На пути к горным вершинам

Лето — самое благоприятное время для автопутешествий. Очень хочется отдохнуть, но в нашу долгожданную сибирскую жару уезжать к теплым морям нет смысла — туда правильнее всего отправляться осенью. Поразмыслив об этом, автор Al вместе со своим спутником жизни за пару дней собрала сумки, подпоясалась и рванула в Горный Алтай, к заснеженным белым вершинам Чуйского хребта.

Крутая дорога через перевал Чике-Таман паразительно напоминает европейские европейские пейзажи.

Сборы

Короткий и спонтанный, наконец-то совпавший по возможностям отпуск не хотелось проводить в городе. И даже Байкал не манил — он давно стал привычным времяпрепровождением на выходные. А когда в запасе есть целая неделя, то хочется масштабного путешествия, хочется горы свернуть, и не важно, что для того, чтобы добраться до этих гор, из имеющейся недели придется потратить как минимум половину.

Мы задумали поездку в Горный Алтай. Опрос знакомых еще больше укрепил желание ехать — оказывается, никто там никогда не был. Слишком далеко и неудобно добираться, жаловались те, кто в целом готов к автоавантюрам. Далеко — 2200 км. Но не страшно. И в воскресенье в 14.00, после того как наш боевой конь, Hyundai Santa Fe, вместе со вторым участником путешествия вернулся из тысячекилометровой поездки в Бурятию, мы отправились покорять алтайские горы.

ПОДРОБНОСТИ

Участники экспедиции: 2 человека. Время поездки: 8 дней. Боевой конь: Hyundai Santa Fe 2013 года. Потрачено дизельного топлива: 480 л. Чистое время, проведенное в пути: 82 часа. Общая стоимость поездки: 40 тыс. рублей

Детально проработать маршрут заранее не удалось — помните, поездка была очень спонтанной. Знали мы только, что едем в Республику Алтай, центром которой является небольшой городок Горно-Алтайск. Точно знали, что ехать надо до Красноярска и далее до Ачинска, а значит, времени на прокладку остального маршрута было предостаточно. Планшет с подключенным интернетом по всей России, зарядки для телефонов, запасная аккумуляторная батарея для сотового и инвертор в машине были.

Дороги

За первый день мы доехали до Канска, проехали город и сразу же за ним встали на ночевку в милом и очень популярном у дальнобоев придорожном кафе — на площадке около него стояло более 30 фур. Напротив располагалась заправка «Газпром», где помимо высоченных цен на дизель — 34,2 руб. за литр (дешевле, чем на любой заправке в Иркутске, но для Красноярского края невероятно дорого — средняя цена там не превышает 33 рубля) можно приобрести приличный аппаратный кофе и свежую сладко-мясную сдобу. Приметив это, мы с легкой душой отправились устраиваться в нашем пепелаце на ночлег. Оказалось, «Сантафе» — прекрасный автомобиль для ночевок. Полностью разложив задние сидения, мы запихнули в машину надувной матрас и с комфортом уснули на несколько часов. В 5 утра зазвенел будильник — и мы отправились в путь.

Долго ли, коротко ли, но наша «Санта» безостановочно поглощала километры дорог. От Канска до Красноярска дорога не очень удачная — двухполосная, с множеством закрытых поворотов, горок и ремонтных работ. При этом весьма загруженная (поэтому мы и выехали рано утром, чтобы не застрять в плотном потоке дачников). За Красноярском дорожная ситуация не лучше. После объездной вокруг города расположено множество дачных поселков, так что приходится встраиваться в ползущие очереди из десятков машин. Но далее начинается широченный участок новой дороги, где ехать — одно удовольствие: успеваешь всех обогнать и оторваться от «хвоста» дачников и фур. Всем водителям стоит учесть, что перед Ачинском надо бы опустошить бак, чтобы дешево заправиться — мы видели тут практически самый дешевый дизель во время всего путешествия: 28 рублей. Правда, по такой цене топливо продается на сомнительного вида заправках, мы заправлялись чуть дороже, за 28,5, но на приличных АЗС сети «Техас». Благоустроенные туалеты, платный душ и наличие недорогих кафе также повлияли на наш выбор.

Но вернемся к дорогам. От Ачинска до Мариинска движение нельзя назвать плотным, на двухполосной дороге легко было обгонять. А вот от Мариинска до Кемерово мы шли тяжело — дорога там похожа на нашу М-53, участок от Шелехова до Култука. Осложняло ситуацию огромное количество ремонтных работ: было пять участков, где одна полоса была полностью перекрыта. Зато за Кемерово нам воздалось за мучения! Вообще Кемеровская область — это рай для автомобилистов. Объездной дороги вокруг столицы Кузбасса нет, ехать нужно через центр города. Но как же комфортно это делать! На каждом перекрестке — понятный указатель, большую часть времени едешь по широкой прямой дороге. А при выезде из города по направлению в Новокузнецк выезжаешь на настоящий автобан, где разрешено ехать со скоростью 130 км/ч! Идеально ровная четырехполосная дорога с разделительной полосой протяженностью 50 км с очень невысокой загрузкой — такого я еще не видела. Как рассказали местные, этот автобан доведут до Новокузнецка, работы почти закончены, но трасса пока не открыта. Поэтому пришлось свернуть на старый тракт. Но и он нас весьма удивил: 90 км в четыре полосы с разделителем, и хоть видно, что асфальт тут в заплатках и местами есть колейность, ехать быстро это совсем не мешает. В общем, Кузбасс теперь — мой любимый регион. Кстати, возможно, из-за таких качественных дорог народ тут привык не ездить, а низко летать над землей. Специально для «шумахеров» местная полиция установила в кустах картонные плоские макеты машин ДПС. Звучит смешно только на первый взгляд — на скорости, когда краем глаза замечаешь знакомые цвета и формы, тормозишь непроизвольно. Поэтому неплохой метод для борьбы с нарушителями скоростного режима. Кстати, как оказалось, используют его не только в Кузбассе: макеты гаишных машин и полицейских стоят в Новосибирской и Томской областях, в Якутии, а также на юге страны — в Краснодарье и Ставрополье.

Красоты: Телецкое озеро и Катунь

Алтайский край не впечатлил нас своими дорогами, но вот низкую загрузку стоит отметить — из Новокузнецка до Бийска мы половину пути долетели по абсолютно пустой трассе, вторую половину проехали по такой же пустой гравийке. И вот после Бийска последняя сотня километров — и мы в Горно-Алтайске.

Мест, куда надо съездить, в Республике Алтай множество. И расположены они, как назло, довольно далеко друг от друга. В первую очередь мы поехали на Телецкое озеро, где планировали заночевать и отдохнуть, в село Артыбаш. От столицы республики до него надо было проехать 151 км. Но на месте наши планы быстро изменились: мы словно очутились в Листвянке, только все здесь было как китайская подделка, значительно меньше и преснее. Телецкое озеро называют младшим братом Байкала, оно меньше и уже, чем наша родная акватория. Чтобы такой путь не был проделан зря, мы взяли двухчасовую экскурсию на катере до середины озера. Молодой человек с гордостью нам рассказывал, что Телецкое — четвертое озеро по запасу пресной воды в России. Мы переглядывались и прятали улыбки. Сразу же после высадки на берег сели в машину и махнули в сторону Горно-Алтайска.

Телецкое нас разочаровало. Не поразила природа, не случилось эмочионального взрыва при виде водного пространства, а гор как таковых мы вообще не увидели — холмы, не больше. Первый день пребывания в месте мечты — и такое разочарование. Чтобы загладить его, мы махнули в поселок Чемал в 60 км от Горно-Алтайска в противоположном направлении от Телецкого. Поселок хвалили на многих интернет-форумах: и природа там хороша, и развлечений много, и не скучно. Выехав в направлении Чуйского тракта и на 40 км свернув в поселок, мы поверили, что так все и есть: туризм здесь развит на ура. На протяжении всей трассы на каждом доме висели объявления: «Сдаем уютные комнаты с видом на реку», «Баня», «Экскурсии на Каракольские озера», «Катание на лошадях», «Мед и медовуха», «Эко-отель», «Отдых» и так далее — кто во что горазд. При этом было видно, что народу тут много: автомобильный код республики 04, но на трассе чаще встречались цифры 54, 42 и 22 — Новосибирская область, Кемеровская область и Алтайский край. Еще бы, им сюда ехать всего несколько часов. От Кемерово до Горно-Алтайска 550 км, от Новосибирска 450 км, от Барнаула — всего 267.

Доехав до Чемала, мы очень быстро нашли чудесный отель по невероятной для иркутян низкой цене. Отдельные благоустроенные домики с панорамным окном-входом во всю стену, перед домиком личный мангал с бесплатными дровами, огромная территория с волейбольной площадкой, детской игровой зоной и открытым бассейном с подогревом воды — сутки на двоих обошлись нам в 1700 рублей. У нас на Байкале за подобное место с подобной инфраструктурой мы бы заплатили как минимум в три раза больше.

Кроме турбазы нас поразила и природа. Уже в самом начале Чуйского тракта начались горы. Не те невысокие холмики, которые мы видели по пути в Артыбаш, а настоящие, высокие, с огромными поросшими мхом камнями. А вдоль всего этого великолепия стремительно бежала Катунь — горная река удивительного прозрачно-бирюзового цвета. Недавно прошел дождь, и, стоя на берегу, мы жадно дышали свежим горным воздухом, наполненным живительной прохладой и ароматами незнакомых цветущих трав. Вся неудовлетворенность Артыбашем и Телецким озером исчезла, осталась только радость от того, что мы воочию видим прекрасный Алтай.

Но лирике уступил место трезвый расчет. Сидеть в одном поселке, даже таком замечательном, не хотелось. Алтай похож на наш Байкальский регион — чтобы его понять, недостаточно съездить в Листвянку или на МРС, надо проехать пару сотен километров и увидеть совершенно разные места, которые, как детали пазла, сложатся в общую картинку впечатлений. Поэтому, не побоявшись расстояний, на следующее утро мы двинулись по Чуйскому тракту.

Красоты: Чуйский тракт, Кату-Ярык и заснеженные вершины

Поисковики навели нас на интересную информацию: в 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в ТОП-10 самых красивейших дорог четырех континентов. Вообще дорога — трасса М-52 или Р256, оба названия актуальны — берет свое начало в Новосибирске, проходит через Новоалтайск, Бийск, Майму, Горно-Алтайск и через Республику Алтай уводит путешественников в Монголию. Общая протяженность тракта почти тысяча километров, но до середины дороги никаких особых красот вы не увидите. То, за что Чуйский тракт попал в престижный рейтинг, начинается лишь за поселком Усть-Сема (511 км тракта, через 53 км после Горно-Алтайска).

Здесь нет ощущения «увидеть Париж — и умереть», когда от какого-то одного пейзажа вдруг замирает сердце. Но от общей картинки на протяжении всего пути сладко щемит в груди. Заливные луга насыщенного зеленого цвета на фоне гор, освещенные ласковыми лучами солнца, чередуются с суровыми каменистыми обрывами, которые спускаются к подножию стремительных рек. Чувствуются перепады высот: мы проехали два перевала, Семинский и Чике-Таман, которые возносили нас почти к облакам. Семинский показался простым и понятным, а Чике-Таман — загадочным, чем-то напоминающим европейские пейзажи. Что же касается самой дороги, то качество покрытия здесь прекрасное — трасса без выбоин, ям и колдобин. Но, как и, пожалуй, большинство горных дорог, она извилистая: тут много закрытых поворотов, часто стоят отбойники, отделяющие водителей от пропасти. Поэтому ограничение скорости до 70 и 50 км — обычное дело. Хотя в целом больше 80 км/ч водители и не развивают.

По пути мы заехали на экскурсию по наскальным рисункам Калбак-Таш на 723 км. Тут выявлено более 3,5 тыс. рисунков! Осмотр экспозиции без экскурсовода запрещен, и тем, кто захочет обойти запрет, очень советую этого не делать: экскурсоводы рассказывают очень интересные вещи, многие рисунки без них вообще нельзя рассмотреть, а уж понять — тем более. Мы, например, с любопытством изучали космические корабли с языками пламени, пока нам не сообщили, что это — изображение женщины, а выглядит оно так странно потому, что древние люди не соблюдали пропорций. Экскурсия стоит всего 130 рублей.

Нашей целью был поселок Акташ, откуда мы собирались отправиться на перевал Кату-Ярык. Дорога ведет до южного берега Телецкого озера, она труднопроходимая и потому такая привлекательная. А перевал считается самой сложной точкой маршрута. Мы долго обсуждали, потянет ли наша «Санта Фе» этот путь, но после того, как увидели северный берег Телецкого, решили, что само озеро нас не волнует. А вот вид с перевала надо было обязательно увидеть лично, поэтому в Акташе мы свернули налево и проехали еще 80 км по плохой дороге.

Сам лесной путь нас заворожил. Тут много сказочных озер и симпатичных рек — очень красивая природа, которая отличается от нашей, сибирской. Впечатлили и Красные ворота — гигантские прямоугольные скалы красноватого оттенка, сквозь которые идет путь. Необычный оттенок им придает соединение ртути (киноварь). Понравилось озеро Чейбеккель — огромное и спокойное, словно зажатое с одной стороны высокими горами, с другой стороны — дорогой. Местные называют его мертвым озером. Но больше всего, конечно, поразил Кату-Ярык. Это обрыв высотой более километра, на котором стоишь и, замерев от восторга, рассматриваешь крохотные домики турбаз и величественную извилистую реку.

После обеда вернувшись в Акташ, мы тут же, пользуясь хорошей погодой, поехали в сторону следующего населенного пункта, поселка Кош-Агач. Сам поселок был нам неинтересен, но по пути к нему можно было увидеть настоящие заснеженные горные вершины — их крохотный кусочек показывается уже в конце Акташа, но, чтобы увидеть цельную картину, нужно проехать еще километров 40. Тех, кто не поленится это сделать, ожидает настоящая сказка: стройные ряды заснеженных гор. Мы наслаждались этим чудом не меньше 20 минут.

Наша карта показывала, что через Кош-Агач можно подъехать непосредственно к подножию четырехтысячных вершин. Несмотря на усталость, мы не могли упропустить такую возможность. Но на пути нам встретился пограничный пункт (Монголия отсюда совсем близко), где добрый пограничник из местных объяснил, что поездка окажется бесполезной — к горам отсюда не подобраться. Вздохнув, мы поехали обратно.

Уже вечером мы вернулись в Акташ и заехали на турбазу «Мены» — в переводе с монгольского это значит «серебро». Нас не интересовала турбаза, но через нее лежит путь к голубому вулканическому озеру, обозначенному в обязательной туристической программе любого, кто сюда доехал. Небольшое озеро диаметром 25-30 метров действительно пронзительно-голубого цвета, а на дне у него — причудливый рисунок из голубой и синей глины. Причем на наших глазах этот рисунок менялся — озеро словно дышало и разговаривало с туристами посредством неведомых узоров. Описать это практически нереально, надо просто видеть. Даже фотографии не дают достаточного представления об этом уникальном месте.

После Акташа мы вернулись в Чемал, где еще две ночи провели в нашем замечательном уютном отеле. Балдели у бассейна, набираясь сил перед двухдневным возвращением домой, гуляли вдоль бирюзовой Катуни, съездили на дневную конную экскурсию в горы.

Сказочный Горный Алтай не популярен у жителей Сибири — мы за всю поездку встретили только одну машину из Иркутской области. Да, добираться сюда нужно пару дней. Да, неблизко. Да, надо ехать как минимум дней на 10 — нам времени посмотреть все, что хотелось, не хватило. И, конечно, недешево — отдых в России вообще нельзя назвать бюджетным. Но ехать сюда стоит обязательно. И те, кто не побоится трудностей, навсегда влюбятся в алтайскую сказку.

Путевые заметки

МАШИНА В ПУТИ

При преодолении тысячекилометровых расстояний очень важно, на какой машине будет вестись движение. Прохождение технического осмотра, замена масла, проверка всех жидкостей — это само собой. Но важны и другие детали.
Наша машина нас не подвела. Просторный салон вместил и весь наш объемный скарб — палатка, два спальных мешка, матрас надувной двуспальный, два туристических раскладных стула, газовая плита, посуда для газовой горелки, рюкзак и сумка с вещами, — и нас самих на ночевки. Даже во время езды было комфортно: всегда можно было вытянуть ноги и откинуть спинку сидения до почти лежачего состояния. В седанах и компактных кроссоверах на такие дальние расстояния ездить по логичным причинам тяжелее.
Важным моментом оказалась и мощь авто. Горный Алтай называется так не спроста — местность действительно гористая, перепады высот очень серьезные. Малолитражным автомобилям откровенно тяжело бороться со здешними горками. У нас, к счастью, такой проблемы не возникло: дизельный двигатель мощностью 197 «лошадей» легко преодолевал препятствия.