Музыкальный театр озаботился

проблемами собственного развития и поиском худрука
В минувшие выходные в Иркутском областном музыкальном театре им. Н.М. Загурского прошла серия семинаров, посвященных актуальным проблемам современного театрального процесса. Организация мероприятий стала первым заметным шагом недавно назначенной на должность директора музыкального театра Татьяны Мезенцевой, которая приступила к своим обязанностям меньше месяца назад. Обучающие семинары были главным образом адресованы работникам театра им. Загурского, однако руководство учреждения любезно пригласило на них представителей и других театральных коллективов города и области.

Профессор ГИТИСа Геннадий Дадамян открыл глаза иркутской театральной общественности на перспективы современного театра. Фото Игоря Сирохина

Главным мероприятием, вызвавшим широкий интерес театральной элиты Приангарья, стала лекция Геннадия Дадамяна «Актуальные проблемы современного театрального процесса. Смена театральной парадигмы». Кандидат экономических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Театральная Ника», создатель и директор Высшей школы деятелей сценического искусства при ГИТИСе, театровед, социолог Геннадий Дадамян, занимающийся театральным процессом уже более 50 лет, сегодня является настоящим светилом в этой области. Авторитетнейший ученый и практик, в течение трех часов он рассказывал историю русского театра с точки зрения его правовой собственности, экономической и социологической составляющих и сделал вывод о том, как, по его мнению, должен развиваться современный театр, независимо от того, находится ли он в провинции или столице.

«Очень долгие годы основной движущей силой театра были актеры, затем эта роль перешла к драматургам, в конце XIX века произошла театральная революция: законодателями инноваций в театре стали режиссеры, и весь XX век прошел под знаком великих спектаклей, поставленных великими режиссерами, — рассказал он. — Сегодня реальная власть над театром принадлежит директорам. Режиссеры сегодня не хотят возглавлять театры, они не хотят брать на себя ответственность за эстетическую программу театра и за развитие труппы. Более того, артист, вместо того чтобы мыслить проблемами пьесы, мыслит проблемами роли, а режиссер в свою очередь мыслит не проблемами репертуара, а проблемами спектакля».

По мнению Геннадия Дадамяна, директора театров, которым передали пальму первенства худруки, в принципе не должны заниматься художественным процессом, так как у них и так хватает проблем, эту роль должны выполнять театральные менеджеры, продюсеры или художественные руководители. «Директора театров сегодня напоминают мифических кентавров, — отметил Геннадий Дадамян. — Бывают исключения, когда директор театра может совмещать в себе две должности: успешно вести хозяйственную жизнь и одновременно хорошо руководить творческим процессом, но это случается очень редко».

К таким примерам, если следовать мысли лектора, в Иркутске относился бывший директор музыкального театра Владимир Шагин, который скоропостижно скончался в начале этого года. И очевидно, что сменившая его на этом посту Татьяна Мезенцева, долгое время бывшая его заместителем по вопросам организации зрителя, не станет взваливать на себя столь тяжелую ношу. Как она призналась корреспонденту ВФ, организация в Иркутске семинара по проблемам театрального процесса как раз стала, с одной стороны, возможностью при помощи более профессиональных коллег посмотреть в целом на театральную ситуацию в России, с другой — определиться, как должен развиваться иркутский музыкальный театр в будущем.

«Нам ни в коем случае нельзя снижать тот уровень, до которого театр поднял Владимир Шагин. Поэтому мы будем стремиться, не снижая планки, развиваться дальше. Работа эта сложная, стараться придется всем: и артистам, и руководству, — отметила она. — Мы намерены проводить и в дальнейшем подобные семинары, приглашать педагогов и режиссеров для работы с труппой, будем содействовать тому, чтобы артисты повышали свое мастерство. Будем стараться, чтобы у спектаклей была не только высокая художественная ценность, но и хорошие сборы, потому что я как директор должна и об этом думать».

По мнению Геннадия Дадамяна, Россия уже около 30 лет живет в период перехода от модели государственного театра к модели самоорганизации. Государство все больше отходит от роли контролера, снимая с себя материальные обязательства по содержанию театров, о чем в том числе говорит перевод театров на автономное управление. Следовательно, театр должен переходить на принцип самоорганизации, привлекая к своей жизни спонсоров и меценатов. «К сожалению, институт меценатства в России пока еще развит очень слабо, в отличие, например, от Америки, но подвижки есть, — заметил Геннадий Дадамян. — Но необходимо помнить одно важное условие — общественная поддержка искусства должна возникнуть при параллельном сохранении поддержки государственной. Эти два вида поддержки искусства — как крылья у птицы. Только на одном крыле птица далеко не улетит».

Среди других проблем современного театра профессор выделил сильно изменившегося за последние годы зрителя. «Медийная цивилизация сформировала поколение, которое не читает, а знакомится с мировой классикой по экранизациям, сформирована другая ментальность, возник другой темпоритм восприятия. Подрастающее поколение не способно воспринимать длинные спектакли, — отметил Геннадий Дадамян и привел данные собственных социологических исследований. — Современный городской школьник смотрит всего около 10-14 спектаклей за 10 лет учебы, сельский — пять спектаклей (причем в основном кукольных). За эти же 10 лет, пока учатся в школе, они смотрят около четырех тысяч фильмов. Менеджеры современных театров должны это знать, и также должны помнить о том, что умный театральный зритель по-прежнему должен воспитываться с малых лет. Если ребенок не привык ходить в театр кукол или ТЮЗ, он потом не пойдет в драматический театр или музыкальный, а если пойдет, то ничего там не поймет».

По решению министерства культуры региона и руководства театра, Иркутский музыкальный театр для полноценного развития должен обзавестись художественным руководителем. Кандидатура в данный момент подыскивается и обсуждается на разных уровнях. «Я думаю, что этот человек должен быть немолодым, иметь хороший опыт, и в то же время не совсем убеленным сединами, чтобы быть открытым к новым подходам в театре, — поделилась своим взглядом по этому вопросу Татьяна Мезенцева. — Он должен быть энергичным, коммуникабельным, открытым для новых идей и проектов, сам ставить хорошие спектакли, иметь хорошие связи в театральном мире, чтобы приглашать интересных режиссеров в Иркутск, но самое главное — чтобы он нашел общий язык с труппой, потому что это большой коллектив, который может и не принять нового человека».

По словам Татьяны Мезенцевой, новый художественный руководитель Иркутского музыкального театра должен появиться уже к следующему театральному сезону, то есть осенью этого года. Удастся ли театру найти такого человека, который бы удовлетворял всем требованиям сегодняшней театральной ситуации, обрисованной экспертами, покажет время.

Антон Кокин