«Мы живем для публики!»

Иркутская областная филармония — о юбилеях и открытиях года
2019 год для Иркутской областной филармонии стал по-настоящему знаковым. Череда юбилеев, премьер и новых гастролей не отпускала артистов ни на один месяц. Не меньше планов и проектов сформировано и на 2020-й. Чем гордится филармония в год своего 80-летия и к чему стремится в отдаленной перспективе, рассказала ее директор Ирина Касьянова.

— Ирина Владимировна, только отгремело трехдневное празднование юбилея Иркутской областной филармонии. Множество теплых слов, поздравлений и благодарностей прозвучало в ваш адрес от гостей. Резюмируя, поделитесь, в чем же кроется секрет любви зрителя к филармонии на протяжении вот уже 80 лет?

— Все 80 лет филармония является центром музыкальной жизни Иркутской области. И это главное. Мы стремимся соответствовать тем идеалам, которые были заложены в самом основании филармонии. И, конечно же, это очень большая ответственность. Историю филармонии ковали настоящие профессионалы, выпускники самых лучших консерваторий страны. Получив распределение в Иркутск, они ехали сюда на два-три года, но оставались на всю жизнь. Игорь Соколов, Леонид Месмам, Лев Касабов, Мина Володарская, Михаил Аранович — эти имена навсегда вписаны в музыкальную историю не только нашего города, но и страны. И наша задача — не потерять тот уровень, который был заложен в самом начале становления филармонии. Как мне кажется, нам это удается. По крайне мере, если судить по географии гастролей, которая есть сегодня у оркестра, камерного хора, «Байкал-квартета», солистов. Наших артистов действительно ждут…

— Если вспоминать знаковые события 2019 года, что в первую очередь можно выделить?

— В этом году мы отметили сразу четыре юбилея. Это и юбилей главного дирижера и художественного руководителя оркестра Илмара Лапиньша. Его же десятилетие работы с Губернаторским симфоническим оркестром Иркутской филармонии. 25 лет исполнилось нашему коллективу «Байкал-квартет». И, конечно же, 80-летие образования самой Иркутской филармонии. Сказать, что этот год был богат для нас на яркие события — не сказать ничего. Впервые наш хор побывал в Кемерово на гастролях, принял участие в Сибирском музыкальном форуме «Акколада». Впервые наш хор летит в Бодайбо, где его с большим нетерпением ждут. Впервые наш оркестр побывал в Усть-Куте, Красноярске. Впервые «Байкал-квартет» поехал в Ербогачен. Впервые прошел Фестиваль русской оперы в Тальцах.

— Впервые исполнили 10-ю симфонию австрийского композитора Густава Малера…

— Да, и я с особой гордостью хочу ее упомянуть и сказать слова благодарности нашим друзьям, партнерам, — тем, кто приобрел для этого исполнения ноты. Мало кто знает, но эта премьера в Иркутске была под угрозой срыва. Саму симфонию Малер не успел закончить. И дописывал ее знаменитый дирижер, альтист Рудольф Баршай. В этом году отмечается его юбилей — 95-летие, и Илмар Лапиньш предложил приурочить исполнение этого произведения в Иркутске к круглой дате. Однако нот в России, как оказалось, нет. Сама симфония очень редко появляется в афишах. Но нам удалось их приобрести! И это действительно было очень значимо. Публика подходила и благодарила нас за то, что мы включили это произведение в абонемент.

— Многим зрителям запомнился 2019 год еще и Фестивалем русской оперы в Тальцах. С триумфом прошла премьера оперы «Золотой петушок», вновь мы смотрели «Царскую невесту» Римского-Корсакова… Расскажите, как это было с вашей стороны, стороны организаторов? Ждать ли продолжения такой практики в следующем году?

— Конечно, ждать. Нам очень повезло, что нас слышит правительство Иркутской области и поддерживает наши большие сложные проекты, часто очень затратные. Что касается следующего года, то нам уже определено финансирование, мы приступили к обсуждению программы.

Надо сказать, что на этом проекте мы выходим далеко за пределы филармонии: у нас нет цехов, декораторов, постижеров, гримеров… Это все совместная работа и Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского, и Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова. Поэтому мы всегда без устали благодарим всю огромную команду, участвующую в этом глобальном процессе. Это и директора театров, и водители, и завхозы, и наши работники, которые, несмотря на отпуск, выходили на работу. Зритель действительно видит героев только на сцене. На самом же деле героев, которые за кадром, великое множество. Но я уверена, что этот фестиваль объединил нас всех неслучайно, у него великое будущее, он еще принесет немалую пользу нашему региону. Так что мы с нетерпением ждем лета…

— Можно раскрыть секрет, премьера какого произведения запланирована?

— Безусловно, мы повторим «Царскую невесту», поскольку она уже стала нашим брендом. Но в этот раз постараемся разделить программу на две площадки: у Илимского острога и непосредственно у Ангары. Для чего нужна вторая площадка? Мы обсуждаем в качестве премьеры оперу Александра Даргомыжского «Русалка». Как вы помните, либретто оперы начинается с того, что «на берегу Дуная жил мельник со своей дочерью». Мы подумали, почему бы мельнику не жить на берегу Ангары?

— Вы уже упомянули про гастроли филармонии по Иркутской области. В прошлом году вы с особым теплом вспоминали выступление в Бодайбо, чем запомнился гастрольный 2019-й?

— Знаете, искусство ждут во всех уголках нашей области. И каждая встреча со зрителем наполнена особой атмосферой. Ведь гастроли тем и ценны, что здесь нет барьера сцены, этой пресловутой рампы, разделяющей артиста и зрителя. Все становятся единым целым. И это не преувеличение.

Чем хороша филармония? У нас каждая программа — новая, это всегда премьера. Плюс мы стараемся создавать под каждую территорию отдельный репертуар. Если мы здесь уже были ранее, предлагаем программу посложнее, а если едем в первый раз — конечно, везем Дунаевского, Штрауса, Вивальди, Моцарта… Этот эффект узнаваемости очень важен для любого человека. Ведь музыку не надо понимать, это не математика, ее надо чувствовать. И через чувства, эмоции (а именно за ними идут люди в филармонию и театры) слушатели постепенно становятся меломанами. И ждут следующих встреч…

— В этом году вы участвовали в Санкт-Петербургском VIII международном культурном форуме. Какие задачи ставятся на федеральном уровне перед руководителями учреждений культуры? Откликаются ли эти задачи вашим планам по развитию Иркутской областной филармонии?

— Если вы следите за нашими афишами, то в этом году у нас впервые появилась «BABY-филармония». И знаете, это опять же неслучайно. Мы действительно решили заглянуть далеко вперед и взять в свои руки воспитание будущего слушателя на всех этапах его взросления. Раньше были концерты для беременных, но не было для малышей. Сейчас мы эту несправедливость устранили. Эти программы проходят в фойе, в непринужденной обстановке, и уже заслужили любовь как детей, так и родителей.

Также в вопросе перспектив филармонии назрела огромная необходимость создания собственного духового оркестра. Сейчас по поручению президента страны очень активно развивается российское «Духовое общество», которое возглавляет Михаил Брызгалов. В федеральном правительстве это направление курирует лично вице-премьер РФ Ольга Голодец. В филармонии создание такого оркестра сдерживает только отсутствие свободных помещений.

Ограниченность площадей пока мешает и исполнению следующего этапа развития, о котором я мечтаю, — созданию детской филармонии. Я уверена, что это должно быть отдельно стоящее здание, где будет настоящее царство детей. Дети как солисты, как исполнители, которые выступают с камерным оркестром или сольно. Было бы идеально все это воплотить в проекте нового концертного зала, который, я думаю, конечно, будет. Потому что у региона есть все для него: прекрасный оркестр, хор, публика, которая заслужила этот зал, есть потребность слушать музыку в хорошем качестве.

— Какие еще ключевые проекты ожидают иркутскую филармонию в будущем году?

— Уже совсем скоро — 9 января — нам вновь предстоит выступление в одном из лучших концертных залов мира — в «Золотом зале» Венской филармонии Мюзикферайн. Это будут уже третьи гастроли оркестра в Австрию. Но если в прошлый раз мы представляли программу из легкой популярной музыки Чайковского, Дунаевского, сербских композиторов, то сейчас мы везем серьезный симфонический концерт — 6-ю симфонию Чайковского и концерт Брамса для скрипки с оркестром. Солировать будет лауреат многих престижных международных конкурсов, солист Московской государственной академической филармонии, талантливый молодой скрипач Павел Милюков. 11 и 13 января состоятся концерты в городах Сербии Белграде и Нови-Саде.

Конечно же, состоятся все полюбившиеся иркутянам фестивали: оперной музыки «Дыхание Байкала», Фестиваль русской оперы, «Байкальские струны», «Вселенная звука» и многое другое. В год 75-летия Великой победы готовим программу, посвященную этому празднику. В планах — проехать с ней по всей Иркутской области. И не только с ней. Мы не боимся никаких перелетов, поездов, машин, мы едем везде, где нас ждут… Артисты ведь живут для публики и всегда рады встрече с ней!

Евгения Колягина