Мыслить по-государственному

Финансирование сельского хозяйства Иркутской области из областного бюджета может быть увеличено только после того, как депутаты убедятся в эффективности расходования средств в этой сфере. Такое решение принято на состоявшемся 6 декабря заседании сессии Законодательного собрания (ЗС) Иркутской области, принявшей областной бюджет во втором чтении.

В то время как Геннадий Истомин (справа) не уверен в эффективности финансирования сельского хозяйства, Гавриил Франтенко (слева) предрекает дальнейшее подорожание местной сельхозпродукции. Фото Евгения Козырева

В ходе подготовки бюджета Иркутской области на 2008 год ко второму чтению было рассмотрено более семидесяти поправок. Многие из них были одобрены бюджетным комитетом, некоторые отклонены. Одним из главных камней преткновения при обсуждении поправок в бюджет стали дополнительные 100 млн рублей на финансирование сельского хозяйства. Этой суммой депутаты, лоббирующие интересы сельскохозяйственного комплекса — прежде всего представители Аграрной партии и КПРФ — предлагали пополнить расходную часть бюджета, направив их в раздел «Сельское хозяйство и рыболовство». Финансировать это увеличение предлагалось за счет роста дефицита бюджета. Свои предложения аграрии мотивировали тем, что в бюджете текущего года на поддержку сельского хозяйства было заложено свыше 700 млн рублей, в то время как в проекте бюджета 2008 года эта сумма составила 1,02 млрд рублей. И это при том что теперь речь идет о бюджете объединенного субъекта, то есть данная сумма включает в себя финансирование не только Иркутской области, но и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, где сельское хозяйство — основная отрасль экономики. Поначалу аграриям обещали, что их «хотелки» будут учтены на втором чтении бюджета — при переделе средств, заложенных на программу газификации. Эта программа еще раньше была отклонена депутатами, в то время как обладминистрация уже заложила в бюджет средства на ее реализацию.

Однако ко второму чтению бюджет выглядел отнюдь не так, как хотелось аграриям. Средства от программы газификации действительно поделили, но они были направлены на иные цели. В частности, решено увеличить бюджетные ассигнования по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на лекарственное обеспечение выхаживания новорожденных детей с массой тела от 500 г до 1,5 кг — в сумме 45 млн рублей. Также по этому разделу было предложено изменить финансирование еще ряда статей: по областной государственной социальной программе «Анти-ВИЧ/СПИД на 2006-2010 годы» решено увеличить расходы с 13,5 млн рублей — до 19,5 млн руб., а по подпрограмме «Неотложные меры борьбы с туберкулезом» с 13 млн руб. — до 18,5 млн руб. Еще 1,5 млн рублей решено направить на финансирование дальнейшей работы по переводу хроникально-документальных материалов с кинопленки на цифровые носители, проводимой государственным учреждением культуры «Иркутский областной кинофонд».

Господин Истомин заметил, что о дополнительном финансировании сельского хозяйства можно будет говорить лишь после того, как пройдет тщательнейшая проверка эффективности использования бюджетных средств в этой сфере.

6 декабря вице-спикер, председатель бюджетного комитета ЗС Геннадий Истомин сразу предложил аграриям «отбросить лоббистские вопросы и подойти к бюджету по-государственному». Он заявил, что у него есть большие вопросы — на что планируется направить дополнительное финансирование, а также — насколько эффективно использование средств при финансировании сельского хозяйства в целом. По его убеждению, совершенно нерациональным является выделение бюджетных средств на то, чтобы дарить сельхозпредприятиям дорогостоящую технику — тракторы, комбайны и так далее. Более того, господин Истомин не уверен и в том, что закупка этой техники ведется в соответствии с интересами бюджета и за нее не переплачивается лишнее. То, что дополнительные 100 млн рублей планируется направить на субсидирование сельского хозяйства и лизинговые программы, соответственно, также не вызвало положительной реакции вице-спикера.

Депутат ЗС, директор СХ ЗАО «Белореченское» Гавриил Франтенко упорно апеллировал к тому, что выделяемых из бюджета средств и так хватает только на компенсацию роста цен на горюче-смазочные материалы, удобрения, семена и так далее. В противном случае, по его словам, произойдет ощутимое подорожание местных сельхозпродуктов. Он также подчеркнул, что, например, в Тюмени на финансирование сельского хозяйства выделяется не один, а семь миллиардов рублей. Вице-спикер Сергей Мутовин поинтересовался, смогут ли они в случае дополнительного финансирования, пусть даже сумме большей, нежели 100 млн рублей, гарантировать снижение цен на сельхозпродукцию или хотя бы их стабилизацию и прекращение роста. На что господин Франтенко ответил отрицательно. Вице-спикер выразил свое недоумение, почему в таком случае областной бюджет должен выделять средства для компенсации роста цен на материалы для сельского хозяйства, если это не даст региону никакого экономического эффекта.

Депутат Сумароков, генеральный директор СХПК «Усольский свинокомплекс» также отметил необходимость субсидирования молока и мяса: «Мы и так уже едим на 50% привозное мясо», — подчеркнул он. Также господин Сумароков сообщил, что в большинстве регионов бюджетное субсидирование производства мяса составляет 3-5 рублей на кг, в то время как в Иркутской области оно составляет только 1,2, а теперь сократится и до 1,1 рубля.

Еще несколько депутатов активно поддержали эту инициативу, но их голосов оказалось недостаточно, чтобы включить необходимую сумму в бюджет. Господин Истомин заметил, что о дополнительном финансировании сельского хозяйства можно будет говорить лишь после того, как пройдет тщательнейшая проверка эффективности использования бюджетных средств в этой сфере. Пока же эти 100 млн рублей внесли в постановление ЗС, где перечислены направления, на которые необходимо направить средства при поступлении в бюджет дополнительных доходов.