На пути к электронному миру

Индустрия информационных технологий предлагает все больше новых продуктов для бизнеса. Во главу угла ставятся повышение эффективности работы клиентов и экономия их времени. Бизнесмены заинтересованы во внедрении IT-решений, но скорость развития рынка во многом зависит от инициативы государства, уверены участники рынка.

Есть компании, имеющие много электронных документов, но не имеющие возможность купить даже сервер, не говоря уже о серьезных системах и IТ-инфраструктуре. Для них «облачное» решение может быть выходом из ситуации.

Радужные перспективы

Рынок IT-решений для бизнеса сейчас находится в очень благоприятной ситуации, уверены эксперты. «Меняется менталитет, как частный, так и корпоративный. Есть устойчивый и растущий спрос, есть интересные предложения, есть выбор, есть положительный эффект», — поясняет главный архитектор компании «Логика бизнеса 2.0» (ГК АйТи) Олег Бейлезон.

Росту рынка способствует осознание бизнесменами выгоды от использования систем электронного документооборота (СЭД). Они позволяют оптимизировать внутренние процессы в компании и повысить эффективность работы, а также сэкономить на доставке документов, их распечатке, сокращают время проведения различных операций. «По данным проектов, реализованных нами за последние два года, решения для потокового ввода документов и данных позволяют компаниям сокращать затраты на обработку документов более чем на 50%, обеспечивают быструю окупаемость и возврат инвестиций: от трех месяцев до одного года. Также они позволяют оптимизировать бизнес-процессы компаний благодаря автоматизации функции ввода данных. Сотрудники при этом могут заниматься более важными задачами, а не вводить данные вручную», — приводит пример директор по корпоративным проектам компании ABBYY Россия Дмитрий Шушкин.

Опираясь на западный опыт, участники рынка прогнозируют его дальнейший активный рост в России. Однако они оговариваются, что для начала предстоит преодолеть некоторую инертность мышления клиентов, привычку работать с бумажными документами. Во многом это будет зависеть от решений органов власти — пока что они требуют предоставления многих отчетов в бумажном варианте. «Но препятствий становится все меньше — осознание необходимости «электронизации» документооборота приходит», — комментирует Олег Бейлезон.

Управлять информацией

Основной и глобальной тенденцией рынка эксперты называют переход к системам управления корпоративным контентом — ЕСМ. «Сам термин пришел к нам с Запада (ECM — Enterprise Content Management). И в эту категорию попадает значительное количество направлений — это и традиционные системы электронного документооборота, и средства управления документориентированными бизнес-процессами, и хранилища электронных документов, и порталы совместной работы над документами, и технологии управления знаниями (Knowledge Management), — поясняет Олег Бейлезон. — Так что точкой роста для рынка в 2012 году явилось осознание и заказчиками, и поставщиками продуктов и услуг того факта, что управление контентом — это не одна лишь автоматизация канцелярии. Это целый мир возможностей, которые только предстоит реализовать».

Востребованность ЕСМ-решений участники рынка объясняют потребностью клиентов не только хранить большие объемы информации, но и управлять ими. Речь идет о поиске необходимой информации, обеспечении ее безопасности, возможности делать разные выкладки данных с разграничением прав доступа, а также поддерживать актуальную версию документов с последними изменениями и т.д. «Такой подход к информации позволяет значительно оптимизировать бизнес-процессы организации с помощью создания единого информационного пространства», — комментирует руководитель отдела комплексных систем автоматизации компании Softline Дмитрий Новиков.

Решения для мобильных

Благодаря тому, что применение IT-решений в бизнесе выходит за пределы исключительно СЭД, к пользованию ими подключается все больше сотрудников компаний, в том числе менеджеры. Они зачастую требуют разработки решений, позволяющих работать с документами с мобильных устройств — смартфонов и планшетников. По словам представителей компании «Интеллектика», удобство и эффективность работы в данном случае трудно переоценить: сейчас у руководителя появился мобильный и интуитивно понятный инструмент, позволяющий создавать, исполнять, контролировать поручения, работать с документами, поступившими на согласование, знакомиться с вложенными документами, корректировать их и т.д.

2012 год стал годом возросшего интереса заказчиков к мобильным технологиям на стыке с ECM-системами, отмечает Дмитрий Шушкин: «Как нам известно, все ключевые производители подобных систем уже выпустили свои мобильные клиенты, позволяющие перенести или реализовать заметную часть функционала ECM-системы с помощью планшета, а иногда и смартфона. На наш взгляд, у этого направления есть большое будущее».

Благодаря тому, что применение IT-решений в бизнесе выходит за пределы исключительно СЭД, к пользованию ими подключается все больше сотрудников компаний, в том числе менеджеры. Они зачастую требуют разработки решений, позволяющих работать с документами с мобильных устройств — смартфонов и планшетников.

Решить проблему мобильного доступа к контенту предприятия для его сотрудников могут «облачные» решения. При использовании этих технологий компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Пользователь работает с собственными данными, при этом получает возможность не заботиться об инфраструктуре (сервер он фактически арендует), операционной системе и программном обеспечении. Однако в России бизнес пока не очень активно использует «облачные» технологии. «На наш взгляд, 2012 год был в какой-то мере ознакомительным периодом в части понимания новых решений («облака», ЦОДы и т. д.), — комментирует заместитель директора НПЦ «Космос-2» Александр Ходенков. — В перспективе заказчики, несомненно, будут оценивать возможность использования предлагаемых решений прежде всего с точки зрения безопасности хранения их данных, удобства использования, требований законодательства РФ и стоимости таких решений».

Большинство опрошенных участников рынка сходятся в том, что проявляемый сейчас интерес к «облачным» решениям основан на любознательности и следовании тренду, но в целом считают рынок пока еще недостаточно готовым к ним. «Малому бизнесу решения на базе СЭД, скорее всего, не нужны никакие: ни «облачные», ни «земные». А вот для корпоративного рынка может представлять интерес построение «частного облака» СЭД для работы с филиалами и контрагентами», — считает директор по стратегическому маркетингу «ДоксВижн» Сергей Курьянов.

По словам Олега Бейлезона, заказчики пока подходят к «облакам» осторожно — еще не определена модель надежности, рисков и угроз для такого рода архитектуры. «2013 год должен был стать для «облачных» решений «годом борьбы за качество и зрелость». От итогов этой борьбы и будет зависеть будущее облачного рынка в среднесрочной перспективе»,— поясняет Олег Бейлезон.

Часть экспертов заявляет, что сегмент «облачных» решений растет очень быстро. «Мы сумели увеличить клиентскую базу и выручку за год в три раза по сравнению с 2011 годом», — заявил генеральный директор интернет-бухгалтерии «Мое дело» Максим Яремко. В компании «Интеллектика» отмечают, что пока это направление развивается только под влиянием моды и пользуется спросом у совсем малого бизнеса: «Конечно, есть компании, имеющие много электронных документов, но не имеющие возможность купить даже сервер, не говоря уже о серьезных системах и IТ-инфраструктуре. Для них «облачное» решение может быть выходом из ситуации. Но и то, я думаю, временным. С безопасностью хранения контента в «облаке» еще очень много вопросов. Бизнес же покрупнее готов пользоваться подобными решениями только если речь идет о документах, которые сами по себе являются публичными. Например, презентации для своих клиентов, публичный медиа-контент (Youtube) и т.д.».

Стремление к интеграции

В 2012 году трамплин для дальнейшего развития получил сегмент ЭДО. Это системы внешнего электронного юридически значимого документооборота, то есть документооборота между контрагентами и государственными органами. Такие системы позволяют перевести первичные бухгалтерские и налоговые документы в электронный вид и облегчают формирование, пересылку, хранение и представление документов в налоговые органы. А также позволяют избавиться от непроизводственных издержек, связанных с арендой архивов, так как электронные документы не требуют дублирования на бумаге.

Основной тенденцией рынка систем ЭДО, по мнению экспертов, в 2012 году стал рост объемов перевода юридически значимых документов в электронный вид. Это связано с завершением формирования законодательной базы, позволившей перевести в электронный вид все первичные документы. Так, 23 мая 2012 года в силу вступил приказ, позволивший использовать электронные счета-фактуры. А осенью появилась возможность представлять документы по истребованию в налоговые органы через интернет.

Максим Яремко отмечает, что ЭДО перестал быть «вещью в себе» и становится частью других инструментов: «Один из основных трендов и объединение электронного документооборота с госорганами или контрагентами с учетными системами. Раньше системы электронной отчетности в госорганы «жили» отдельно от учетных систем и отдельно оплачивались, сейчас же явно виден тренд на создание интегрированных продуктов, включающих весь комплекс — от учетной системы или ЦРМ, до электронного документооборота».

Сергей Курьянов считает, что сейчас на первый план начнет выходить тематика электронной цифровой подписи и межорганизационного юридически значимого документооборота. В связи с этим компании «ДоксВижн» и СКБ «Контур» объявили о начале партнерской программы, в рамках которой пользователи СЭД Docsvision получат возможность организовать юридически значимый межорганизационный и внутренний электронный документооборот.

Однако Максим Яремко предупреждает, что для полноценного развития рынка ЭДО еще необходимо решить проблему роуминга между операторами — пока что на федеральном уровне нет методических материалов, регламентирующих его работу. «Именно отсутствие методологий регулирования роуминга, когда клиент одного оператора посылает документы клиенту другого оператора, является одним из самых серьезных препятствий для внедрения ЭДО», — поясняет Максим Яремко.

С оглядкой на государство

Развитие рынка IT-решений для бизнеса в ближайшем будущем во многом будет зависеть от государства. «Самый крупный заказчик СЭД сегодня — это госструктуры. По мере глубины проникновения СЭД в органы власти по вертикали последуют рекомендации от госструктур взаимодействовать с коммерческим сектором рынка также в электронном виде. C появлением электронных торговых площадок это взаимодействие уже сейчас происходит повсеместно», — поясняет Александр Ходенков. По его словам, интерес к IT-решениям растет и со стороны бизнеса: «Для коммерческих структур, в большинстве секторов экономики завершается период экстенсивного роста, а значит появляется необходимость в оптимизации внутренних процессов и повышения эффективности работы. СЭД, безусловно, является одним из необходимых элементов оптимизации бизнес-процессов. Поэтому мы продолжаем наблюдать растущий спрос на внедрение СЭД практически во всех секторах рынка», — считает эксперт.

В компании «Интеллектика» отмечают, что в органах госвласти сейчас активно развиваются системы, направленные на решение специфических задач, например, порталы госуслуг, обмен юридически значимыми документами между муниципалитетами, работа с обращениями граждан и т.д. «Отсюда встает вопрос интеграции различных приложений. Уже сейчас мы сталкиваемся с задачами, когда необходимо создать решение, обеспечивающее прозрачное движение документов между специфическими приложениями и внутренним делопроизводством, а также контроль исполнения документов», — комментируют в «Интеллектике».

Олег Бейлезон из ГК АйТи считает, что продолжат активное развитие темы, касающиеся «не-СЭД» функционала — электронные хранилища, архивы, а также решения, уделяющие внимание не только факту наличия единицы контента, но и его содержимому — интеллектуальные решения управления знаниями и компетенциями. «Продолжится интеграция систем управления контентом со смежными технологиями — управления специализированными процессами, отраслевыми технологиями», — отмечает эксперт.

По прогнозам участников рынка, в краткосрочной перспективе самым динамично развивающимся сегментом рынка станут решения для мобильных устройств. «Они, во-первых, в большей степени ориентированы на руководителей. А во-вторых, мобильность сейчас сама по себе является всеобщим пожеланием и требованием», — подчеркивают в компании «Интеллектика».

Благодаря все более активному переходу органов власти на обмен юридически значимыми электронными документами будет также активно расти сегмент ЭДО.