Музыка байкальского льда
Фестиваль ледяной музыки впервые прошел 16-17 марта на Ольхоне. Это уникальное событие не только для Приангарья, но и для всего мира — создавать музыку с помощью льда и рассказать об этом всему свету до этого никто не пробовал. Хотя в другом месте организовать такое мероприятие и не удастся, ведь главный секрет успеха лежит в уникальности байкальского льда, считает проректор по учебной части НИ ИрГТУ Борис Пономарев: «Лед Байкала по структуре и свойствам отличается от льдов, которые появляются на других водоемах. Он живой, в процессе застывания ломается, и в торосах становится очень музыкальным, буквально поет от прикосновений».
Каждый торос можно сравнить с музыкальным инструментом — все трещины имеют свой особый тембр и манеру звучания. Некоторые трещины крайне неохотно отпускают на свет свой «голос»: так, из крупных торосов в Большом Голоустном звуки извлекать крайне сложно, на вертикально стоящих торосах играть тоже практически невозможно. Хотя опыт организаторов фестиваля еще очень небольшой, но они уже заметили, что самые лучшие музыкальные характеристики у небольших торосов вдоль берега Ольхона. Именно там и была организована площадка под фестиваль. Изначально планировалось, что местом проведения станет бухточка рядом с поселком Хужир. Но свои коррективы внесла погода: в субботу на острове дул штормовой ветер, заметая прибрежные ледовые площадки.
Утром в воскресенье, когда был назначен основной день фестиваля, оказалось, что выбранный организаторами участок стал негодным для музыкальных экспериментов. Но участники воспользовались планом «Б»: недалеко от Хужира, рядом с Харанцами, была присмотрена еще одна подходящая площадка. Туда и отправились музыканты.
Мероприятие прошло в очень теплой и уютной атмосфере, несмотря на обилие льда вокруг. Здесь собрались не только музыканты, но и обычные туристы, которым повезло в это время оказаться рядом — к сожалению, таких было немного из-за того, что мероприятие на час сдвинулось по времени и изменило местоположение. «Инструментов» было вдоволь — можно было выбрать любой понравившийся торос и начать осваивать его. Собственно, так участники и сделали: 40 человек, приехавших играть ледяную музыку, разбрелись кто куда и занялись делом. Кто-то подыскивал себе в груде ломаного льда подходящий по звучанию «инструмент», кто-то удалился в пещеру отбивать ритм на сосульках. Барабанные палочки для этого, кстати, необязательны: некоторые участники пробовали отбивать ритмы с помощью небольших льдинок размером с кулак — когда лед бьется о лед, мелодия получается особенно необычной.
На удивление, каждый кусок льда звучит действительно по-разному — в зависимости от его толщины, размера, местоположения. Так, если ледяная плита лежит на своих собратьях, то звук у ее основания, там, где она соприкасается с другими кусками льда, будет глухой, гулкий. А вот тот край, который висит в воздухе, наоборот, будет звучать высоко и звонко, словно серебряный колокольчик. Корреспондент ВФ убедился в этом на собственном опыте: несмотря на полное отсутствие музыкальных навыков, с помощью палочек и хорошего настроения мне удалось выбить из нескольких по-разному «поющих» плиток льда незамысловатую, но очень приятную и чистую мелодию. Отложив в сторону палочки, я не могла спрятать радостную улыбку! В этом задумка организаторов удалась: игра на льдинах — действительно очень светлое действо, хороший и нестандартный вид отдыха, не требующий никаких материальных вложений.
«Я не профессиональный музыкант. Если я ударю по льду, то не пойму, какую ноту я извлекла, — признается Наталья Власевская, руководитель студии этнической перкуссии «Этнобит». — Но, после того как мы выложили ролик с нашим первым ледово-музыкальным экспериментом, мне звонили и спрашивали: как, за счет чего удалось создать гармоничную композицию? Отвечу честно: я не знаю. Это произошло очень просто и естественно, потому что природа намного мудрее человека, и то, что она творит, излучает гармонию».
Екатерина ГоловинаФото автора