МУП «Иркутскавтодор»: работаем для комфорта и безопасности иркутян

Ремонт и реконструкция дорог — традиционно один из самых острых вопросов. Именно поэтому он является одним из приоритетных в работе городских властей. За последние три года в Иркутске принципиально изменился подход к развитию улично-дорожной сети: наращиваются объемы строительства, ремонт проводится комплексно, ведется жесткий контроль качества на всех этапах. Большая часть работ выполняется силами МУП «Иркутскавтодор». Директор муниципального предприятия Михаил Чайковский рассказал, как дороги областного центра становятся качественными и безопасными.

— Михаил Анатольевич, сезон дорожных и благоустроительных работ в этом году в общем-то завершен. Можно подводить итоги?

— В этом году был проведен масштабный дорожный ремонт. Буквально на днях запустили движение по транспортной развязке в районе ж/д станции Академическая, закончили работы на участках улиц Генерала Доватора и Октябрьской Революции. Ремонтом этих объектов мы и завершили строительный сезон 2018 года.

— С чего начнем?

Иркутск, улица Чкалова

— С дворового ремонта. В этом году МУП «Иркутскавтодор» проводил благоустройство придомовых территорий. Иркутяне наверняка уже слышали о том, что в нашем городе большая часть дворов ремонтируется комплексно. В этом году такие работы велись на 117 территориях из 213. Для сравнения, в прошлом году из 208 дворов масштабные работы были проведены на 87. Темпы комплексного ремонта дворов с каждым годом будут только возрастать.

— Почему это важно и как удается наращивать объемы комплексных работ?

— Количество дворов, где проводятся такие работы, получается увеличивать за счет объединения городских и федеральных программ. К примеру, финансирование городских программ благоустройства дворовых территорий, капитального ремонта домов и других добавляется к уже зарекомендовавшему себя федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды». Соответственно, увеличивается объем денежных средств на приведение в порядок территорий. Почему это важно, могут рассказать сами жители, чьи дворы были комплексно отремонтированы в этом, в прошлом или позапрошлом году. Такие работы предусматривают не только укладку асфальта, но и обустройство пешеходных дорожек, замену бордюров, лавочек, урн, установку освещения, детских или спортивных площадок и так далее. Приведу несколько цифр для понимания масштабов: в этом сезоне во дворах было заменено примерно 140 тысяч квадратных метров асфальтобетонного покрытия и сделано почти 40 тысяч квадратных метров тротуаров.

— Это большие объемы.

— Да, результаты впечатляют. Это отмечают и сами жители. Некоторые дворы после ремонта меняются до неузнаваемости: там появляются вместительные парковки, удобные площадки для отдыха и занятий спортом. Более того, благодаря федеральной программе мы начали ремонтировать дворы там, где раньше на это не имели права. Это придомовые территории, находящиеся на земельных участках в федеральной собственности. В прошлом году заработал механизм, благодаря которому провели размежевание земель и передали участки в общедолевую собственность жителей. Теперь благоустройство, наконец, дошло до дворов, не ремонтировавшихся десятилетиями, например, в Академгородке или на территории бывшего городка ИВВАИУ.

Иркустк, улица Улан-Баторская.

— А что касается дорог — дошло ли дело до магистралей, которые также десятилетиями не ремонтировались?

— Есть и такие примеры. Самый яркий — объездная дорога микрорайона Юбилейный. Капитального ремонта на этом объекте не было с 1978 года. Жители давно просили отремонтировать эту дорогу. Реконструкция получилась масштабной: было заменено около 60 тыс. кв. метров асфальтового покрытия, более 18 тыс. кв. метров тротуаров. Помимо этого, установлены новые бордюры, ограждения, остановочные пункты, дорожные знаки и так далее.

— Сколько всего было потрачено бюджетных средств в этом году на городские дороги?

— Только по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» было израсходовано около 680 млн рублей. Это не считая ямочного ремонта, дворовых проездов и других видов работ. Выполнение программы было разбито на три этапа. В рамках первого этапа велись работы на крупных объектах Правобережного округа. Это, например, вторая очередь Маратовской развязки. Реконструкция транспортного узла позволила серьезно разгрузить движение на прилегающих дорогах. Ремонтировали улицу Декабрьских Событий, Советскую — на участке от Байкальской до Седова и от Седова до Тимирязева и так далее.

В рамках второго этапа проводили ремонты в Свердловском и Ленинском округах. Помимо окружной дороги Юбилейного, о которой я уже говорил, это улицы Блюхера и Муравьева. В третий этап вошли улицы Дорожная, Чкалова и Чехова. Отдельным объектом стал транспортный узел на объездной дороге микрорайонов Первомайский и Университетский. Это очень важный участок, который нам пришлось не только расширять, но и перекладывать магистральный водопровод под ним. Для этого пришлось перекрыть движение. Учитывая важность дороги и все те неудобства, что пришлось испытать нашим жителям, все работы по ней были завершены досрочно. Сейчас там появились дополнительные полосы для движения и разворота. Эти изменения должны избавить от перманентного транспортного затора, который наблюдается в районе ж/д станции Академическая несколько последних лет.

— Какие особенности прошедшего дорожно-ремонтного сезона можно выделить?

Иркутск, улица Карла Маркса

— Во-первых, в этом году мы постарались как можно раньше начать работы, чтобы основную их часть сделать до завершения лета. Это важно, чтобы жители города чувствовали себя комфортно. По этой же причине на отдельных объектах мы постарались пораньше завершить работу не в ущерб качеству. Пример — объездная дорога микрорайона Юбилейный.

Во-вторых, по инициативе мэра Иркутска Дмитрия Бердникова, у нас сейчас идет принципиально новый подход к выбору участков для ремонта. В основу положено системное планирование: если в прошлом году в каком-то районе была отремонтирована крупная магистраль, то в этом мы проводим работы на дорогах, связанных с нею. Жители видят наглядные результаты. Так, за последние три года мы полностью отремонтировали направление от старого ангарского моста через улицу Чкалова, Ленина, полностью всю Советскую, Дорожную. То есть из центра города можно выехать за его пределы и при этом все время двигаться по свежей, качественной магистрали. Таких примеров у нас несколько.

В-третьих, определяющее значение мы уделяем качеству ремонтных работ. Результат очевиден: если несколько лет назад иркутяне жаловались на дефекты, появляющиеся уже через год после ремонта того или иного участка, то сейчас такого не наблюдается. К дорогам, которые субподрядчики ремонтировали в 2016-м, в 2017 годах у нас практически не возникает претензий. Мы тщательно контролируем их еще в процессе ремонта, они оперативно исправляют нарекания, понимая, что им проще и дешевле сделать сразу хорошо, чем исправлять потом.

— Каким направлениям в своей работе вы уделяете наибольшее внимание? За что МУП «Иркутскавтодор» несет ответственность?

— Наибольшая ответственность, в том числе и со стороны мэрии Иркутска, на нас возложена по двум направлениям: первое — контроль за качеством, второе — своевременное обеспечение необходимыми строительными материалами субподрядчиков. Работа в обоих направлениях постоянно совершенствуется.

— Что вы имеете в виду?

Иркутск, перекрёсток улиц Седова и 25 октября.

— Что касается первого направления, то и нас самих постоянно контролирует администрация города. По ее инициативе введен общественный контроль на всех ремонтируемых объектах. На практике это выглядит следующим образом: еженедельно представители общественных организаций выезжают на ремонтируемые участки дорог вместе со специалистами мэрии. Проверяется качество укладываемого асфальта, бордюрного камня, отслеживается, все ли требования выполняются подрядной организацией. При необходимости, прямо на месте опрашиваются местные жители, выясняются их пожелания. Кроме контроля со стороны общественности, ведется полноценный инструментальный, лабораторный контроль. Этот подход себя оправдывает, как я уже говорил: претензий к отремонтированным и сданным участкам у нас возникает все меньше.

По второму направлению также проводится серьезная работа. В этом году мы заранее законт­рактовали необходимые объемы инертных материалов, битума у поставщиков. В итоге сезон мы прошли без сбоев в поставках. Также МУП «Иркутскавтодор» развивает направление собственного производства строительных материалов.

— Потенциал для этого есть?

— В первую очередь, мы занимаемся развитием муниципального асфальтобетонного завода, который входит в состав предприятия. К настоящему времени проведена большая работа по модернизации завода, установлено новое оборудование, совершенствуется процесс производства смеси для ремонта и строительства дорог, растет объем выпускаемой продукции.

В сутки завод выпускает до 2 тысяч тонн асфальтобетонной смеси, в том числе смеси типа «А». Мы применяем ее на большинстве крупных магистралей для обустройства верхних слоев дорожной «одежды», так как смесь отличается высокой износоустойчивостью.

В прошлом году завод был оборудован битумно-плавильной установкой для твердого битума, на складе теперь постоянно хранится около 100 тонн твердого битума. Это позволит нам не останавливать работы, если наш поставщик столкнется с какими-то обстоятельствами и не сможет соблюдать график отгрузки. В этом году на завод был приобретен и запущен мельничный комплекс по производству минерального порошка — неотъемлемого компонента асфальтобетона. Ранее его закупали в Слюдянке.

Иркутск, Маратовское кольцо

— Для чего нужны все эти нововведения?

— Снижается себестоимость работ, экономятся бюджетные средства. Главное, мы снижаем зависимость от сторонних поставщиков и получаем возможность большего контроля за качеством материалов.

— МУП активно занимается не только ремонтом дорог, но и благоустройством, в том числе общественных территорий. Осваиваете новые направления работы?

— Это логичное развитие нашей деятельности. На сегодняшний день мы занимаемся благоустройством не только дворовых территорий, но и нескольких общественных пространств. Например, ведем работы на главной площади Академгородка, они будут закончены в этом году.

— На следующий сезон уже есть рабочие планы?

— К следующему году готовимся активно. С 2019 года в Иркутске начнется капитальный ремонт на нескольких важнейших магистралях. Один из объектов — улица Култукская, являющаяся дублером Советской. Там необходим капитальный ремонт, обязательное решение вопроса с ливневой канализацией. Таких масштабных проектов у нас несколько во всех городских округах.

Однако прежде чем говорить о следующем лете, нам необходимо пройти через осенне-зимний сезон этого года. Это очень серьезный и ответственный для нас период. Одно из важнейших направлений работы «Автодора» — содержание дорог зимой. Мы отвечаем за главное — за безопасность иркутян. Техника к сезону готова, необходимый объем инертных материалов уже закуплен и хранится на базах предприятия.

Александр Потапов