Мы ведем автомобили, автомобили ведут нас…

Летняя экспедиция Touareg Experience 360° из Пекина в Вольфсбург задержалась в Иркутске всего на несколько часов — дав короткую пресс-конференцию (которая в итоге оказалась единственной в этом ралли), участники остановились на ночь в гостинице «Европа», а рано утром колонна из девяти серебристых Volksvagen Touareg, пройдя по полупустым городским улицам, двинулась дальше. На все путешествие длиной более 10 тысяч километров экспедиции было отведено 22 дня — три недели бездорожья, экстрима и полной неопределенности.

С тем, что в России плохие дороги, участники категорически не согласились. — Вполне хорошие! — заявил Андреас Ренц, который видел дороги в Монголии и в Африке.

Они намеренно не планировали, где остановятся на отдых, не бронировали гостиниц, оставляя себе полную свободу. По мнению участников летней экспедиции Touareg Experience 360°, стартовавшей 14 мая в Пекине, заранее подробно расписывать маршрут — совершенно лишняя затея, когда речь идет о настоящем приключении. Тур по маршруту Китай — Монголия — Россия — Латвия — Литва — Польша — Германия стал логическим продолжением легендарного кругосветного путешествия Touareg Experience 360° World Tour, проходившего в 13 этапов в 2004-2005 годах.

Тогда Россия оказалась за пределами маршрута экспедиции — кругосветка прошла, минуя 1/6 часть суши. Организаторы объясняют это просто: отдельное путешествие через Россию, специальный «летний» тур, планировалось как особое приключение. Неудивительно, что, например, Сергей Рохленко, директор строительной фирмы, для которого участие в заключительном этапе кругосветного ралли стало незабываемым впечатлением, решил принять участие и в этой, второй экспедиции. Он рассказывает, что о возможности попасть в группу на последний этап кругосветного ралли узнал из журнала «Автомир». Отправив анкету, ростовчанин получил приглашение на отборочные соревнования, проходившие на Дмитровском шоссе. Отбор был жестким: экзамен по вождению, психологический тест, 5-часовой тест на ориентирование по GPS и — отдельно — по компасу, разведение огня, переправа на «тарзанке», альпинизм, вождение по бездорожью, замена колеса на время — все это практически без передышек. У одного из соперников Сергея в процессе испытаний оказалась сломанной рука, у другого — нога, они бинтовали друг друга одеждой, оставшись втроем после многочисленных отсевов и действуя уже скорее как команда, а не как соперники. Сергей был выбран организаторами из 54 претендентов. Как в подавляющем большинстве различных автоэкспедиций, с участников взимается организационный взнос. В некоторых ралли сумма доходит до $90 тыс. Любителям автоэкстрима на автомобилях VW относительно повезло — все прелести трансконтинентального бездорожья они смогли испытать за 5,9 тыс. евро.

— Цена обычной путевки в Европу, не сравнимой по впечатлениям с тем, что можно испытать в подобной экспедиции, — замечает Сергей.

Елена Краснова, редактор историко-гуманитарного отдела журнала «Вокруг Света», присоединилась к группе летней экспедиции только в Улан-Удэ вместе с командой сопровождения — журналистами, фотографами, специалистами по PR. В кругосветке же участвовала с самого начала. О целях VW в организации подобных акций она говорит так:

— Компания стремится наглядно продемонстрировать покупателю, что Touareg — это джип и лимузин «в одном флаконе». Мы, участники экспедиций, пожалуй, можем с этим согласиться, пройдя на этих машинах такой огромный путь.

Примечательно, что Volkswagen — первый и пока единственный автоконцерн, организовавший кругосветное ралли на своих автомобилях. Рекламной акцией это назвать сложно. Скажем, в Иркутске на VW Touareg есть устойчивый спрос, и, как отмечают представители иркутского дилерского центра WV, проехав через город и дав пресс-конференцию, вряд ли экспедиция будет способствовать увеличению продаж. Хотя определенная продвиженческая цель в акции, безусловно, есть — суть именно в демонстрации возможностей автомобиля, в подтверждении его заявленных качеств. Тем не менее, колонна двигалась довольно быстро и не совершала практически никаких мероприятий, рассчитанных на публику. Путешественники останавливались только на ночевку, практически не общались с журналистами и местными жителями и были увлечены исключительно процессом — ехали, любовались красотами, покоряли пространство.

Как рассказал AL один из организаторов ралли, представитель агентства Process One Андреас Ренц, основная цель автоконцерна — понять, как автомобиль будет вести себя во время длительной эксплуатации в реальных условиях. И не просто реальных — экстремальных до крайности. Автомобили показывают себя весьма достойно, и многие участники ралли признают, что, почувствовав этот автомобиль, намерены приобрести его для себя.

Об этом говорит и Елена Краснова, которая уверена, что Touareg, несмотря на свою мощь и габариты, — автомобиль, вполне подходящий для женщины. Впрочем, «во время ралли все же командуют мужчины и их нужно слушаться — в этом деле они сильнее», — с улыбкой замечает участница.

Сергей Рохленко с ней не согласен.

— Например, моя напарница в этом ралли — прекрасный водитель, и ее из-за руля не выгонишь! — смеется он. — А наша Габи — настоящий профи, она автоинструктор, специалист очень высокого класса, авторитет для всех нас.

Именно за Габи и Андреасом остается последнее слово при выборе маршрута. Путь, который Volkswagen выбирает для подобных путешествий, можно пройти только на полноценных внедорожниках — путешественники вынуждены преодолевать соляные пустыни, пески, грязь, лесные завалы, камни. План экспедиции разрабатывается лишь в общем виде, определять траекторию движения предлагается на месте, по ситуации. Именно так, совместно с проводниками, участники летнего ралли обсуждали возможные варианты объездов и выбирали маршруты пересечения Китая, пустыни Гоби и монгольских степей, Прибайкалья, уральских гор, территории прибалтийских государств.

В кругосветное путешествие отправились внедорожники с амортизационной подвеской, в нынешнем пробеге авто оборудованы пневмоподвеской и палатками. В остальном — стандартная комплектация плюс металлическая заводская защита двигателя.

Сергей Рохленко — «туареговод» со стажем, сейчас у него уже второй Touareg, и изменять этой модели он не собирается, отмечая, что определение «джиполимузинности» полностью соответствует автомобилю. По словам Сергея, все встреченные на пути препятствия внедорожнику нипочем.

— Машина крайне надежная. Даже в этом путешествии — где-то мы ведем автомобили, где-то — они ведут нас, — говорит участник.

Проблемы во время ралли, конечно, были, отмечает он. В Бурятии, в одном из поселков, где колонна остановилась на обед, местные жители свинтили номер с автомобиля Габи, и на небольшом отрезке пути от Улан-Удэ до Иркутска трижды пришлось менять проколотое колесо. Номер вернули быстро, после короткого объяснения местному участковому перспективы международного конфликта. Что же касается колес — это вопрос удачи, разводят руками искатели приключений.

В целом же, отмечают они, автомобили для пробега не готовили специально. В кругосветное путешествие отправились внедорожники с амортизационной подвеской, в нынешнем пробеге авто оборудованы пневмоподвеской и палатками. В остальном — стандартная комплектация плюс металлическая заводская защита двигателя.

— И я бы не сказал, что длительная экстремальная эксплуатация как-то повлияла на машины. Например, расход масла после кругосветного ралли не изменился — а ведь было пройдено 76 тысяч километров, которые, учитывая сложность условий, можно смело умножать на пять, — говорит Сергей Рохленко. — Правда, в конце кругосветки в прошлом году у одного из автомобилей отказала часть электроники — это после 9 тысяч километров экстремальнейшего пробега по Африке, где плавилось буквально все. И еще на марокканском этапе один из участников, налетев на камень, повредил трубку тормоза, потеряв тормозную жидкость. В автосервисе в Мароккеше неисправность устранили. Вот, пожалуй, и все проблемы, которые я помню, — говорит участник.

На участке от Пекина, куда 9 автомобилей доставили по морю за два месяца до старта, до Иркутска самым сложным участком для автомобилистов, вполне ожидаемо, конечно, стала пустыня Гоби, которую они пересекли за два дня.

— Пустыня предъявляет очень жесткие требования к технике вождения, — признает Сергей. — Участки с каменистой почвой сменяются песком, в котором автомобили несколько раз увязали — приходилось использовать домкрат.

Однако, отмечает путешественник, Гоби значительно отличается от Сахары. Здесь особый рельеф — не только дюны, но и холмы, сильные ветра, от которых не защищают палатки. Ночлег в Гоби — отдельное приключение.

— Приходится долго искать удобное место для привала. Нам удачно подвернулась гряда холмов, у подножия которых мы поставили автомобили в круг, внутри установили палатки — получился относительно закрытый от ветра лагерь. Здорово, что у нас сразу сложилась команда, в первые же дни, точнее, вечера, на привалах. Чудесная атмосфера и вокруг люди, с которыми приятно и просто общаться и быть в одной связке, — говорит Сергей Рохленко. — Люди, с которыми мы плечом к плечу делим пустыню. И, несмотря на то что команда интернациональная — собрались ребята из Германии, Австрии, России — нет совершено никаких барьеров для общения, абсолютное приятие друг друга.

Как отмечают участники, главное, что дают подобные ралли — испытание себя и совершенно новый взгляд на мир под впечатлением от соприкосновения с различными культурами. Участники из Германии, к примеру, не знали, что существует такой деликатес, как красная икра. В Слюдянке вся команда открыла для себя байкальскую рыбу. Байкальскими красотами по пути в Иркутск участники так залюбовались, что прибыли в город на три часа позже запланированного времени и впоследствии переживали из-за этого отклонения от графика, поскольку обычно колонна движется почти без остановок, очень быстро, и весь путь расписан почти по минутам.

С тем, что в России плохие дороги, участники категорически не согласились.

— Вполне хорошие! — заявил Андреас Ренц, который видел дороги в Монголии и в Африке.

Впрочем, развивать эту тему путешественники не стали. Только заявили единодушно, что стоило устроить специальную экспедицию, чтобы большую ее часть пройти по территории России. Вполне возможно, в следующих турах Touareg Experience 360° сможет участвовать полностью российская команда. В любом случае, возможность войти в состав следующих экспедиций есть у каждого автоаса, жаждущего приключений.