МС-21 — новый бренд Иркутска и России

Новейший среднемагистральный лайнер уже назван проектом будущего, так как в его конструкции содержатся уникальные элементы из композитных материалов, что позволяет самолету по экологичности и экономичности соперничать с наиболее популярными в мире воздушными судами этого класса.
В церемонии выкатки, состоявшейся 8 июня на ИАЗе, принял участие премьер-министр России Дмитрий Медведев, представители федеральных и региональных органов власти, руководители предприятий — участников кооперации, делегации авиакомпаний — нынешних и потенциальных заказчиков самолета МС-21.
ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ПАО «Корпорация «Иркут»)
Интегрированная компания, обеспечивающая весь цикл работ по проектированию, производству, реализации и послепродажному обслуживанию широкого спектра авиационной техники военного и гражданского назначения. Входит в состав ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Основные программы ПАО «Корпорация «Иркут»
Многоцелевые истребители Су-30СМ выпускаются по контрактам с Министерством обороны России и поставляются ВКС РФ (с 2012 г.) и морской авиации ВМФ РФ (с 2014 г.). Истребители Су-30СМ отлично проявили себя в ходе выполнения задач, поставленных руководством государства и Минобороны России.
Самолет нового поколения
МС-21 — семейство пассажирских самолетов нового поколения вместимостью от 150 до 211 пассажиров. Корпорация «Иркут» создает самолет в широкой международной кооперации. МС-21 включил в себя новейшие разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем.
Выкатку самолета организаторы показа оформили как настоящее шоу. Один из цехов авиазавода был превращен в огромный кинозал — кресла полукругом, экран, на котором транслировался фильм о создании нового самолета, — в несколько десятков метров шириной. В одном из эпизодов ролика звучала живая музыка — за роялем на сцене сидел знаменитый пианист Денис Мацуев. Эффектной оказалась и кульминация — видеофрагмент показал, как заходящий на посадку МС-21 касается взлетно-посадочной полосы, замедляется, приближается к экрану, «разрывает» полотно и выкатывается прямо в зрительный зал.
«Круто, что еще сказать», — емко и эмоционально поделился впечатлениями премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он поздравил всех, кто был причастен к созданию самолета с этим «самым важным для всей нашей авиации» событием, поблагодарил их и отметил, что «Россия входит в высшую лигу государств, развивающих авиастроение». «Мы не должны из этой лиги исчезнуть», — отметил премьер.
«Несколько лет назад мы решили сделать самолет, который займет достойное место на мировом авиарынке. Мы уверены, что МС-21 будет лучшим в своем классе. Сегодня я хочу поблагодарить конструкторов, инженеров, рабочих, руководителей предприятий — мы вложили в самолет не только самые передовые технические решения, но и всю свою душу», — заявил президент корпорации «Иркут» Олег Демченко.
По его словам, церемония выкатки — это только начало серьезной процедуры ввода самолета в эксплуатацию. В конце этого года должна начаться серия испытательных полетов, начало поставок самолета заказчику намечено на 2018 год. Первыми эксплуатантами самолетов станут авиакомпании группы «Аэрофлот»: лидер российской авиации заказал сразу 50 лайнеров. Еще одним заказчиком самолетов стали «Азербайджанские авиалинии». Всего на данный момент у корпорации «Иркут» есть твердые заказы на 175 МС-21. Кроме того, количество так называемых «мягких» заказов также превышает сотню экземпляров.
Стоит отметить, что после презентации самолета его приобретением заинтересовалось управление делами президента России. Об этом заявила пресс-секретарь ведомства Елена Крылова: «Вопрос приобретения воздушного судна МС-21 будет рассматриваться управлением делами после начала его серийного производства».
Общий объем инвестиций в программу создания МС-21 на данный момент составляет порядка 100 млрд рублей. Из них 80% составляют средства государства, а 20% — собственные средства корпорации.
По утверждениям специалистов корпорации «Иркут», МС-21 имеет следующие преимущества над конкурентами: передовая аэродинамика, возможность использовать современные американские Pratt & Whitney и отечественные двигатели ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации (Россия), конкурентоспособная стоимость. Оба варианта силовой установки обеспечивают уменьшение расхода топлива, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, сокращение стоимости жизненного цикла.
Новый лайнер отличают высокие аэродинамические качества, достигнутые в первую очередь за счет крыла большего удлинения, изготовленного из полимерных композитных материалов. Уровень использования композитов в МС-21 — свыше 30% — уникален для узкофюзеляжных самолетов. Композиты не только позволяют улучшить аэродинамику, но и существенно снижают массу конструкции.
Одно из ключевых конструкторских решений проекта МС-21 — увеличенный диаметр фюзеляжа с возможностью перекомпоновки салона для разных типов перевозчиков (это позволяет расширить пассажирский салон и багажные отсеки). Компоновки самолета МС-21 учитывают требования как регулярных, так и бюджетных авиаперевозчиков.
Более широкий фюзеляж МС-21 позволяет авиакомпаниям выбирать оптимальную комбинацию ширины кресел и прохода между ними, что создает комфортные условия для пассажиров любых классов обслуживания.
Самолет МС-21 предоставляет авиакомпаниям уникальную возможность сократить время оборота в аэропорту на 20%. Широкий центральный проход и багажные полки поворотного типа позволяют пассажирам самолета быстро и удобно произвести посадку и высадку. Эмиссия вредных веществ в атмосферу у МС-21 снижена более чем на 20% относительно существующих аналогов. Также разработчик заявляет, что эксплуатационные затраты на МС-21 снижены на 12-15% по сравнению с самолетами текущего поколения и на 6-7% по сравнению с A320neo и Boeing 737 MAX. Также МС-21 немного дешевле предполагаемых конкурентов: стоимость одного российского самолета на данный момент составляет около $85 млн против $98 млн у Airbus и $90 млн у Boeing.
Стоит отметить, что потенциальные конкуренты уже отреагировали на появление нового самолета. «Мы поздравляем корпорацию «Иркут» с этим важным событием. Мы приветствуем любую честную конкуренцию. Считаем, что она идет на пользу как авиапроизводителям, так авиакомпаниям и пассажирам», — заявили в Airbus.
Александр Потапов