Мусор снимают с колес

В Новосибирске водители мусоровозов заявили о забастовке
Сотрудники новосибирского перевозчика мусора ООО «Экотранс-Н» (входит в группу «Вис») утром во вторник начали забастовку из-за сокращения количества автомобилей для вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО). В группе «Вис» говорят о 56 не заступивших на смену водителей и операторов, сами работники оценивают общее число бастующих в 250 человек. Проблемы с автопарком у компании, которая обслуживает семь из десяти районов Новосибирска и почти всю Новосибирскую область, возникли после пропуска платежа за аренду техники. Депутаты заявили, что ищут пути решения возникшей проблемы, чтобы избежать мусорного коллапса в майские праздники.

Проблемы с автопарком у компании возникли после пропуска платежа за аренду техники. Фото Алексея Танюшина

Сотрудники новосибирского перевозчика мусора ООО «Экотранс‑Н» (входит в группу «Вис») утром во вторник начали забастовку, заявив об изменении условий труда и отсутствия индексации зарплат. Как сообщил „Ъ-Сибирь” один из водителей компании Артем Власов, всего в забастовке принимает участие около 250 человек. По его словам, с субботы 16 апреля автопарк предприятия сократился примерно с 80 до 30 машин. При этом вместо «Мерседесов» он с коллегами якобы получил «КамАЗы» вместимостью в 2–3 раза меньше. «Увеличивается время работы, мы не успеваем вывозить объем по плану. Некоторые выезжали в ночь, что по закону запрещено. С выходных половина мусора уже не вывезена на маршрутах, соответственно правый берег утопает в мусоре», — объяснил он, добавив, что в среду забастовка продолжится.

ООО «Экотранс-Н» вместе с единственным в Новосибирской области регоператором по обращению с ТКО ООО «Экология-Новосибирск» входит в группу «Вис». «Экология-Новосибирск» с февраля 2022 года находится в процедуре банкротства с долгами около 2 млрд руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», «Экотранс-Н» создана в 2019 году, а на следующий год получила по итогам торгов 75% объема работ по вывозу ТКО в Новосибирской области. Компания обслуживает семь из 10 районов Новосибирска (в основном правый берег Оби) и всю Новосибирскую область за исключением шести муниципалитетов в Новосибирском районе. Выручка «Экотранс-Н» в 2021 году составила 1,87 млрд руб., чистая прибыль — 38 млн руб.

По данным министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области, которое ссылается на данные «Экологии-Новосибирск», 29 водителей мусоровозов и 29 операторов разгрузочно-погрузочной установки не вышли в смену во вторник «в связи с отказом работать на новых машинах». В пресс-релизе «Вис» сообщается, что работники «не вышли в смену без объективных на то причин». «По всем будут проведены мероприятия в соответствии с трудовым законодательством, они уведомлены о неправомерности своих действий. О ситуации проинформированы соответствующие компетентные органы», — говорится в итоговом сообщении группы «Вис». Компания также сообщила о дополнительном наборе водителей и операторов мусоровозов и заверила, что предпосылок для возникновения критических проблем нет, а собственного парка техники (84 машины, из которых 55 — в Новосибирске) достаточно при работе в две смены.

В «Вис» сообщили, что 85 единиц спецтехники «Экотранс-Н» арендует у АО «Энергосила». «Нами у „Энергосилы” были запрошены документы, обосновывающие размер лизинговых платежей. До настоящего времени они не предоставлены, в связи с чем платежи со стороны „Экотранс-Н” в этой части приостановлены. Возникшая ситуация воспринимается нами как преднамеренный саботаж со стороны АО „Энергосила” и попытка дестабилизировать работу компании-перевозчика», — пояснили свою позицию в группе «Вис». Связаться с «Энергосилой» не удалось — телефоны компании не отвечали.

С участниками забастовки встретились представители прокуратуры и мэрии Новосибирска. В городской администрации и региональном правительстве перспективы разрешения конфликта и возможные негативные последствия для коммунальной инфраструктуры комментировать не стали. В то же время прокуратура уже начала проверку.

«Если произойдет мусорный коллапс, виноваты будут все: и „Экология‑Новосибирск”, и „Экотранс‑Н”, и другие стороны. Очевидно, что работники компании — пострадавшая сторона вместе с новосибирцами», — считает независимый депутат горсовета Игорь Украинцев. Его коллега, глава комиссии по горхозяйству Игорь Кудин («Единая Россия») отметил, что задача муниципалитета — избежать такой ситуации, когда город окажется завален мусором, тем более на майские праздники. Одним из вариантов решения, которое по его словам уже обсуждается, может стать привлечение к вывозу ТКО другого крупного перевозчика — МУП «Спецавтохозяйство». «Это муниципальное предприятие, которое может подставить плечо, но нужно понять, на каких условиях», — добавил господин Кудин.

Дарья Решетникова