На полное развитие

ЦУП ВСТО (ООО «ЦУП ВСТО» — дочернее общество ПАО «Транснефть») завершил строительство трех нефтеперекачивающих станций (НПС) в Иркутской области. Станции возведены в рамках проекта по увеличению пропускной способности трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ТС ВСТО) до максимальных 80 млн т нефти в год. И уже с 1 декабря текущего года НПС будут включены в систему транспортировки нефти по ТС ВСТО.

Нефтеперекачивающая станция №3

НПС №3, 6, 9, расположенные в Иркутской области, готовы к запуску. Все здания и сооружения возведены, смонтировано и подключено нефтеперекачивающее оборудование. Строительная техника покинула площадки, закончено благоустройство территории и подъездных путей.

Тем не менее на нефтеперекачивающих станциях ВСТО царит напряжение. Здесь идет финальный этап проверки готовности НПС к началу перекачки нефти — комплексное опробование оборудования. Это значит, что на станцию уже пущена нефть и насосы тестируются в рабочем режиме.

Строительство НПС №3, 6, 9 — это завершение первого этапа проекта по выводу ТС ВСТО на максимальную мощность в 80 млн т нефти в год.

Нефтеперекачивающая станция № 6

Из трех НПС самое удобное расположение относительно дорожной инфраструктуры у НПС № 3. Станция находится в Братском районе, всего в 34 километрах от крупного железнодорожного узла — города Вихоревка.

НПС № 6 построена в Усть-Кутском районе, в 70 километрах от железнодорожной станции Лена (г. Усть-Кут). Логистические условия также весьма благоприятные — почти две трети пути проходит по дороге с асфальтовым покрытием (для строителей, привыкших к тайге и болотам, — настоящая роскошь), а последние 30 километров — лесовозная дорога.

НПС №9 — самая северная из новых станций. Находится она в Киренском районе. И с точки зрения доставки грузов и людей это самый непростой из трех объектов. От ближайшей железнодорожной станции Лена НПС отделяют 400 километров вдольтрассового проезда.

— По транспортной составляющей был очень тяжелый проект, — вспоминает Александр Вохминцев, начальник штаба строительства №12 НПС № 9 ООО «ЦУП ВСТО». Передвижение по вдольтрассовому проезду разрешено только в светлое время, и порой на доставку грузов из Усть-Кута до НПС уходило до трех суток.

О проекте

Проект «Расширение ТС ВСТО до 80 млн т нефти в год» предполагает строительство шести новых нефтеперекачивающих станций. НПС №3, 6 и 9 будут введены в эксплуатацию в декабре 2017 года. На втором этапе будут построены еще три новые НПС: № 2, 5, 7. Реализацию второго этапа планируется завершить в третьем квартале 2019 года. После завершения проекта общее количество НПС ВСТО-1 увеличится до 21 НПС.

Далее планируется начать строительство еще трех станций в Иркутской области: НПС № 2, 5, 7. Эти станции называют промежуточными, они строятся без собственного резервуарного парка. Все шесть НПС, построенные в рамках расширения, после подключения к ТС ВСТО будут обеспечивать поддержку давления, необходимого для перекачки 80 млн т нефти в год.

80 млн т нефти в год — максимальная мощность, на которую рассчитана трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан». По счету это будет уже третье увеличение пропускной способности нефтепровода. Сразу после запуска ТС ВСТО в декабре 2009 года ЦУП ВСТО приступил к расширению ТС ВСТО до 50 млн т нефти в год. Это был масштабный проект, предполагавший строительство пяти новых станций и оснащение резервными нитками четырех подводных переходов нефтепровода. Следующей величиной для ВСТО стал показатель в 58 млн т нефти. Три станции, построенные в рамках второго расширения, запустили в декабре 2014 года. Нередко случалось, что, едва завершив строительство одной станции, специалисты ЦУП ВСТО сразу переезжали на площадку будущей НПС.

— И начинать тяжело строить, и заканчивать тяжело. Везде свои сложности, — делится Павел Бобров, начальник штаба строительства №11 НПС № 6 ООО «ЦУП ВСТО». — Начинаешь строить — приходишь в чистое поле. Когда все построено, уходишь, но опять в чистое поле, уже на другую станцию.

Комплексное опробование всех трех НПС завершено. Нефтеперекачивающие станции получили допуск к включению в трубопроводную систему ВСТО. А специалисты ЦУПа, выполнив в срок возложенную на них задачу, отправились к новым местам назначения. Ведь на площадках будущих НПС №2, 5, 7 вскоре начнется стройка.