Музейная натура Сергея Ступина

«Задача музейщика — сшивать связь времен», — считает директор Иркутского краеведческого музея Сергей Ступин. В своей жизни он успел оставить след во многих отраслях: побывать и в рубахе крестьянина, и в пиджаке чиновника, а также ощутить всю тяжесть рюкзака «полевого» исследователя. И, несмотря на то что Сергей занимается развитием музеев всего три года, он уже крепко прирос к этому делу. В каждом из многочисленных отделов и центров краеведческого музея он испытывает дежавю, словно сшивая воедино свое прошлое и настоящее.

Отдел природы

Утята, индюшата, птенцы шелковых китайских кур, индоуток и цесарок. Как истинные малыши, они дают жару сотрудникам отдела природы краеведческого музея: то и дело выбегают на волю из специальных ограждений, громко пищат и дерутся за зерно.

Сергей Ступин наверняка здесь один из самых частых посетителей. Ведь для него подержать трогательные пушистые комочки — это словно переместиться в свое детство. Пока его родители трудились в Иркутске, он часто жил у бабушки и дедушки в деревне Тыреть. Там Сергей рос обычным крестьянским мальчиком: занимался поливом огорода, греб, а позже и косил сено, чистил стайки для скота.

«У Марии Исааковны и Александра Остаповича было среднее по тем временам хозяйство: корова с телятами, гуси, куры, утки, свиньи. Со временем я научился правильно обращаться со всей этой живностью. К примеру, чтобы тебя не клюнул гусь, нужно быстро схватить его за шею, — вспоминает Сергей Ступин. — Особая радость — появление телят. Какие они красивые и трогательные! Свои первые дни детеныши на особых условиях жили у нас дома, и мы поили их молоком, пока они не окрепнут».

В школьные, а позже и в студенческие годы Сергей уже жил в Иркутске (его родители настаивали, чтобы он получил достойное образование), но каждое лето он по-прежнему проводил в деревне, помогая бабушке и дедушке по хозяйству.

Музей Александра Тюрюмина

В своей юности Сергей Ступин, как и многие люди того времени, был воспитан на примерах советских героев. Наверное, именно поэтому музей, созданный в честь одного из них, является для него особой гордостью. В 2015 году в деревне Чанчур (Качугский район) по инициативе Владимира Петровича Трапезникова был открыт музей-усадьба Героя Советского Союза, летчика-испытателя Александра Тюрюмина.

Для того чтобы увидеть эту достопримечательность, нужно добираться из Иркутска четыре часа на машине и еще три часа на лодке (зимой — по зимнику). Но даже эти трудности не мешают туристам, в том числе и иностранным, побывать на малой родине человека, установившего 43 мировых авиационных рекорда.

Сергей Ступин

«Столетний юбилей ВЛКСМ — значимое для истории нашей страны событие. Безусловно, комсомольское движение — одна из самых ярких страниц общественной жизни при советской власти. Осенью в отделе истории краеведческого музея откроется выставка, посвященная 100-летию комсомола. Я уверен, она будет интересна и тем, кто сам прошел через эту организацию, и молодому поколению. Сейчас мы живем в совершенно другое время, и очень важно, чтобы у молодежи, как и у нас в свое время, были выверенные ориентиры. Наша задача — помочь им в этом».

В стенах иркутской школы №12, в которой учился Сергей Ступин, также витал геройский дух — в учебном заведении особо почитали произведения писателя Николая Островского. А герой его известного романа «Как закалялась сталь» Павел Корчагин и вовсе был для местных школьников настоящим кумиром — символом бескорыстия и служения родине.

В школьные годы Сергей был отличником и активистом, он возглавлял комсомольскую организацию, поэтому неудивительно, что его фотография висела на доске почетных корчагинцев.

Определиться же с будущей профессией помог учитель истории.

«Евгений Николаевич Солдаев был просто удивительным человеком. В молодости, будучи курсантом, он серьезно заболел, стал инвалидом. С военной службой ему пришлось завязать, и он заочно получил историческое образование, — вспоминает Сергей. — В школу наш историк приходил на костылях. Это давалось ему очень сложно, но он все равно поднимался по лестнице из последних сил. У Евгения Николаевича было завидное чувство юмора и обаяние. До сих пор помню один из рассказанных им анекдотов про свободу слова: «Разговаривают два приятеля. Первый говорит: «На западе есть свобода слова. Каждый может выйти к Белому дому и сказать: «Картер дурак». Второй ему отвечает: «У нас тоже есть свобода слова. Каждый может выйти на Кремлевскую площадь и сказать: «Картер дурак».

Учитель истории с огромным багажом знаний и неординарным мышлением и вдохновил Сергея поступить на исторический факультет ИГУ.

День зачисления в университет навсегда остался в памяти будущего кандидата наук. Гордый за свой экзаменационный результат в 24 балла Сергей расслабился и оделся в университет крайне фривольно: в легкомысленную рубашку с карточными мастями и джинсы с заплаткой в виде сердца на пятой точке.

«В таком одеянии я шел, внимание, на самый идеологический факультет того времени, — смеется Сергей. — В деканате от моего внешнего вида и инфантильных ответов явно оторопели. На первый курс меня, конечно же, приняли, хоть декан и пригрозил, чтобы в таком виде я в вузе больше не появлялся».

Отдел истории

Уже после первой студенческой этнографической практики в село Кистенево Качугского района Сергей, по его словам, подхватил «этнографическую заразу» — настолько ему понравилось изучать традиции жителей удаленных деревень и малочисленных народностей Приангарья. И свой диплом он посвятил традиционному хозяйству окинских сойотов. Поэтому до сих пор свое «исцеление» он находит в отделе истории Краеведческого музея.

Чай или кофе

В фондах краеведческого музея хранится около 500 тыс. экспонатов. Часть музейных сокровищ представлена в постоянных экспозициях, а другие экспонаты мы стараемся представить через тематические выставки. На одной из недавно прошедших выставок в музейной студии — «Чай или кофе» — были показаны около 100 различных чайников и кофейников европейских, азиатских и российских производителей, в том числе и продукция Хайтинского фарфорового и Ангарского керамического заводов. Предметы выполнены из дорогостоящих материалов (костяного фарфора, посеребренного металла, исинской глины), а также скромного, но при этом прочного фаянса. Краеведческий музей особо благодарен Владимиру Ивановичу Потапову, который предоставил для выставки «Чай или кофе» экспонаты из своей частной коллекции. Они, безусловно, украсили выставку.

Зная одержимость Сергея этнографией, одногруппники один раз даже разыграли его на 1 апреля. На факультетской доске объявлений они разместили приказ: «Студенту Сергею Ступину запрещается выбор специализации «этнография». Рекомендуем выбрать специализацию «история партии».

Однако Сергей, конечно же, пошел в этнографы. Примером в студенческие годы для него служил его преподаватель, известный иркутский этнограф Михаил Григорьевич Туров.

После окончания учебы в 1984 году Сергей был направлен на стажировку на философский факультет Ленинградского государственного университета с последующим поступлением в аспирантуру. В культурной столице он прожил пять лет.

«Все годы обучения и в Иркутске, и в Ленинграде мне приходилось подрабатывать то сторожем, то дворником, то кочегаром. В Петергофе, например, я сторожил банно-прачечный комбинат, отпугивал ружьем «подсматривальщиков», — рассказывает Сергей.

В Ленинграде молодой историк женился во второй раз (отношения с первой женой, с которой он зарегистрировал брак на втором курсе, не сложились, но она родила ему дочь Дарью).

«Моя супруга, Татьяна Дмитриевна, родом из Омской области, но так же, как и я, проходила в Ленинграде аспирантуру, только по филологии. Особо романтичным моментом было наше тайное венчание. Сначала мы венчались и только потом зарегистрировали брак в загсе, что в те годы было крайне затруднительно. Наше венчание организовал мой друг Сергей Попов, который в то время обучался в Ленинградской духовной семинарии. Сейчас он владыка Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский».

Со своей женой, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры журналистики института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ Татьяной Романцовой Сергей вместе уже почти 30 лет. У них есть дочь Полина, лингвист по образованию, которая сейчас живет в Санкт-Петербурге.

«И моя старшая дочь Даша, и младшая Полина уже замужем. Мне очень нравятся мои зятья — выдать за них своих дочерей было не страшно. Единственное, пока у нас еще нет внуков, но, надеюсь, ждать осталось недолго», — мечтает Сергей Ступин.

Культурно-просветительский центр имени святителя Иннокентия

По мнению Сергея Ступина, именно вера в Бога направляет его как в личной жизни, так и в общественной. Он регулярно посещает храм, исповедуется и причащается, соблюдает посты. При этом, как сам считает, пост — это прежде всего не смена пищевых привычек, а работа с душой через смирение плоти: «Бывают ведь такие «постники», которые питаются одной травинкой, а зато в моральном плане готовы и человека сожрать. Мне таким быть не хочется. В первую очередь важно, как ты относишься к другим людям, а не что ты ешь».

Для того чтобы многие люди могли приобщиться к истинной вере, в прошлом году в селе Анга был открыт духовно-просветительский центр имени Святителя Иннокентия. На его территории действует Свято-Иннокентьевская церковь, дом-музей святителя, а также культурно-просветительский центр его имени с экспозиционным и выставочным залами. Здесь же предусмотрены и номера для паломников.

В этом центре регулярно проходят различные культурные мероприятия. Иногда здесь выступает и сам Сергей вместе со своей группой «Ледокол». На вокальное творчество его тоже, как ни странно, подвигла вера:

— Дарование — от слова «дар», подарок от Бога. И если у человека есть какой-то талант или склонность к чему-либо, то это непременно нужно развивать. Зачем сидеть грустить, обвиняя во всех бедах правительство, если вместо этого можно заняться чем-то созидательным?

Ледокол «Ангара»

Сергей начал заниматься музыкой еще в школьные годы, затем продолжил в университете, где пел в хоре под руководством знаменитого дирижера Анатолия Ромащенко. Параллельно с этим он со своими студенческими товарищами выступал в квартете. Исполняли популярные в то время хиты «Машины времени» и Beatles, придумывали композиции и сами.

Даже во время госслужбы Сергей находил время на музыку: выступал сольно в жанре поп-рок и даже записал два диска с авторскими песнями своих друзей. Некоторые из композиций он сочинил сам.

«Один из моих дисков продюсировал известный иркутский музыкант и артист Андрей Мингалев. Именно он написал стихи на музыку марша «Прощание славянки». К сожалению, в 2016 году его не стало. Мне очень не хватает нашего с ним творческого общения. Но жизнь продолжается. И поэтому я предложил своим старым друзьям — Николаю Николаеву, Геннадию Быкову и Константину Пашкову — создать музыкальную группу. Кстати, с Константином мы вместе состояли в нашем студенческом квартете. Сейчас с ним сотрудничаем и в профессиональной сфере — он возглавляет музей ледокола «Ангара», — поясняет Сергей.

Новоиспеченный коллектив был назван в честь местной достопримечательности — одного из самых старых сохранившихся ледоколов в мире. Здесь музыканты часто выступают и даже репетируют.

Музей Валентина Распутина

Несмотря на творческий склад ума, Сергей Ступин многие годы посвятил государственной службе — работал в министерстве культуры Иркутской области, 17 лет являлся первым заместителем министра.

«Как говорят психологи, для полноценной жизни нужно как минимум раз в 10 лет менять свой жизненный сценарий, иначе эмоциональное выгорание просто неизбежно. За мой более чем 20-летний чиновничий стаж, у меня накопилась усталость. Уже не было должного энтузиазма, взгляд «замылился», на все смотрел через призму «рыбьих» скептических глаз, — вспоминает Сергей. — И я понял, что нужно срочно что-то менять. Когда в 2015 году мне предложили возглавить иркутский краеведческий музей, я с радостью согласился».

Одним из первых проектов в новой должности стало открытие музея Валентина Распутина. И с этой миссией наш герой, лично знавший известного писателя, отлично справился. Сейчас в музее открыта постоянно действующая экспозиция, в его фондах насчитывается более 4 тыс. уникальных экспонатов, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Новшество музея — мультимедийные технологии. Здесь расположен мини-кинозал, в котором можно посмотреть фильмы, снятые по произведениям иркутского классика. Также все желающие смогут изучить генеалогическое древо Валентина Распутина начиная с 1610-х годов, нажимая на экран планшета. Особо привлекает посетителей и уникальный электронный словарь. В него входит 160 диалектных слов (в будущем коллекция будет пополняться), которые используются в произведениях писателя. Весь материал озвучен актерами иркутского драматического театра, ко всем понятиям прикреплены визуальные образы — будь это предмет быта, природное явление или характеристика человека.

«Я горжусь каждым из наших восьми экспозиционно-выставочных отделов краеведческого музея. Везде работают интересные постоянные экспозиции, периодически они обновляются, ведется активная выставочная деятельность, — комментирует Сергей. — Правда, в наше сверхмультимедийное время привлечь посетителей, особенно молодое поколение, погрязшее в виртуальном мире, крайне сложно. Но не голыми же нам плясать в конце концов, чтобы к нам приходили?! Мы не намерены опускаться до культурного фаст-фуда, как это часто делается на коммерческих выставках. Нужно, наоборот, подтягивать зрителей до более высокого уровня. Надеюсь, что в скором времени количество желающих посетить музеи будет только увеличиваться».

Анастасия Елизарова