На машине времени

Современная автомобильная техника вполне способна внести вклад в историю — в этом убедились путешественники-автомобилисты, организовавшие краеведческую экспедицию по маршруту первых отрядов русских землепроходцев и исследователей Байкала во главе с Курбатом Ивановым. В ходе поездки были протестированы вездеходы канадской компании Argo — за счет их маневренности экспедиторы смогли преодолеть самые труднодоступные места верховьев Лены.

Кстати, вездеходы Argo были выбраны в качестве средств передвижения не только потому, что они состоят на вооружении канадской армии: на маленьком юрком вездеходе-«кабриолете» можно легко преодолеть любые препятствия.

По забытым дорогам

Экспедицию приурочили к 370-летию путешествия казака Курбата Иванова, который вместе со своим отрядом проложил путь из Верхоленского острога в сторону Байкала. Курбат Иванов был первым, кто сделал приблизительную карту озера, названную «Чертеж Байкала и в Байкал по падучим рекам». Помимо изготовления чертежа он также собрал сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги.

«Именно поэтому для нас было важно пройти тем же маршрутом, что и Курбат в 1643 году, когда сформировалось его первое впечатление о Байкале. Любопытно, что путешествие через Приморский хребет, по руслу реки Сармы и через Косую степь к озеру далось первопроходцу не с первой попытки — в 1642 году он пытался преодолеть этот маршрут, но заблудился и был вынужден вернуться обратно. Во второй раз первопроходец взял с собой в качестве проводника тунгуса, хорошо знающего эти места, и поход состоялся. Верхом на лошадях казаки достигли Байкала через две недели», — рассказывает организатор экспедиции Артем Кайчук.

Автомобилисты-путешественники, известные организацией ежегодной экспедиции «Байкал-Трофи», использовали в своей краеведческой поездке GPS-навигацию, так что с пути не сбились. Несмотря на то что места вдоль рек труднодоступны, иркутским путешественникам иногда встречались охотничьи зимовья и заброшенные буровые установки геологов — в советское время здесь велась добыча золота. «Реки Сарма, Иликта являются золотоносными. По рассказам местных жителей, раньше здесь добывали золото прямо руками. Правда, сейчас, к сожалению, уже нет масштабных залежей этого полезного ископаемого, как раньше, — рассказал Артем Кайчук. — Во время экспедиции мы обнаружили поселение золотарей — больше десятка срубов, прогнивших от времени. Через некоторые дома проросли деревья, которым на вид более ста лет. В этом месте мы нашли остатки старинных глиняных кувшинов, кованые гвозди, подпруги, упряжь и седло. Часть этих вещей взяли с собой, чтобы сделать экспертизу. Возможно, она подтвердит, что предметы принадлежали именно отряду Курбата Иванова».

Канадский вездеход-приспособленец

Экспедиция иркутских автомобилистов прошла с 20 по 26 сентября (они управились на два дня раньше намеченного плана). Это время года было выбрано также неслучайно. Зимой путь осложнил бы толстый слой снега, а летом — трава и листва, за которой практически невозможно разглядеть дорогу. К началу осени листья на деревьях и кустарниках здесь практически полностью опадают, ориентироваться на местности становится значительно легче. Правда, погодные условия все равно преподносили экспедиторам сюрпризы. В один из дней ударил сильный мороз, и даже выпал снег. Потом полило как из ведра — дорогу размыло, в одном из притоков Иликты, через который нужно было переплавляться, сильно поднялся уровень воды. Переждав непогоду до обеда, путешественники отправились дальше. Подъем в гору недалеко от притока Сармы — реки Успана оказался очень тяжелым, сырая земля и трава поначалу не давали снегоболотоходам добраться до вершины склона. С помощью лебедок и физической силы четырехкилометровый участок был преодолен только через два часа.

Кстати, вездеходы Argo были выбраны в качестве средств передвижения не только потому, что они состоят на вооружении канадской армии. Ведь для того, чтобы проехать через тайгу на неуклюжем УАЗе, пришлось бы рубить большие просеки, что отняло бы много времени и сил, а также нанесло урон природе. А на маленьком юрком вездеходе-«кабриолете» можно легко объехать любые препятствия. Благодаря специальным шинам низкого давления (на каждом снегоболотоходе установлено по восемь маленьких колес) он хорошо поднимается в гору и преодолевает спуски. Правда, у колес есть один существенный недостаток — резина мягкая, быстро портится на дороге, усыпанной острыми камнями и ветками.

Артем Кайчук убежден: такие условия — отличная школа: «Нам пришлось приноровиться к управлению вездеходом. На нем установлен руль мотоциклетного типа с ручным тормозом. Еще одна особенность — снегоболотоход поворачивает не как машина, а как трактор — пока одна сторона вращается, другая остается неподвижной. Во время пересечения горных речек нужно было тщательно выбирать съезды и выезды через них с учетом течения, так как мокрые колеса не смогут заехать на крутой берег и скользкие камни. А при передвижении через болото также важно придерживаться правила: ехать на вездеходах не след в след друг другу, а немного смещать траекторию — иначе попадешь в грязевой плен».

Серьезных поломок во время поездки не было. Однако запомнилось, как на одном из вездеходов порвался ремень вариатора. Случился и другой казус — оказалось, что тормозная жидкость российского производства, которую взяли с собой путешественники, несовместима с канадской. Пришлось разбирать и промывать всю тормозную систему, на что ушло около трех-четырех часов — для поездки, где рассчитана каждая минута, это невосполнимая потеря времени. Отличительной чертой экспедиции вообще оказалось передвижение практически черепашьими темпами — на многих участках вездеходы за несколько часов преодолевали меньше десятка километров (максимальная скорость вездехода по ровной поверхности равна 30 км/ч, а по воде — не более 4 км/ч). Но именно благодаря отсутствию скорости путешественники сполна насладились сибирской природой: могучими кедрами, голубыми елями, брусничными полями и горными речками. Так что пройденные 260 км по объему впечатлений можно смело приравнять к тысяче.