На старте нужно расслабиться…

Дурманящий запах жженой резины, блестящие глаза гонщиков, ревущая толпа зрителей, бешеные скорости… Однажды почувствовав атмосферу настоящих гонок, невозможно отказаться от шанса вернуться в нее вновь, и тем более — невозможно пропустить нечто более масштабное, чем удавалось увидеть ранее. Неудивительно поэтому, что в последние дни июня иркутские любители дрэг-рейсинга в количестве ста тридцати человек, заправив под завязку бензобаки своих авто и поместив на задние стекла наклейки «Иркутск едет на «Дрэг-битву», отправились по трассе М-53 в Красноярск, где должна была пройти вторая «Абсолютная Drag-Bitva в середине России».

Фото Ивана Тараканова

Участников гонок среди них не было: автомобиль, способный преодолеть четверть мили за 10 секунд, совершенно не пригоден для езды по нетрековому бездорожью. Все спорт-кары, которые через два дня должны были выкатиться на старт, добирались до места своей возможной славы не на своих четырех. Из Владивостока, Пензы, Алма-Аты, Находки, Новосибирска, Москвы — со всех концов России и СНГ болельщики и участники ехали в Красноярск за своей дозой автоэмоций.

Соревнования в разгоне

«Абсолютная Drag-Bitva в середине России», уже второй год проводимая в Красноярске, стала одной из визитных карточек города. Оценив имиджевую ценность проекта, поддержку гонкам оказывают краевые власти — замгубернатора Сергей Сокол председательствует в оргкомитете, на три дня закрывается один из крупнейших сибирских аэропортов «Черемшанка», обеспечиваются беспрецедентные меры безопасности и высокий уровень организации — от размещения участников и болельщиков до отличного шоу, перекрывающего паузы между заездами. Сами многочасовые гонки, и представляют собой череду молниеносных заездов. Как подсчитали организаторы, на победу в Битве спортсмен тратит чуть более минуты чистого времени. Скажем, в прошлом году победителю Роману Нагервадзе хватило 75,68 секунд, чтобы «взять» главный приз — $20 тысяч. Чуть больше 263 долларов за каждую секунду гонки на трассе… В довесок к деньгам чемпиону полагается переходящий кубок весом в 16,7 кг, представляющий собой стальной руль, зажатый в тисках. На подиуме кубка каждый год появляется имя и название авто нового Чемпиона Битвы, а вот серебряный центральный медальон изготавливается каждый раз заново и после нанесения персональной гравировки передается Чемпиону Абсолютной Дрэг-Битвы навсегда.

Помимо учреждения подобного приза, уважения достойна и готовность штаба битвы частично компенсировать доставку сильнейших машин из удаленных городов. Что касается параметров определения «сильнейшести», то по опыту 2005-2006 годов лидеры следующего сезона должны иметь мощность 700-1300 лошадиных сил и показывать время на четверть мили — 9-11 секунд. Гонки проводятся по правилам drag racing’а, то есть в парных заездах по прямой на дистанцию в четверть сухопутной мили, 402 метра. По сути, это соревнования в разгоне. Правила просты, ограничений для участников также минимум: автомобиль должен иметь в основе серийный гражданский кузов (навесные элементы могут быть облегчены) без нарушений предусмотренной заводом-изготовителем компоновки «кузов-двигатель» (сам двигатель может быть любым и сколь угодно сильно модернизированным), а гонщик должен быть в шлеме и пристегнут ремнями безопасности. Все.

Рекорд на пробу

Сюрпризы начались уже 30 июня во время квалификационных заездов. Правильнее будет сказать, что квалификация перевернула все с ног на голову. Во-первых, из пятнадцати претендентов на победу на стартовую квалификацию выехало всего двенадцать — три машины сошли c дистанции по техническим причинам. Во-вторых, — это немало удивило — по итогам квалификации первые два места заняли моноприводные машины (задний или передний привод). В российском дрэг-рэйсинге автомобили такого типа фаворитами никогда не считались, хотя при наличии специальной трассы (drag strip) преимущество дрэгстеров с приводом на одну ось не вызывает сомнения. В третьих, чемпион прошлого года Роман Нагервадзе по итогам двух тестовых заездов стал восьмым. И, наконец, в-четвертых, произошло то, что заставило потерять контроль над собой организатора и бессменного ведущего красноярской «Дрэг-битвы» Владимира Перекотия. «Обычно я не матерюсь, — оправдывался он, — но тут, извините, не удержался». Удержаться и правда было трудно, когда одна из машин в пробной попытке «выехала» из десяти секунд «чистого времени» (т.е. без учета времени реакции водителя на старте), нечаянно установив рекорд СНГ. По трибунам пошел легкий шепоток — имя рекордсмена болельщикам не объявляли, но многие догадывались, чей болид мог пролететь четверть мили подобно пушечному ядру. Неудивительно поэтому, что на лицах расходившихся болельщиков читалась основная эмоция — ожидание. День гонок, 1 июля, обещал быть напряженным.

Вначале было…

Слухи о рекорде к следующему утру, конечно, уже расползлись по городу. По номерам сотен автомобилей, припаркованных рядом с главным зданием аэропорта, можно изучать географию России. У входа в аэропорт толпится масса болельщиков — кто-то суетится с «лишними билетиками», остальные спокойно дожидаются своей очереди. В главном зале — полное ощущение регистрации на ближайший рейс: масса людей, процедура досмотра, металлодетекторы. На всем пути следования к месту событий рассредоточились бравые бойцы в камуфляже — видимо, на тот случай, если кому-то из туристов вздумается сфотографироваться с действующей авиатехникой. Что и говорить — беспрецедентные меры безопасности для спортивного шоу.

В конверте с билетом — пластиковая карта-пропуск, программа соревнований и план местности: указан путь следования до трибуны и благословенных мест, где можно заправиться холодным пивом и горячими бутербродами. Через закрытый парк видно, как, дожидаясь своего звездного часа, ровно в ряд стоят двенадцать спортивных болидов, готовых в любую минуту сорваться с места и, разрывая воздух ревом выхлопных труб, промчаться с рекордным временем по взлетной полосе. Перечень красавцев прилагался.

Toyota Supra г. Пенза, пилот Максименко Сергей
Toyota Supra г. Алма-Ата, пилот Дикк Вячеслав
Mazda RX-7 г. Находка, пилот Маньков Александр
Nissan Skyline г. Владивосток, пилот Ладыгин Валерий
Toyota Soarer г. Владивосток, пилот Беликов Денис
Toyota MR2/SW20 г. Владивосток, пилот Максимец Михаил
Toyota Supra г. Новосибирск, пилот Павлов Дмитрий
Nissan Skyline г. Владивосток, пилот Радченко Сергей
Nissan Skyline г. Владивосток, пилот Поздеев Олег
Nissan Skyline г. Владивосток, пилот Нагервадзе Роман
Nissan Skyline г. Владивосток, пилот Зуев Руслан
Toyota Сelica г. Новосибирск, пилот Попов Андрей

Иркутские болельщики, которым отвели целую трибуну, все как один в желтых фирменных футболках GT-клуба, самые шумные, самые красивые. Постоянного ведущего этапов по дрэг-рэйсингу в Иркутске Андрейку можно узнать по мотоциклетной каске с рогами и большому рупору. Он призывает всю трибуну болеть активнее, и примерно две тысячи человек дружно машут руками. Ведущий, Владимир Перекотий, не раз обращаясь к зрителям, ставил иркутских болельщиков в пример. А как бы мы болели, если б в битве участвовал хоть один представитель Иркутска или Иркутской области? Не могу представить…

Над стартовыми створами висит огромное светодиодное табло, позволяющее увидеть последние сто метров трассы, недоступные взгляду с трибуны, и разглядеть во всех подробностях закрытую зону, прогрев гонщиками резины, работу технической бригады, а иногда и лицо гонщика. Точнее, конечно, его шлем.

Дрэг-Битву предваряли традиционные гонки среди машин Сибири — «Татышев Рэйсинг Регион» В них, кстати, участвовали два иркутянина. И едва здесь закончился последний заезд, как над всем театром Битвенных действий нависла большая черная туча — явление, тоже претендующее на традиционность. В прошлом году соревнования даже пришлось переносить из-за ливня. Вот и теперь, не дождавшись, пока все ретируются, туча стала обильно поливать пятитысячную толпу зрителей. Покидать аэродром, правда, никто из них не собирался: одни радостно подставляли падающим каплям успевшее загореть лицо, другие пытались протиснуться под трибуны. Иркутяне поставили своеобразный рекорд: около ста человек втиснулись в фургон небольшого грузовичка. Минут через сорок дождь прекратился, и нужно было дождаться, когда высохнет трасса, чтобы начать битву. Во время этой паузы болельщиков развлекала красноярская рок-группа «Корабль дураков».

Проводили гонки, порвали два кардана…

Трасса, к счастью, высохла быстро, заставив «Корабль дураков» на радость зрителям закончить свое выступление. Пилоты вывели свои машины на трассу. Общая стоимость этих машин превышает $800 тысяч, а часы усилий, положенных на превращение их в самые быстрые автомобили России, не поддаются подсчету. Целый год напряженной подготовки во имя десяти секунд, больше или меньше, которые расставят всех по местам — еще на год.

Вопреки ожиданиям, в этом году на битве не было сверхнапряженных сумасшедших поединков. Drag-Bitva-2006 была битвой со временем, с тем самым порогом в 10 секунд, преодолеть который официально пока не смогла ни одна машина на постсоветском пространстве. Ни одна пара в 1/4 финала не стартовала больше 1 раза, машины отказывались биться дальше. В полуфиналах практически никто не сомневался в фамилиях финалистов: Нагервадзе и Зуев. Уже в полуфинале Роман бьет 10 секундный порог, но на эту новость будто не обращают внимания, ей словно нет места в полуфинале. Имеет значение только финал.

Вначале прошел финал полноприводных авто. Он в этом году вышел довольно драматичным. Soarer Дениса Беликова из Владивостока против новосибирской Supra Дмитрия Павлова — и уже на старте не выдерживает железо, у Supra на мелкие кусочки разорван карданный вал! На помощь приходит иркутский гонщик Александр Данилов — участник «Татышева» пожертвовал карданом со своей идентичной машины на благо шоу, хотя никто не был уверен, что железо выдюжит… Иркутский кардан — в клочья. Беликов признан самым быстрым в категории моноприводных авто.

«Это русские гонки для русских»

И вот абсолютный финал. Двое сильнейших — Зуев и Нагервадзе. Первый уверен, что в гонках все решает техника. Второй, будучи убежден, что победу делают люди, тем не менее, привозит для подготовки своего авто японского специалиста Недзука Садаши…

Старт. Эта динамика нереальна. 402 метра проглатываются за… 10,073 сек. Но что мы видим — Зуев закатывается в «боксы«… Что это? Зачем? 5-минутное ожидание заканчивается неутешительной новостью: у синего «Ская» сгорела турбина. Иркутские болельщики без сомнения одолжили бы свою, если бы она у них была, но… Официальная формулировка итога битвы — техническая победа Романа Нагервадзе. На этом все могло закончиться — $20-тысячный приз, кубок, так и не ставший переходящим… Однако 10-секундный порог — это не тот соперник в финале, борьбу с которым можно отложить еще на год. Болид Нагервадзе закатывается в бокс, и японец приступает к работе.

Недзука Садаши напомнил мне старого настройщика пианино. Он также кропотливо, без лишней суеты, нота за нотой, отстраивает автомобиль своего подопечного, пока музыка двигателя и турбин не сливаются в едином ритме и столь дорогой сердцу мелодии 950-сильного мотора. Он сказал мне потом, что битва для него прошла «плодотворно». Можно было показать более высокий результат, но не хватило подготовленного покрытия на трассе. По мнению японца, «хорошего асфальта было всего сто метров». «А все-таки это русские гонки для русских», — заметил он, отвечая на вопрос, возможно ли в будущем участие в гонках спортсменов из Японии. Не знаю, было ли это демонстрацией некоего превосходства. Хотя, тот факт, что рекорд гонщика, автомобиль которого был подготовлен фирмой Недзука, составил 8,9 сек., впечатляет. Тем не менее и для Нагервадзе японец сделал все, что мог. Когда на его лице появилась едва заметная улыбка, было ясно: машина готова к бою.

Чемпион на старт. Красный, красный, зеленый. И сейчас в глазах стоит вся картина, будто кадры замедленной съемки: безупречный старт, четкие переключения, все внимание на светодиодное табло… и результат — 9,501!

Это победа.

И это — рекорд. Роман Нагервадзе стал двукратным победителем Абсолютной Дрэг-Битвы в середине России, одержав убедительную победу над пресловутыми ten seconds, с которых начинается новый отчет: до Дрэг-Битвы-2007 остается 300 дней…

Drag-Bitva в вопросах и ответах

• Место проведения?
Битва проходит на расстоянии 3995 километров от Москвы и 3662 километров от Владивостока.
• Почему «Абсолютная«?
Потому что битва проводилась и проводится в единственном классе — «абсолют» (unlimited street), без ограничений по мощности двигателя, конфигурации кузова или типу привода. Победитель снимает весь банк!
• Почему в середине России?
Потому что именно в середине страны удобнее и справедливее по времени и по затратам встречаться самым быстрым машинам со всей России. Не секрет, что главные автомобильные столицы нашей страны — Москва и Владивосток. Москва — потому что она у нас «столица всего», и Владивосток — потому что именно через него идет основной транзит автотранспорта из Японии. Не случайно первую Битву во многих форумах еще задолго до ее начала называли первой дуэлью «Восток — Запад».
• Почему битва?
Битва потому, что здесь встречаются САМЫЕ БЫСТРЫЕ И МОЩНЫЕ машины страны. Битва потому, что Главный Приз, который получает победитель, беспрецедентен для автоспорта России… $20 000 — за один уик-энд.