На пути к большому кино

Иркутский кинематограф перерастает границы региона
Десять лет назад никто не мог предположить, что в Иркутске может и будет сниматься кино. Профессионалы старой школы с ностальгией вспоминали советские времена, когда в регионе работала Восточно-Сибирская студия кинохроники. Молодежь, накупив фотоаппаратов-»зеркалок», способных при относительно низкой цене выдавать изображение высокого качества, осваивала режим видеосъемки, снимая короткие ролики для себя и друзей. А те, кто получал профессиональное кинообразование в столице, стремились там и остаться, не видя в Иркутске никаких перспектив. За прошедшее десятилетие ситуация поменялась кардинально — сегодня кино в Прибайкалье идет в своем развитии семимильными шагами, а сплоченное сообщество кинематографистов уже не хочет применять к себе эпитет «региональный». Этапы большого пути иркутского кино — в нашем материале.
Региональное кино

Итальянский след и золотые годы советской хроники

На самом деле история иркутского кинематографа уходит своими корнями в далекое прошлое. Немногие знают, что в Иркутске кино начали показывать практически одновременно с другими крупными городами России. По некоторым данным, первый киносеанс в столице Иркутской губернии был проведен 14 апреля 1897 года, через два года после изобретения кинематографа. «Синематограф», как тогда его называли, сразу полюбился иркутянам, и, начиная с 1905 года, в городе один за другим стали открываться стационарные кинотеатры.

Видным кинодеятелем того времени являлся приехавший в Иркутск Антонио Донотелло. Он не только развернул в городе и за его пределами целую сеть «электроиллюзионов», но и первым сам начал кинопроизводство. «Весь Иркутск на экране», «Виды Байкала», «Приезд Великого князя Георгия», «Полет авиатора Седова», «Иркутск и иркутяне» — до 1918 года компанией Донотелло было снято и выпущено в прокат более 30 фильмов. Как следует из названий, все они были «хроникальными» или, как сказали бы мы сейчас, документальными. Впрочем, в те времена зрители с одинаковым интересом смотрели любые «движущиеся картинки», тем более что один киносеанс мог включать до 5-7 самых разных короткометражных фильмов. Активность первого иркутского кинематографиста сошла на нет с приходом советской власти — предприимчивый итальянец не принял резко поменявшийся строй и сбежал в Харбин. Кинотеатры и студия были национализированы.

В советские годы кино стало самым доступным и массовым искусством для пропаганды коммунистических идей. Неслучайно популярность обрела цитата Ленина: «Важнейшим из искусств для нас является кино». Это был самый простой способ воспитать из малограмотного населения новое общество. Уже к концу 20-х годов ХХ века в Иркутске стало активно развиваться производство документальной хроники, которая была призвана документировать успешное строительство социализма. Так появилась легендарная Восточно-Сибирская студия кинохроники, достигшая своего расцвета в 50-80-е годы. Операторы и режиссеры студии снимали фильмы и сюжеты киножурналов не только в Восточной Сибири, но и по всему Советскому Союзу и даже за рубежом. 90-е годы подвели под этой эпохой жирную черту.

Киношколы и «Сатисфакция»

«Я попала в Союз кинематографистов в тот непростой период, когда эпоха Восточно-Сибирской студии документального кино и всего, что было с этим связано, заканчивалась. Многие из мастеров занимались творчеством, и занимаются до сих пор, но испытывают ностальгию по золотым временам Иркутской кинохроники», — рассказывает Ольга Бельская. Получившая журналистское образование в Иркутском госуниверситете, она всегда тянулась к документальному кино. Создала и около 15 лет руководила видеостудией в региональной организации «Байкальская экологическая волна», снимая фильмы экологической тематики в тесном сотрудничестве с Восточно-Сибирской студией кинохроники. Автор и режиссер более 10 неигровых фильмов, некоторые удостаивались всероссийского и международного признания.

«Когда меня избрали председателем Иркутского регионального отделения Союза кинематографистов в 2009 году, я понимала, что надо искать людей, которые хотят снимать кино, пытаются его снимать, но которым чего-то не хватает. Например, как мне — знаний, потому что я всегда испытывала комплекс неполноценности, из-за того что у меня нет профессионального кинообразования», — признается Ольга Бельская.

Первым крупным и значимым проектом нового председателя иркутского отделения Союза кинематографистов стала киношкола «Восточная Сибирь», впервые организованная в 2010 году. В 2012-м программа уже включала в себя четыре недельных цикла от приглашенных профессионалов: по мастерству режиссера, продюсера, оператора и сценариста. По словам Ольги Бельской, в школе приняли участие более 100 человек, часть из которых были готовы продолжать учиться. Так начала формироваться среда среди подрастающего поколения.

В то же время в Иркутске в эти годы параллельно возникают и другие процессы, связанные с кино. Первым заметным опытом иркутских кинематографистов новой волны можно считать 14-минутную короткометражку «Настроение улучшилось», снятую в формате музыкального клипа Юрием Дорохиным и Анной Матисон в 2008 году. Благодаря автору текста — драматургу, актеру, режиссеру Евгению Гришковцу и его присутствию в кадре клип разлетелся по всей стране и приобрел популярность. Творческое сотрудничество продолжилось «Сатисфакцией» — первым полнометражным игровым фильмом, снятым в Иркутске силами местных кинематографистов — Анны Матисон и Юрия Дорохина. Главную роль вновь исполнил Евгений Гришковец, который выступил соавтором сценария и одним из продюсеров. Фильм вышел в 2010 году в прокат по всей стране и участвовал в программе таких фестивалей, как «Кинотавр», «Меридианы Тихого», «Московская премьера», «Святая Анна» и других. Для Анны Матисон картина стала трамплином для старта режиссерской карьеры, хотя в Москву она переехала еще раньше — в 2008 году, ради учебы на сценарном факультете ВГИКа (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова). В 2015-м она вернулась в Иркутск, чтобы снять на острове Ольхон мелодраму «Млечный путь» с Сергеем Безруковым в главной роли, но уже как столичный режиссер.

От «Похабовска» до фестиваля регионального кино

Пока региональное отделение Союза кинематографистов старалось делать прививки профессионализма подрастающему поколению, в прокате иркутских кинотеатров начали появляться полнометражные игровые фильмы, снятые молодыми режиссерами. В 2011 году возникла комедия «На Байкал» родом из Бурятии, а двумя годами позже «Похабовск. Обратная сторона Сибири». Однажды уходя с работы, Ольга Бельская увидела, что в Доме кино на вечерний сеанс собираются люди. Оказалось, что это благотворительный показ картины новоявленных иркутских кинематографистов. «Я собиралась посмотреть минут 15, но фильм меня увлек, я досмотрела до конца и осталась на творческую встречу», — вспоминает она. Так произошло знакомство с режиссером «Похабовска» Юрием Яшниковым, который в тот момент вообще не знал, что в Иркутске есть отделение Союза кинематографистов.

Очевидно, этот разрыв между молодежью и возрастным профессиональным сообществом нужно было как-то ликвидировать, причем эта проблема была характерна не только для Иркутска. В 2014 году председатель Союза кинематографистов Никита Михалков подписывает указ о создании молодежных центров при региональных отделениях. Ольга Бельская приглашает Юрия Яшникова возглавить Молодежный центр Союза кинематографистов в Иркутске. Будучи невероятно активным, увлеченным и трудоспособным человеком, он включается в общественную работу по полной.

«Мы понимали, что прежде всего надо сформировать вокруг себя среду, а для этого необходимо как-то собрать и консолидировать все силы, которые есть в регионе, — рассказывает Юрий Яшников. — Мы попросили о помощи Сергея Маяренкова из Агентства стратегических инициатив, который предложил нам провести стратегическую сессию по развитию кинематографа в Иркутске. В июне 2015 года на это мероприятие собираются все, кто либо делает, либо считает, что делает, либо просто хочет делать кино в Иркутской области. Люди самых разных поколений и самого разного опыта, во-первых, знакомятся, а во-вторых, самостоятельно разрабатывают концепцию развития кинематографа в регионе».

Среди прочего в концепции было прописано, что для развития необходим собственный фестиваль регионального кино и питчинг (презентация кинопроектов потенциальным инвесторам, готовым их профинансировать). Через несколько месяцев в Иркутске начинают проводить и то, и другое. Кстати, иркутская стратегическая сессия оказалась настолько успешным опытом, что Союз кинематографистов России взял его на вооружение и уже провел подобные мероприятия в десятках регионов страны.

Байкальский фестиваль регионального кино, по словам Юрия Яшникова, прежде всего является площадкой, на которой местные кинематографисты могут представить свои работы зрителю и профессиональному сообществу. Ольга Бельская как зритель (а иногда и как член жюри) посещает фестиваль каждый год и отмечает, что закон диалектики работает: количество начало перерастать в качество. «Если первый фестиваль проводился только для участников из Иркутской области, то, конечно, там практически не было никакой конкуренции, — отмечает она. — Но, когда границы фестиваля расширились и количество картин выросло, естественно начал проводиться отбор, и качество допущенных до конкурса работ стало выше. И благодаря этому фестивалю у нас стали появляться люди, о существовании которых мы просто не знали и, возможно, не узнали бы никогда».

Что касается питчинга, который проводит в Иркутске Союз кинематографистов, то здесь тоже все идет по нарастающей. Если на первом питчинге победители могли получить только диплом и моральную поддержку, то сегодня есть реальный шанс выиграть внушительные суммы на производство своего фильма. Причем финансирование может предложить как правительство Иркутской области, так и столичные продюсеры, которые приезжают в Иркутск по приглашению организаторов. Неудивительно, что в последнее время на байкальский питчинг начали подавать заявки режиссеры из других регионов и даже из Москвы. Закономерным стало и то, что в Иркутск, получив хорошее образование, стали возвращаться и приезжать молодые профессионалы.

Кадры решают все

История с кино для Анастасии Зверьковой началась с факультета журналистики Байкальского государственного университета. Уже на втором курсе она пришла репортером в телекомпанию АИСТ, но, проработав несколько лет в новостях, поняла, что хочет глубже раскрывать истории людей. «Когда я в 2013 году уезжала в Москву учиться на Высших курсах сценаристов и режиссеров, у меня было четкое ощущение, что я там останусь, потому что в Иркутске кино не может быть. Я практически никого не знала из этой среды в родном городе. Были аксакалы из Восточно-Сибирской студии кинохроники, была студия REC Production Юрия Дорохина, но этого было слишком мало, для того чтобы заниматься кино в Иркутске, — рассказывает Анастасия Зверькова. — Но буквально за два года произошло несколько важных перемен. Во-первых, меня пригласили работать в Восточно-Сибирскую студию кинохроники. Во-вторых, в этом же году прошла стратегическая сессия по развитию регионального кино в Иркутске, которая меня просто потрясла. Оказалось, что у нас в Иркутске есть хорошие дизайнеры, графики, сценаристы, операторы, монтажеры, и все они тоже хотят заниматься кино».

Сегодня Анастасия работает штатным режиссером в Кинокомпании Юрия Яшникова, снимает ряд документальных проектов, пишет сценарии и мечтает снять игровое кино. В прошлом году со своей заявкой она уже победила в Байкальском питчинге и конкурсе синопсисов Иркутского областного кинофонда.

Еще одной значимой фигурой молодого поколения местного кинопроизводства является Юлия Бывшева. Уроженка Читинской области, в 2013 году окончившая во ВГИКе мастерскую режиссуры неигрового фильма Сергея Мирошниченко, она приехала в Иркутск снимать документальный фильм «Легенды Байкала», выиграв грант от правительства Иркутской области. Здесь и осталась, активно включившись в общий процесс. Следующими шагами стали открытие собственной киностудии «Матера», получение гранта от министерства культуры РФ и съемки документального фильма «Уходящие голоса», участие в организации фестиваля регионального кино, в котором Юлия стала художественным руководителем, и даже преподавание в Иркутском филиале ВГИКа.

Одним из важнейших моментов в развитии регионального кино, признают все участники процесса, является открытие в Иркутске филиала Всероссийского института кинематографии. «После того как все кинотехникумы страны передали ВГИКу, и представители этого вуза приехали в Иркутск из Москвы, они, конечно, были удручены, — вспоминает Ольга Бельская. — Несмотря на то что кинотехникум был действующим, его материально-техническая база были в плачевном состоянии. В министерстве культуры Иркутской области проводились совещания, на которых решалось, быть филиалу ВГИКа в Иркутске или не быть. Звучали разные мнения, однако представителей власти удалось убедить, что упускать такую возможность просто преступно. Сегодня существует всего три филиала ВГИКа в регионах: в Сергиевом Посаде, в Ростове-на-Дону и в Иркутске. Наш город стал центром высшего кинематографического образования на огромной территории — от Юга России до Дальнего Востока».

Первоначально свой курс в Иркутском ВГИКе должен был набрать режиссер-документалист Сергей Мирошниченко, у которого с Приангарьем давние связи (так, например, уже несколько лет он является президентом кинофестиваля «Человек и Природа», проводимого в Иркутске уже 20 лет), однако он из-за сильной занятости был вынужден отказаться и предложил взять на себя эту миссию своей ученице Юлии Бывшевой. Впрочем, сама она пока чувствует себя не очень уверенно в этой роли, хотя преподает уже три года: «Я развиваюсь и учусь вместе со студентами. Мне и самой еще надо набраться опыта в профессии. Но так сложились обстоятельства. Я много читаю, мы смотрим много кино, обсуждаем его. Обсуждаем фильмы, которые снимают ребята. Самое главное, что отношения у нас партнерские, а не в формате преподаватель-ученик». Большинство дисциплин студентам читают преподаватели из Москвы — лекции проходят в онлайн-режиме.

И это дает свои результаты: воспитанники Юлии Бывшей уже вовсю заявляют о себе — правда, пока на местном уровне. В 2018 году картина «Мертвые души» студента Ивана Баранчука, посвященная исчезающим деревням Сибири, получила гран-при как лучший фильм Байкальского фестиваля регионального кино.

Региональное кино

«Чем хорошо региональное кино — как правило, оно теснее связано с реальной жизнью, чем то, что снимается в столицах. Я могу судить об этом, потому что часто бываю на фестивалях различного уровня и смотрю конкурсные работы. В последнее время региональное кино довольно часто прорывается на международные кинофестивали. Например, на ММКФ из раза в раз попадают фильмы, снятые в Якутии, — рассказывает Ольга Бельская. — Вообще, мы в последнее время в различных дискуссиях склоняемся к мысли, что нужно отказываться от этого термина «региональное кино», потому что тем самым мы сами задаем сами себе некие ограничения, устанавливаем потолок, выше которого подняться нельзя. Сегодня в Иркутской области уже созданы такие условия и появилась такая творческая и профессиональная среда, что я убеждена: наше кино будет развиваться. Будут появляться новые люди, которые будут расти и вырастать до режиссеров мирового уровня».

Антон Кокин