На радость катающимся, на раздражение обывателям

В настоящее время разрабатывается проект первого в Иркутске скейт-парка. По оптимистичным мнениям, профессиональная площадка для катания откроется уже во второй половине июля, а по реалистичным — в конце этого или в начале следующего года. Как уверяют участники этой инициативы, областной центр нуждается в таком проекте — в настоящее время здесь практически нет специально отведенных мест для любителей кататься на скейте, BMX, роликах, поэтому многие отрабатывают свои навыки прямо на улицах города, подвергая себя и окружающих опасности. Хотя далеко не все обыватели поддерживают инициативу открытия скейт-парка — боятся, что неформально одетые молодые люди будут шуметь по вечерам.

Идея создать профессиональный парк для занятия экстремальными видами спорта вынашивается уже в течение нескольких лет. Особо актуальным вопрос стал пару месяцев назад, когда всем стало уже точно известно, что новая площадка на сквере Кирова больше не будет работать. Скейтеры прямо утверждают, что закрытие произошло из-за разногласий с властями, представители же администрации называют более политкорректную причину.

«Площадка возле сквера Кирова была шикарным местом для скейтеров: в самом центре города, недалеко от администрации. Но расположение не очень удачное с точки зрения безопасности — участок находился между тремя дорогами. Иногда разгорячившиеся велосипедисты выезжали на проезжую часть. Поэтому сотрудники ГИБДД попросили нас закрыть площадку, — высказался заместитель начальника управления по физической культуре, начальник отдела по молодежной политике администрации города Иркутска Александр Шапочкин. — Также стоит отметить, что далеко не все граждане позитивно смотрят на появление скейтерских площадок, особенно если это происходит в центре города.

Во время организации различных молодежных мероприятий ко мне нередко подходят люди (часто пожилого возраста), жалующиеся: «Вот, понастроили здесь. Будет молодежь шуметь по ночам, пить, материться». Хотя я, как человек, регулярно сотрудничающий с поклонниками экстремальных видов спорта, могу сказать, что, несмотря на свой не всегда опрятный внешний вид, это очень позитивные, адекватные и целеустремленные ребята».

Именно из-за «ворчания» прохожих, а также из-за сложности поиска свободной площадки в центре города, было решено подбирать место для будущего скейт-парка на периферии. Сейчас рассматриваются следующие варианты: в районе Приморской и Академгородка, на 4-ой Железнодорожной. Еще предположения — создать огороженные участки на территории возле «Байкал-Арены» или будущего Ледового дворца. Изначально планировалось сотрудничество с ИрГТУ, но на прошлой неделе с руководством вуза возникли «трудности перевода».

В настоящее время на строительство скейт-парка уже собраны 1 млн 200 тыс. рублей. Из них чуть больше 400 тыс. в качестве субсидии выделила администрация Иркутска, остальное — деньги спонсоров, благотворителей и энтузиастов. «Мы провели несколько мероприятий и концертов; собранные там деньги пошли в копилку нашего проекта. Также любой может поддержать нашу затею, купив у нас браслет за символическую цену в 100 рублей. Примечательно, что мы находим отклик даже от тех, от кого не ожидали — к примеру, в пользу создания скейт-парка нам перевела 50 тыс. женщина, никогда не занимавшаяся экстремальными видами спорта, — комментирует один из активистов проекта Евгений Стронский. — Мы планируем уложиться в два миллиона, так что нам осталось собрать около 800 тысяч. Очень надеемся, что скейт-парк откроется уже 21 июля».

Хотя в администрации не разделяют такие оптимистичные предположения — по мнению Александра Шапочкина, не стоит рассчитывать на новую площадку раньше осени; она будет ориентирована прежде всего на сезон уже следующего года.

Сейчас активисты обсуждают два проекта скейт-парка, которые им предоставили специализированные организации из Санкт-Петербурга и Москвы. «Раньше мы делали фигуры для катания сами. Хотя это достаточно затруднительно — например, мы около двух недель искали, где можно купить водостойкую фанеру. В этот раз мы решили обратиться к специалистам, которые дают нам гарантию на качество и безопасность оборудования. Ведь вопреки всем стереотипам мы стремимся свести степени риска и травмоопасности к нулю, — прокомментировал профессиональный велосипедист Дмитрий Алексеев. — В обоих проектах скейт-парка предусмотрены несколько зон. Трамп-зона является универсальной, она подходит и для роликов, и для велосипедов, и для скейтов. Здесь можно как проводить соревнования, так и просто тренироваться. Стрит-зона имитирует элементы городской архитектуры — перила, боксы, маленькие подкаты, разгонки, грани. Лучше, если все любители «реализма» будут кататься здесь, а не в неприспособленных для этого местах, подвергая тем самым опасности и себя, и окружающих. Эйр-зона — участок для амплитудных прыжков, где предусмотрены большие трамплины, высокие разгонки. На всей территории площадки могут одновременно кататься до 50 человек».

То, что новый скейт-парк точно будет постоянно заполнен молодыми скейтерами, велосипедистами и роллерами, сомнений ни у кого не возникает. Сейчас в Иркутске около 500 активных райдеров и несколько сотен любителей уличного экстрима. В областном центре бывали случаи, когда еще не успела отъехать спецтехника, устанавливающая где-то фигуры, как некоторые поклонники уже рвались на них покататься. Также люди «в теме» напоминают, что в других городах России условия для спортсменов-экстремалов в разы лучше, чем в Иркутске. Например, в соседнем Красноярске уже три года функционирует крытый центр экстремального спорта «Спортэкс», крупнейший в стране. Иркутску есть куда развиваться, так что после открытия летней площадки активисты планируют попробовать создать в городе крытый парк — жизненно важный объект для занятий любимым делом в зимнее время года.

Анастасия Елизарова