«Мы находимся на грани жизни и смерти нашего государства»

В начале 80-х ее пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» наделала много шума в театральной жизни страны. Десятки театров поставили это безжалостно правдивое произведение о советских школьниках, готовых совершить преступление ради хороших оценок. Спустя два года по распоряжению высшего партийного руководства пьесу запретили, тем самым только усилив славу автора. Сегодня количество театральных постановок по произведениям Людмилы Разумовской перевалило за тысячу, и спектакли продолжают появляться по всему миру.

Фото Марины Свининой

Приезд Людмилы Разумовской в Иркутск состоялся благодаря директору Культурного центра Александра Вампилова Галине Солуяновой, которая убеждена, что в дом драматурга должны приезжать хорошие драматурги, чтобы встречаться с поклонниками своего таланта. Здесь и состоялась встреча 16 октября.

«Я родилась по воле Божьей с неожиданной любовью к театру, и еще с трех лет мечтала стать артисткой. Много раз поступала на актерские факультеты, но меня никуда не брали. Пришлось поступить на театроведение, но я так и не стала работать по профессии, тем более что работы в то время в Ленинграде для меня не было. После окончания вуза в 1974 году я неожиданно для себя начала писать. Когда я гуляла со своей новорожденной дочкой, мне вдруг начали приходить какие-то сцены, которые я стала записывать, в результате была написана моя первая пьеса, которую я назвала «Семья». Моя приятельница отнесла пьесу в театр, ее хотели ставить и меня очень хвалили, однако до постановки дело так и не дошло. Однако сам факт, что меня поддержали, стал определяющим в моей жизни», — Людмила Разумовская на встрече с общественностью Иркутска без утайки рассказала, кажется, всю свою творческую биографию.

«Россия, ее судьба, божий замысел о России и русском человеке — такая попытка осмысления была мною сделана в этой прозе»

Подробнейшим образом была пересказана и история самой скандальной пьесы писательницы, благодаря которой она и стала знаменитой. Интересно, что «Дорогая Елена Сергеевна» была создана во время обучения на Высших театральных курсах при ГИТИСе, когда студентов попросили написать произведение из современной жизни, которое могло было быть поставлено на сцене. Пьесу действительно начали ставить по всей стране, и даже Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова в 1982 году успел показать своим зрителям «Елену Сергеевну». «Однако закончилось это все плохо, — вспоминает Людмила Разумовская. — Высшее руководство министерства культуры СССР получило выговоры, и пьесу запретили».

Впрочем, период отчуждения от театра продолжался недолго, до тех пор пока не началась Перестройка. Появились и другие пьесы — «Сад без земли», «Сестра моя — Русалочка», «Домой!», «Владимирская площадь», «Ваша сестра и пленница», которые нашли своих режиссеров и зрителей в постперестроечной России и за рубежом.

Однако сегодня Людмила Разумовская убеждена, что ее отношения с театром закончились. Она переключилась на прозу. «Удивительно для самой себя однажды я стала писать роман. Это, как и с драматургией, произошло и случайно и неслучайно одновременно, — рассказала Людмила Разумовская. — Россия, ее судьба, божий замысел о России и русском человеке, насколько он соответствует этому замыслу — такая попытка осмысления была мною сделана в этой прозе». Ее роман «Русский остаток», вышедший в 2010 году, охватывает практически весь ХХ век, от дореволюционной России до почти сегодняшних дней.

«Были разные периоды в истории России, но такого гнусного, такого предательского времени, как во время революции 1917 года и в 1991 году, не было никогда. Ведь тогда была разрушена целая страна, — говорит писательница. — А сейчас мы находимся на грани жизни и смерти нашего государства. Дореволюционная Россия была единой и неделимой страной. Она была разделена по территориальному принципу на губернии, но никогда не делилась по национальному признаку. Но, разделив ее по национальному принципу, мы начали развал государства. А расчленить Россию — это давняя программа Запада, который нас всегда боялся и ненавидел».

По словам писательницы, она продолжает осмыслять судьбу России и в своем новом романе, считая, что «вопрос ответственности — главный для деятелей искусства».