На какой резине ездить нельзя?

Октябрь — сезон переобувания. В этом году, судя по всему, ехать на шиномонтажки придется чуть позже, чем в прошлом. А значит еще есть время рассказать, на каких покрышках ездить неудобно, дорого и опасно.

При повреждении боковой поверхности рвутся нити корда. А ведь это «скелет» покрышки, и она уже не имеет своей гарантируемой производителем прочности. Это как сломанная лестница, обмотанная скотчем.

Шины несезонные

Об этом знают все, но, слыша в июле страдальческое клацание шипов по асфальту, понимаешь, что лишний раз напомнить не грех. Летние шины зимой, понятно, это совсем печально — об этом знают все. Но недостаток денег порой приводит к таким результатам, что кошелек еще больше истощается. Например, если совершить ДТП. Ехать за какой-нибудь машиной на зимних покрышках и не суметь остановиться, когда она «вдруг» остановится. Проиллюстрируем примером из жизни.

У одного моего знакомого именно такой случай и был. «Кризис, — говорит он, — я и не переобулся, ездил на своем «Ниссанчике» на летних шинах по зиме. Наловчился уже заранее тормозить — ну очень заранее. Поворотов примерно половину проходил в управляемом заносе. Нервоз, конечно, да и не заедешь никуда, если чуть припорошено снежком… А тут ехал за девушкой на джипе — по парку протоптана колея, нет никого, я радостный за ней крадусь. Она решила вдруг встать — ни поворотника правого, ни съехать с дороги не удосужилась. Нажала тормоз — и все. Я тоже нажал — но там ведь не асфальт, снег укатанный… Трагически разбился мой передний бампер об ее фаркоп! Она вышла, фаркоп протерла, посмеялась и уехала. Так что мне пришлось не только на шины занимать денег, но и на бампер».

Посочувствовать или посмеяться? Летние шины на холоде (не говоря уже о настоящем морозе) дубеют, становятся излишне твердыми. Мало того, что ход машины воспринимается как более жесткий, но и покрышки начинают сильнее гудеть. Это признак того, что и без градусника можно определить: пора доставать «зиму«!

Лысые шины

Ветеранские покрышки — это грустно. Они аналогичны по своим свойствам летним зимой. Но еще опаснее: могут лопнуть в неблагоприятный момент — повышенная нагрузка в повороте, на высокой скорости или под большим грузом в ямке. Как известно, изношенные более чем на 50% зимние покрышки уже не могут обеспечить безопасность в холодный сезон: стерт мягкий слой, дающий сцепление со скользкими поверхностями. Но и использовать их летом небезопасно: ни адекватного торможения, ни уверенного сцепления они, перегретые, на раскаленном асфальте не дадут.

Перекачанные колеса

Любители экономить топливо качают шины больше, чем им положено. Выдает таких товарищей износ центра протектора. Перекачанные шины плохо амортизируют, способствуют ускоренному разбиванию подвески и, да, совсем-совсем немного экономят топливо — меньше сопротивление качению. С учетом качества наших дорог это настоящий мазохизм. И езда на низкопрофильных шинах тоже, кстати. Вибрации расшатывают и повреждают не только узлы автомобиля, но и наши позвоночники…

Недокачанные шины

Кто смотрит давление в колесах реже, чем раз в неделю, и пользуется машиной не каждый день, тот нередко ездит на недокачанных колесах. Шина, давление в коей понижено, испытывает большие нагрузки, обладает увеличенным пятном контакта с дорогой и потому быстрее изнашивается, хуже держится за покрытие, приводит к небольшому увеличению расхода горючего. Недокачанная зимняя шина в повороте, будучи внешней, имеет огромные шансы «разуться», вследствие чего весь автомобиль потеряет управление, а затем и свою целостность в ближайшем кювете. Такой случай тоже был с одним знакомым автомобилистом корреспондента Al… Причем работником СТО!

Дырявые покрышки

Поймав в протектор гвоздь, саморез или кусок проволоки, вы об этом узнаете не сразу. Потому что инородное тело неплохо герметизирует отверстие. Но покрышка, скорей всего, все равно будет понемногу стравливать воздух, нервируя вас своей регулярно случающейся спущенностью. Расскажу случай, который произошел непосредственно с вашим автором. Любимые родственники мужского пола делали строительные работы, и один особо шустрый саморез оказался в протекторе переднего правого «бриджика» моего Mitsubishi.

Неделю те же самые родственники по утрам подкачивали понемногу спускающее колесо. Оно удачно вставало всегда саморезом вниз — сколько мы ни осматривали шины, ничего подозрительного не находили. Перекатить машину не видели смысла: не может же она всегда вставать одним и тем же местом на землю! Оказалось, может. Когда водитель наконец явился на шиномонтаж, автомобиль тут же повернул колесо саморезом вверх — прямо под светлы очи мастера-шинщика! Мистика, да и только. Колесо начало спускать — езжайте в шинку. Бывает, что бескамерные покрышки начинают стравливать воздух при попадании грязи в месте прилегания шины к диску.

Отдельная песня — это шины с боковыми порезами. При повреждении боковой поверхности рвутся нити корда (металлические либо из искусственных волокон). А ведь это «скелет» покрышки, и она уже не имеет своей гарантируемой производителем прочности. Это как сломанная лестница, обмотанная скотчем. В эту же категорию запрещенных к применению относятся и покрышки с грыжами — то же повреждение силовой основы.

Прочие случаи

Бескамерные с камерой внутри — это из разряда шляпа примотана шарфом к голове — нечто нелепое. Но шарф выглядит смешно, зато утепляет и неопасен, а вот камера в бескамерке приводит к нарушению условий эксплуатации последней, и итоги непредсказуемы.

Разные покрышки на 4WD. Ну тут не страдает ничего, кроме трансмиссии в лице раздаточной коробки. Удары и толчки выдадут ее недовольство. Если эти намеки игнорировать, то она и вовсе потребует ремонта. На полный привод, даже подключаемый, следует устанавливать одинаковые модели шин — не просто рисунок протектора должен быть идентичным, но и степень износа примерно та же. Полноприводные машины, поскольку гребут всеми «лапами», изнашивают шины, как правило, быстрее. Еще на износ положительно влияют: резкие старты, пробуксовка колес, частые торможения с высокой скорости и быстрое прохождение всех попадающих на вашем пути поворотов. Ну и плохие амортизаторы тоже, и неправильное давление в шинах.

Нежелательны шины неухоженные и некачественные. Под неухоженными мы подразумеваем покрышки с попавшими на них пятнами масла, которое имеет свойство разъедать резину, шины, которые подвергались воздействию солнца (хранились под открытым небом) или повышенной либо пониженной влажности. Во всех этих случаях резина ускоренно стареет и не обеспечивает долгой и счастливой езды.

Ну и напоследок пожелаем всем автовладельцам иметь второй комплект колес в сборе. То есть 8 дисков для вашей машины с двумя комплектами сезонных шин. Этим вы сэкономите не только полдня на переобувание (можно не тратить кучу времени в очереди к шиномонтажу, а самому достать баллонник и попрактиковаться в снятии колес). Этим вы убережете шины от терзания их на станке. Оно травмирует самую важную для шины часть — ее край, контактирующий с диском и дающий герметичность пары «шина — диск».