«Мы приближаем наши офисы к гражданам»

Росрегистрация в Приангарье расширяется
Управление Федеральной регистрационной службы (УФРС) по Иркутской области расширяет свою деятельность. По словам и.о. руководителя УФРС по Иркутской области Дмитрия Прушинского, объемы работы ведомства растут, существует тенденция к их увеличению и в ближайшем будущем, вслед за ростом рынка недвижимости. После открытия 20 февраля офиса в г. Байкальске планируется открытие нового помещения для приема граждан на первом этаже здания на ул. Академическая, 70, а также допофиса в Ново-Ленино.

По словам Дмитрия Прушинского, чтобы соответствовать требованиям растущего рынка недвижимости в регионе, УФРС совершенствует свою работу. Фото Евгения Козырева

Административный регламент

В настоящее время количество обращений за регистрацией прав и сделок с объектами недвижимого имущества в России постоянно увеличивается. В рамках административной реформы для улучшения обслуживания граждан Федеральной регистрационной службой (ФРС) в 2006 году был утвержден Административный регламент (АР) исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (приказ Минюста РФ от 14.09.2006 №293). По словам директора ФРС, главного государственного регистратора РФ Сергея Васильева, АР создавался для того, чтобы помочь гражданам и регистрирующим органам эффективно взаимодействовать друг с другом. Основная цель — сделать общение граждан и регистрирующего органа максимально прозрачным, а следовательно, в большей степени обеспечить реализацию прав и законных интересов граждан. Регламент четко расписывает алгоритм действий работников ФРС, однако график работы этой службы не совпадает с графиком работы других инстанций, выдающих необходимые для регистрации документы. «Например, мы не учли, что в малонаселенных, малодоступных местах учреждения работают в разное время, плохо ходит транспорт, и людям приходится ездить по несколько раз в различные ведомства, чтобы, наконец, подать документы на государственную регистрацию», — отмечает Сергей Васильев. В этой связи ФРС разработала проект изменений в АР. «После вступления Административного регламента в силу мы постоянно анализировали процесс его внедрения, — рассказал Сергей Васильев. — Мы отслеживали, насколько четко организованы административные процедуры в регионах. Обобщение и анализ полученной информации позволили определить основные претензии, которые граждане предъявляют к нам. Все они связаны с потраченным временем на сбор документов для регистрации».

Изменения в АР направлены на синхронизацию работы ФРС с деятельностью всех остальных органов, выдающих необходимые для регистрации документы. Кроме того, по словам руководителя ФРС, набирает обороты программа «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость». Ее суть заключается в том, чтобы за счет разработки и использования унифицированного программного обеспечения приблизиться к мировым стандартам обслуживания населения. Финансирование работ по этому проекту планируется осуществлять как за счет средств федерального бюджета, так и за счет займа Международного банка развития и реконструкции (МБРР) в размере $50 млн. Средства будут направлены также на создание современных информационных систем и на приобретение необходимых аппаратных средств для территориальных органов Росрегистрации. Работа в данном направлении будет продолжена, в том числе и в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)».

Рост объемов рынка недвижимости

По информации УФРС по Иркутской области, в 2007 году количество заявлений на регистрацию прав на имущество и сделок с ним составило 360 932, что на 17,1% больше, чем в 2006 году. Традиционно большую часть (75,1%) составляют обращения на регистрацию прав на жилые помещения. Доля обращений на регистрацию нежилых помещений и сделок с ними составляет 11,1%, земельных участков — 13,8%. В 2007 году в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) было внесено 15 519 записей о регист­рации ипотеки, что на 121,6% больше показателей 2006 года. Произведена государственная регистрация 6000 договоров участия в долевом строительстве жилья, что на 206% превышает показатели 2006 года. За 2007 год поступило 102 345 запросов о выдаче информации о зарегистрированных правах, что на 11 008 запросов больше, чем в 2006 году.

По информации УФРС по Иркутской области, в 2007 году количество заявлений на регистрацию прав на имущество и сделок с ним составило 360 932, что на 17,1% больше, чем в 2006 году.

Количество выданной информации из ЕГРП увеличилось на 39,1%. По словам и.о. руководителя УФРС по Иркутской области Дмитрия Прушинского, объемы работы ведомства растут, существует тенденция к их увеличению и в ближайшем будущем. Рост количества заявлений на регистрацию прав на недвижимое имущество идет за счет приобретения жилья по ипотечному кредитованию и оформлению земельных участков по упрощенной схеме — «дачная амнистия» (ФЗ №93). В коммерческий оборот вовлекается все больше объектов недвижимости. «Мы стремимся быстрее оформить документы на самом современном уровне, поскольку гражданам нужно быстрее провести сделки, оформить ипотечный кредит», — сообщил господин Прушинский.

По информации УФРС по Иркутской области, в 2007 году количество заявлений на регистрацию прав на имущество и сделок с ним составило 360 932, что на 17,1% больше, чем в 2006 году. Традиционно большую часть (75,1%) составляют обращения на регистрацию прав на жилые помещения.

Для того чтобы соответствовать требованиям растущего рынка недвижимости в регионе, УФРС совершенствует свою работу, открывает новые дополнительные офисы. В целях сокращения очередей в УФРС часы приема документов увеличены с 32 до 53 в неделю. Прием документов в упрощенном порядке по «дачной амнистии» ведется в специальном окне. В течение всего рабочего дня, без перерыва на обед проводятся консультации граждан в специальном окне. Прием заявлений ведется до последнего посетителя.

Многое изменилось

«Мы приближаем свои офисы к гражданам, — сообщил и.о. руководителя УФРС по Иркутской области. — 20 февраля открыли допофис в Байкальске, там неподалеку тракт, жителям Слюдянского района будет удобно приезжать в новый офис. В здании Сбербанка на ул. Ленина, 30 в Иркутске работает специалист нашего управления, который ведет прием документов на регистрацию ипотеки. В скором времени мы планируем открыть допофис в Ново-Ленино. Кроме того, достигнуто соглашение с Иркутским региональным ипотечным агентством о выделении помещения на ул. Степана Разина, 6, где тоже будут работать наши специалисты. И, конечно, самым значительным шагом будет открытие помещения для оформления прав на имущество у нас на первом этаже».

Как сообщил «ВФ» и.о. заместителя руководителя УФРС Павел Фетисов, Административный регламент требует, чтобы залы приема и выдачи документов на регистрацию располагались на первых этажах зданий. «Пока такое помещение у нас находится на третьем этаже, — пояснил господин Фетисов, — однако в 2007 году в тесном взаимодей­ствии с администрацией Иркутской области при личном участии губернатора Александра Тишанина УФРС получило помещение на первом этаже здания по адресу ул. Академическая, 70. Общая площадь составляет около 900 кв. м». По словам и.о. замруководителя УФРС, в настоящее время в помещении идет капитальный ремонт, завершить который планируется в середине апреля. Стоимость ремонта составляет 14 млн рублей. «В решении этой проблемы, как и многих других, большая заслуга руководителя УФРС Альбины Семеновны Ковалевой, — подчеркнул господин Фетисов. — При подготовке нового помещения мы учитываем опыт работы на третьем этаже, а также все предложения граждан. Поэтому на первом этаже будет еще комфортнее, чем на третьем». Разумеется, будет кондиционер, гардероб, буфет и, что также немаловажно, туалет для граждан.

«Если вспомнить 1998-99 годы, то, конечно, с тех пор многое изменилось. Тогда на третьем этаже был темный коридор, огромные очереди, полное отсутствие информации, которое порождало самые нелепые слухи, — рассказал господин Фетисов. — Была проблема с очередями и даже «бизнес» у старушек, которые продавали места в очереди. Однако с приходом в УФРС Альбины Семеновны была проведена огромная работа по организации всех административных процессов. Мы вспоминаем о том времени как о периоде очень напряженной и успешной работы. В настоящее время работа специалистов по приему заявлений открыта для всех, ведь они работают за стеклянными перегородками, и тут уж ничего не утаишь. В полном объеме представлена вся информация по всем нюансам процесса оформления прав на недвижимость. Можно получить талон на прием в удобное время, чтобы не сидеть в очередях. Кстати, для того чтобы не было очередей, руководство УФРС усилило отдел приема документов специалистами из других отделов, прошедшими дополнительную подготовку».

Впрочем, высокий достигнутый уровень обслуживания в УФРС не всегда позитивно воспринимается людьми — уже сейчас в помещении Росрегистрации работает гардероб, но посетители почему-то предпочитают общаться со специалистами не снимая верхней одежды. «Есть еще одна особенность в процессе оформления прав на имущество — мы выступаем в роли конечной инстанции, — рассказал Дмитрий Прушинский. — Бывает и такое, что документы для регистрации, которые проходят ряд инстанций — Ростехинвентаризация, БТИ, кадастровая палата и так далее — бывают подготовлены не в полном объеме или с некоторыми техническими недостатками. В таких случаях мы просим донести некоторые документы или сами направляем в адрес этих организаций запросы для оформления надлежащих документов. В любом случае требуется еще некоторое время, а люди нервничают». Как правило, в таких случаях претензии высказывают специалистам УФРС, которые, кстати, стремятся оформить документацию как можно более качественно, чтобы в дальнейшем не возникало никаких проблем с правами на имущество. «При этом мы достаточно продуктивно работаем со всеми организациями, регулярно проводим совещания, обмениваемся мнениями и находим общие точки соприкосновения и механизмы решения всех проблем», — подчеркнул и.о. руководителя УФРС.

Тимур Дугаржапов