гостиницы (если помнить о том, что останавливаться надо часов в 6-7 вечера, то свободные места гарантированы), и АЗС, и шиномонтаж, и даже бани и химчистки.

a06709Для пущего спокойствия один совет: найдите на «Дроме» «легенду трассы Амур». Это сводная таблица, в которую многочисленные водители вбили всю информацию о наличии инфраструктуры по километрам (на момент нашей поездки она была обновлена на август 2014 года и соответствовала действительности с погрешностью 1-2 км). Ориентироваться по ней очень легко и удобно, вы будете всегда спокойны, зная, что через столько-то километров пути вас ожидает проверенная гостиница или АЗС нужной вам фирмы. Кстати, такая же таблица есть и для путешествующих от Новосибирска до Читы.

Насчет автозаправок — их действительно более чем достаточно. В Бурятии начинается сеть «Альянс», которая чем дальше на восток, тем больше доминирует на трассе. «Роснефть» уже достаточно редка в Забайкалье и Амурском крае, из-за чего, видимо, отличается постоянными очередями. Приходилось заправляться и на АЗС «Магистраль», «Петровскнефтепродукт» и даже на совсем невзрачных станциях а-ля Советский Союз, но бензин везде оказывался хорошего качества.

Не стоит опасаться и за питание в дороге: если вы решите обойтись своей едой, то кипяток вам без проблем нальют в любом кафе (обычно литр стоит 10 рублей), или же можно пользоваться своей газовой горелкой. Для всех остальных открыты двери общепита. Обед на семью из трех человек выходит на порядок дешевле, чем обед в Иркутске. Для тех, кто предпочитает безналичный расчет, терминалы есть практически на всех АЗС и кафе трассы.

И еще, не стоит пугаться описанных пяти дней пути. На самом деле трассу можно пройти намного быстрее, главное, что для вас в приоритете. Если конечная цель, то легко уложиться в трое суток (обратная дорога у нас столько и заняла). Если сам процесс дороги: то время в пути даже можно растянуть, заглянув на экскурсии в попутные крупные города. Ведь когда еще такая возможность представится!

Анна Смирнова

a06707