На четверть дороже
Жители многих регионов все чаще стали обращаться с жалобами ФАС по поводу того, что при продаже полиса ОСАГО им «навязывают» приобретение дополнительных услуг.
Эксперты рынка рассказывали, что страховые компании терпят убытки по ОСАГО в связи с большим числом аварий и огромными выплатами по ним, которые не перекрывают полученные средства от продажи полисов ОСАГО. Поэтому требования страховых компаний были весьма жесткими: увеличить стоимость базового тарифа по страховке на 40%, то есть с 1980 руб. для физических лиц до 2770 рублей.
Президент России Владимир Путин одобрил идею повышения ставок и дал распоряжение правительству страны о внесении изменений в закон об ОСАГО до 1 июня 2014 года. В последней декаде апреля стало известно, что размер увеличения стоимости рассчитан.
По мнению Центрального банка РФ, который и будет заниматься этим вопросом, стоимость базового тарифа необходимо увеличить на 18,9-23,6%, то есть почти на четверть! Повышать стоимость страховки ЦБ собирается параллельно с увеличением лимита выплат по имуществу и жизни в два этапа. В частности, до 1 июня 2014 года выплаты по имуществу должны быть повышены со 120 до 400 тысяч рублей одновременно с первым этапом корректировки тарифов. Второй этап — повышение до 1 июля 2015 года выплат по жизни и здоровью пострадавших в ДТП до 500 тысяч рублей (вместо 160 тыс., которые выплачивают сегодня) с очередным ростом тарифов. Точной информации о росте тарифов в первый и второй периоды пока нет.
Эксперты рынка уже высказались о том, что данное повышение не спасет ситуацию — по оценке рынка, сейчас каждый третий субъект по ОСАГО является убыточным. «Повышения тарифов на 23,6% явно недостаточно, — заявил глава ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров, — эта мнимая забота о гражданах, которые там что-то сэкономят на ОСАГО, в итоге обернется крахом сегмента». Он считает, что недостаточное повышение тарифов обернется тем, что крупные стабильные страховые компании будут уходить из регионов, где ситуация особенно тяжела, а на их место придут мелкие проблемные игроки.
Убыточность направления обязательного страхования автогражданской ответственности косвенно подтверждается поведением крупных страховых компаний в последний год.
Жители многих регионов стали обращаться с жалобами в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по поводу того, что в некоторых СК при продаже полиса ОСАГО им «навязывают» приобретение дополнительных услуг. Так, в России уже разгорелся скандал вокруг компании «Росгосстрах», которая была поймана на такой практике более чем в 20 субъектах страны. Кроме того, СК массово переносят свои центры урегулирования убытков из областных городов в дальние муниципальные образования, чтобы избежать наплыва клиентов с мелкими выплатами, которые, столкнувшись с удаленностью офиса, вероятнее всего, не станут туда обращаться. Так произошло и в Иркутской области, где «Росгосстрах» перенес свой офис урегулирования убытков из Иркутска в Тулун. И хотя начальник отдела по защите прав потребителей администрации Иркутска Виктор Низовцев отметил, что такой перенос законен, эту практику нельзя назвать добросовестной. Схожий случай этой же компании произошел и в Бурятии. Единственное подразделение «Росгосстраха», которое принимает заявления на получение страховых выплат от потерпевших, которые попали в ДТП по вине клиентов «Росгосстраха», но сами при этом застрахованы в других страховых компаниях, находится в селе Петропавловка Джидинского района, то есть довольно далеко от столицы Бурятии — 232 км. Это дело попало на глаза местному ФАСу, служба посчитала действия СК возможным злоупотреблением доминирующим положением на рынке ОСАГО и возбудила против нее дело.
Корреспонденты Al будут следить за развитием событий.