«На сцене нужно каждый раз сгорать»

Директор Иркутской областной филармонии Ирина Касьянова — о выступлении в Музикферайне, сибирских талантах и голоде по высокому искусству
Для Иркутской областной филармонии 2019 год стал знаковым во многих смыслах: это и 80-й концертный сезон, и 60 лет существования Губернаторского симфонического оркестра, и 10 лет с момента назначения главным дирижером заслуженного деятеля искусств России Илмара Лапиньша. Однако музыканты не придают большого значения круглым датам — для них каждый творческий год неповторим. Где публика взыскательнее: в Австрии или сибирской глубинке, какая премьера ждет зрителей этим летом и почему музыка сравнима с религией — об этом мы поговорили с директором Иркутской областной филармонии, а в прошлом артистом и руководителем губернаторского симфонического оркестра Ириной Касьяновой.
Ирина Касьянова, директор Иркутской областной филармонии

Дыхание Байкала

Наш разговор с Ириной Владимировной начинается под аккомпанемент высоких голосов и протяжных звуков скрипки — сегодня в этих стенах открывается IX Международный фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала». За эти годы на сцене иркутской филармонии побывали знаменитые солисты из Бразилии, Австрии, Сербии, Польши, Литвы, Монголии, России. В этот раз география гостей вновь впечатляет: Германия, Болгария, Мальта. Что же их всех привлекает в нашем фестивале?

— Главный дирижер, — не раздумывая отвечает Ирина Владимировна. — В 2009 году Илмар Артурович пришел в оркестр, и уже через полтора года основал фестиваль «Дыхание Байкала». Для города, в котором нет оперного театра, идея довольно смелая, но сомнений не было, что это приживется в Иркутске. У Илмара Артуровича такой впечатляющий послужной список, что для многих знаменитых солистов поработать с ним — большая честь. Кроме того, дирижер и оркестр не боятся исполнять новые произведения, в первую очередь интересные для самого солиста. Несколько лет назад к нам приезжал Центр оперного пения Галины Вишневской, мы ставили «Царскую невесту» Римского-Корсакова в концертном исполнении. Сцена у нас небольшая, и артистам пришлось встать в ряд за спиной маэстро. Музыканты заволновались: «Как же мы будем петь?» Ведь солист привык видеть руку дирижера, его лицо… Выступать пришлось практически вслепую, спиной к спине. И не было ни единого промаха. Это еще раз доказывает, что талантливый дирижер буквально дышит вместе с солистом и чувствует его как никто.

— Что станет изюминкой нынешнего фестиваля «Дыхание Байкала»?

— Безусловно, опера Беллини «Норма», которая раньше не звучала у нас, и прима фестиваля Инга Кална. Она пела несколько сезонов в Лондонской королевской опере, а сейчас работает в Гамбурге. «Это запредельный уровень», — признавались мне участники фестиваля после первой репетиции с ней, — говорит Ирина Касьянова. — Каждый из солистов, кто хоть раз побывал на фестивале, желает приехать вновь. Здесь царит необыкновенная творческая обстановка. Нет противостояния и соперничества, характерных для музыкального творческого мира, — только партнерство и единение, дружеская атмосфера, в которой все купаются, как в красивом аквариуме.

Фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала»

Неотъемлемой частью фестиваля является отборочный тур престижного международного конкурса вокалистов имени Ганса Габора «Бельведер». Благодаря ему когда-то на этой сцене зажглись знаменитые иркутские таланты Гейрат Шабанов, Мария Тощева, Андрей Данилов, Василий Соколов.

— Андрей Данилов, победитель прошлого отборочного тура «Бельведер», в итоге вошел в число 16 финалистов конкурса — среди 147 оперных певцов всего мира, — с гордостью говорит Ирина Владимировна. — Также на «Бельведере» в свое время мы открыли Савву Хастаева — сегодня он солист молодежной труппы Мариинского театра.

В этом году победителем конкурса стала выпускница Иркутского музыкального колледжа им. Ф. Шопена (ныне студентка первого курса МГИМ им. А.Г. Шнитке) Екатерина Охлопкова. Эта дата теперь запомнится ей на всю жизнь: в этот день она не только получила путевку в финал конкурса в Австрии, но и вышла замуж.

«Моя цель — Золотой зал Венской филармонии»

О блестящих австрийских гастролях Иркутского губернаторского симфонического оркестра наслышана вся Россия: это исключительный случай в истории современной классической музыки. Еще ни один региональный симфонический оркестр не попадал на сцену легендарного Музикферайна.

…Десять лет назад, когда Губернаторскому симфоническому оркестру представляли нового главного дирижера Илмара Лапиньша, маэстро нескромно заявил: «Моя цель — чтобы оркестр играл в Золотом зале Венской филармонии». В тот момент артисты подумали: «Наверное, этот дирижер здесь ненадолго». Но Илмар Артурович сдержал свое слово, и в 2018 году симфонический оркестр впервые ступил на сцену Венской филармонии.

— Когда мы прилетели в Вену, на нас смотрели свысока и даже предупредили: «Знаете, здесь такая странная публика, они могут встать и уйти. Если им не понравится — начнут топать ногами, высказывая свое пренебрежение». После этих слов волнение усилилось в сто раз, — вспоминает Ирина Касьянова.

Продажи билетов шли хорошо, и в день концерта в зале не было ни одного свободного места. Впервые переступив порог исторической сцены, хранящей на себе следы великих музыкантов, иркутяне испытали трепет и страх.

— Нам не надо быть лучше, чем мы есть. Давайте сделаем все, как в Иркутске, — сказала я нашим артистам. Это был самый страшный концерт за всю мою жизнь, хотя я работаю в филармонии с 1991 года. Одно дело, когда находишься на сцене: взял в руки скрипку, и все — кроме тебя и музыки, ничего не существует. Другое дело, когда сидишь в зале и переживаешь… Я выдохнула только когда услышала овации и увидела, что зал стоит.

Фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала»

После такого успеха Иркутский губернаторский симфонический оркестр пригласили в Золотой зал вновь. И это оказалось еще волнительнее, ведь удержаться на вершине сложнее, чем на нее подняться. После концерта к иркутским музыкантам подошел один из австрийских слушателей и признался: «Ваша новогодняя программа значительно интереснее, нежели у Венского филармонического оркестра. Я отдаю пальму первенства вам».

— Тот факт, что нас пригласили в Музикферайн третий раз (причем не с новогодней программой, а уже с серьезным концертом) говорит о том, что мы достойны этой сцены во всех отношениях, — улыбается Ирина Владимировна. — В следующем году мы исполним в Венской филармонии 6-ю симфонию Чайковского и концерт Брамса для скрипки с оркестром, солировать будет лауреат многих престижных международных конкурсов, солист Московской государственной академической филармонии, талантливый молодой скрипач Павел Милюков.

Улетели, но обещали вернуться

С «золотых» подмостков Венской филармонии музыканты непринужденно и с истинным удовольствием спускаются в маленькие залы сибирской глубинки. В 2018 году Губернаторский симфонический оркестр, солисты филармонии и ансамбль русских народных инструментов «Байкал-квартет» дали 76 концертов в 21 муниципальном образовании Иркутской области, на которых побывало 10600 зрителей. Музыканты добрались до самых отдаленных уголков Приангарья: жители Бодайбо впервые услышали симфонический оркестр — оркестр впервые увидел Бодайбо.

— Нас нигде так не встречают, как дома. В Бодайбо люди слушали музыку со слезами на глазах, отпускать не хотели. И когда в последний день мы шли по городу, навстречу нам молодежь с колясками: «Во сколько сегодня концерт?». «Сегодня не будет концерта, мы улетаем», — отвечаю я, а они всплеснули руками: «Как улетаете?! Мы рубашки мужьям нагладили!», — с трепетом рассказывает Ирина Касьянова о первых бодайбинских гастролях филармонии.

Как говорится, они улетели, но обещали вернуться: этим летом артисты филармонии вновь отправятся в гастроли по области и 23 августа дадут концерт в Бодайбо.

— Это не просто потребность — это голод по высокому искусству, — считает директор филармонии. — Как-то после концерта в Усть-Куте нас обступили слушатели. И одна женщина, много лет назад приехавшая из Петербурга в Усть-Кут по комсомольской путевке и оставшаяся здесь на всю жизнь, благодарила сквозь слезы: «Я слушала симфонической оркестр последний раз 20 лет назад, спасибо вам большое». А в Улькане наши гастроли и вовсе закончились песнями у костра под гитару. На следующий день местные жители несли нам в поезд продукты коробками, причем все свое, от чистого сердца… Ну какая Вена будет провожать пирогами и салом! — смеется Ирина Касьянова. — А самое главное, выходя на эти маленькие сцены, мы чувствуем бесконечную энергетическую волну — ради этого стоит ехать в самую глухомань.

В прошлом году Иркутская областная филармония подарила зрителю необычную премьеру — оперу Римского-Корсакова «Царская невеста» под открытым небом в Тальцах. Идея была так тепло принята публикой, что этим летом решено провести здесь же Фестиваль русской оперы: на нем представят уже полюбившуюся «Царскую невесту» и еще одну оперу Римского-Корсакова — «Золотой петушок».

Фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала»
За годы проведения Международного фестиваля оперной музыки «Дыхание Байкала» на сцене иркутской филармонии побывали знаменитые солисты из Бразилии, Австрии, Сербии, Польши, Литвы, Монголии, России.

Музыка как вера

Несмотря на такой оглушительный успех в мире и дома, в Губернаторском симфоническом оркестре существуют определенные трудности — в частности, нехватка кадров.

— В 1990-х годах профессию духовика и оркестранта полностью дискредитировали, когда практически перестали платить заработную плату. И сегодня мы пожинаем плоды той эпохи: во всей стране не хватает волторнистов, гобоистов, хороших флейтистов, контрабасистов, у нас уже много лет вакантна позиция арфистки. В Иркутске высшего музыкального образования нет, и, уезжая учиться на запад, молодые таланты зачастую там и остаются, — рассуждает Ирина Владимировна. — Сейчас появилась надежда — Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Это специально созданная кузница музыкальных кадров для пополнения региональных оркестров; своеобразная академия при Московской филармонии, после окончания которой музыкантам будут предложены места в симфонических коллективах России.

Интересно, что у молодежного оркестра нет главного дирижера. Штриховой техникой, нюансами звукоизвлечения, построением музыкальной фразы с ними занимаются педагоги, а дирижеры меняются почти каждую неделю. Но именно благодаря этому оркестранты не привыкают к одному руководителю и одному жесту и, попадая в регионы, могут работать с любым наставником.

— Профессия музыканта очень сложная, энергозатратная физически и эмоционально. Артист не может работать, не пропустив произведение через себя, — ему просто зритель не поверит, — убеждена Ирина Касьянова. — Как-то я пришла к ламе, а он спросил: «Зачем?» И когда я ответила, что хочу поговорить, подумать, он меня удивил: «Но ведь вы, музыканты, выше нас. Сначала — Бог, затем — музыканты, и только потом мы, религиозные учителя». Для меня это стало большим откровением, и я еще острее ощутила ответственность, которая ложится на музыканта. Это как в религии: либо ты веришь, либо нет, сфальшивить нельзя. На сцене нужно каждый раз сгорать: не тлеть, а именно сгорать.

Яна Шутова