Музыка байкальского льда

«В прошлом году мы вместе со студией этнической перкуссии «Этнобит» случайно открыли для себя возможность извлекать изо льда завораживающий живой звук. Этот процесс показался нам настолько удивительным, что мы записали его и сделали видеоролик. Он попал в Книгу рекордов Иркутской области, затем информацию об этом уникальном эксперименте стали распространять российские СМИ, также интерес проявили журналисты из Австралии, Бразилии, Англии и Японии, — рассказывает идейный организатор фестиваля Baikal Ice Music Сергей Пуртян. — Зрители, которые видели ролик, делятся на два лагеря: те, кто восхищается уникальностью проекта, и те, кто сомневается, что лед может так звучать. От одного ролика мы перешли к целому фестивалю: теперь у людей будет возможность убедиться, что такая музыка возможна. Но наша главная цель даже не в этом. Мы хотим показать жителям Приангарья и гостям нашего региона, что игра на льдинах — это новый очень красивый вид отдыха, доступный каждому».

Фестиваль ледяной музыки впервые прошел 16-17 марта на Ольхоне. Это уникальное событие не только для Приангарья, но и для всего мира — создавать музыку с помощью льда и рассказать об этом всему свету до этого никто не пробовал. Хотя в другом месте организовать такое мероприятие и не удастся, ведь главный секрет успеха лежит в уникальности байкальского льда, считает проректор по учебной части НИ ИрГТУ Борис Пономарев: «Лед Байкала по структуре и свойствам отличается от льдов, которые появляются на других водоемах. Он живой, в процессе застывания ломается, и в торосах становится очень музыкальным, буквально поет от прикосновений».

Каждый торос можно сравнить с музыкальным инструментом — все трещины имеют свой особый тембр и манеру звучания. Некоторые трещины крайне неохотно отпускают на свет свой «голос»: так, из крупных торосов в Большом Голоустном звуки извлекать крайне сложно, на вертикально стоящих торосах играть тоже практически невозможно. Хотя опыт организаторов фестиваля еще очень небольшой, но они уже заметили, что самые лучшие музыкальные характеристики у небольших торосов вдоль берега Ольхона. Именно там и была организована площадка под фестиваль. Изначально планировалось, что местом проведения станет бухточка рядом с поселком Хужир. Но свои коррективы внесла погода: в субботу на острове дул штормовой ветер, заметая прибрежные ледовые площадки.

Утром в воскресенье, когда был назначен основной день фестиваля, оказалось, что выбранный организаторами участок стал негодным для музыкальных экспериментов. Но участники воспользовались планом «Б»: недалеко от Хужира, рядом с Харанцами, была присмотрена еще одна подходящая площадка. Туда и отправились музыканты.

Мероприятие прошло в очень теплой и уютной атмосфере, несмотря на обилие льда вокруг. Здесь собрались не только музыканты, но и обычные туристы, которым повезло в это время оказаться рядом — к сожалению, таких было немного из-за того, что мероприятие на час сдвинулось по времени и изменило местоположение. «Инструментов» было вдоволь — можно было выбрать любой понравившийся торос и начать осваивать его. Собственно, так участники и сделали: 40 человек, приехавших играть ледяную музыку, разбрелись кто куда и занялись делом. Кто-то подыскивал себе в груде ломаного льда подходящий по звучанию «инструмент», кто-то удалился в пещеру отбивать ритм на сосульках. Барабанные палочки для этого, кстати, необязательны: некоторые участники пробовали отбивать ритмы с помощью небольших льдинок размером с кулак — когда лед бьется о лед, мелодия получается особенно необычной.

На удивление, каждый кусок льда звучит действительно по-разному — в зависимости от его толщины, размера, местоположения. Так, если ледяная плита лежит на своих собратьях, то звук у ее основания, там, где она соприкасается с другими кусками льда, будет глухой, гулкий. А вот тот край, который висит в воздухе, наоборот, будет звучать высоко и звонко, словно серебряный колокольчик. Корреспондент ВФ убедился в этом на собственном опыте: несмотря на полное отсутствие музыкальных навыков, с помощью палочек и хорошего настроения мне удалось выбить из нескольких по-разному «поющих» плиток льда незамысловатую, но очень приятную и чистую мелодию. Отложив в сторону палочки, я не могла спрятать радостную улыбку! В этом задумка организаторов удалась: игра на льдинах — действительно очень светлое действо, хороший и нестандартный вид отдыха, не требующий никаких материальных вложений.

«Я не профессиональный музыкант. Если я ударю по льду, то не пойму, какую ноту я извлекла, — признается Наталья Власевская, руководитель студии этнической перкуссии «Этнобит». — Но, после того как мы выложили ролик с нашим первым ледово-музыкальным экспериментом, мне звонили и спрашивали: как, за счет чего удалось создать гармоничную композицию? Отвечу честно: я не знаю. Это произошло очень просто и естественно, потому что природа намного мудрее человека, и то, что она творит, излучает гармонию».

Екатерина Головина
Фото автора