Музыкальное безумие по-русски

Дни «Лео Рекордс» на Байкале, громко названные организаторами первым международным фестивалем интуитивной, импровизационной и интеллектуальной музыки, прошли в Иркутске 7-8 августа. Весь фестиваль состоял всего из двух концертов, которые, впрочем, сумели вместить в себя, наверное, недельную программу. Мультиинструменталист, композитор и резидент британской студии звукозаписи Leo Records Евгений Маслобоев успел прославиться в Иркутске организацией культурных акций, в которых смешивались самые разные виды искусств, стили и направления, но в этот раз даже он превзошел сам себя.

Фото Антона Климова

Поскольку сам фестиваль и состоявшиеся в его рамках концерты с общим названием FALL UP («Падение вверх») тесно связаны Leo Records, то рассказ о только что прошедшем событии приходится начинать издалека. Звукозаписывающий лейбл Leo Records был основан в Лондоне в 1979 году Лео Фейгиным. Иммигрировавший из Советского Союза в 1972 году, он долгое время работал на радиостанции ВВС, где вел авторскую передачу о независимой авангардной музыке СССР. Круг его интересов был связан с такими музыкантами, как Сергей Курехин и его знаменитая «Поп-механика», «Ганелин Трио» в составе Вячеслава Ганелина, Владимира Тарасова и Владимира Чекасина и многими другими представителями андерграундной музыкальной среды. Все они приобрели мировую известность именно благодаря Лео Фейгину, под лейблом которого позже начали выходить их записи. Leo Records, недавно отметившая 35-летний юбилей, и сегодня продолжает заниматься тем же, чем в первые годы своего существования, с поправкой на изменившиеся геополитические условия. В настоящий момент каталог компании насчитывает более 700 названий, и уже несколько лет лейбл проводит музыкальный фестиваль своего имени в различных городах России.

Дни «Лео Рекордс» на Байкале, организованные музыкантом Евгением Маслобоевым (вместе со своей дочерью Анастасией также выпустившим несколько дисков на студии Лео Фейгина), явились неотъемлемой частью этого большого фестиваля. Приглашенными звездами в Иркутске стали пианист Саймон Набатов из Германии и саксофонист Алексей Круглов из Москвы, активно занимающиеся проектами в сфере фри-джаза и авангардной музыки за рубежом и в России. Именно они вместе с Евгением Маслобоевым выступили перед иркутской публикой в составе трио в первый день фестиваля. Впрочем, назвать увиденное и услышанное концертом в привычном смысле этого слова не получится. Скорее это был некий спонтанный перформанс, основанный на синтезе самых разных искусств. Так, вместе с импровизировавшими музыкантами на сцене выступил этно-коллектив «Ковчег» под управлением Елены Карпухиной, занимающийся реконструкцией древних славянских обрядов и исполнением старинного фольклора. В финале двухчасового действа этот же коллектив вывел публику из зала, чтобы станцевать с ней на улице хоровод, а до этого Евгений Маслобоев научил зрителей вытаскивать из себя «внутренних дураков» и создавать песни из криков и вздохов, а Алексей Круглов читал стихи собственного сочинения, перемежая их саксофонными трелями.

Кроме того, в первый вечер состоялась презентация документального фильма Оксаны Матиевской «Такая музыка» о новом русском музыкальном авангарде, снятого для канала ВВС. В течение всего фильма два десятка музыкантов (артистов лейбла Лео Фейгина, который тоже появляется в картине) отвечают на один вопрос — почему они играют такую музыку. Таким образом, сам фильм является попыткой, с одной стороны, показать это необычное музыкальное направление, а с другой — дать ему определение, описать его словами и объяснить, почему этот стиль именно такой, какой есть. Смонтирован и снят сам фильм при этом тоже по принципу авангардного джаза: отрывисто, не вполне логично, как будто нарушая некие негласные каноны документального кино, но очень живо. Помимо действующих в настоящее время музыкантов, в фильме присутствуют отрывки из интервью с Сергеем Курехиным, ставшим своего рода иконой нынешнего поколения авангардных музыкантов. В одном месте он, в частности, говорит следующее: «Как только в какую-либо музыку вносится элемент безумия, она автоматически становится русской музыкой».

«Мы играем то, что называется «новая музыка». Новизна ее состоит в том, что она апеллирует к интеллекту, который непосредственно связан с духовными практиками, — рассказывает Евгений Маслобоев. — Наши выступления — это некое культурное действо, которого в Иркутске не было, а может быть, и никогда не будет. Фестиваль подобной музыки — это не просто авангардный джаз, это много чего интересного, это абсолютно новая музыкальная культура, которая сегодня ширится и растет».