Мотокросс: искусство в полете

Экстремалы-автолюбители Приангарья хорошо знают пойму реки Китой в Ангарске: здесь по нескольку раз в год проводятся различные соревнования колесной тематики. В конце июня состоялось очередное, но совершенно не тривиальное событие: чемпионат СФО по мотокроссу. Более 40 участников, приехавших из разных регионов, соревновались в ловкости и скорости. А попутно — преодолевали силу притяжения и ненадолго взлетали в воздух вместе со своими железными конями.

«Очень зрелищный спорт!», «Хорошо, что пришли», «Смотри-смотри, как высоко взлетел!» — пробираясь между зрителями, которые столпились около ограждения, я слышала только восторженные отзывы о мотокроссе. Здесь было много тех, кто пришел поддержать своих знакомых, но немало оказалось и новичков.

Мотокросс действительно оказался впечатляющим зрелищем. Еще до начала мероприятия многие с интересом разглядывали мотоциклы. Они отличаются от тех, которые обычно «летают» на наших дорогах: мотоциклы для мотокросса более легкие, с них снято практически все навесное оборудование, а колеса выглядят и вовсе по-детски — по диаметру они меньше, чем у велосипеда. Зато резина на них «злая», с глубоким протектором. Владимир Ружников, участник соревнования, объясняет, что это сделано специально — трасса для мотокросса земляная, с резкими поворотами, и такая резина помогает «вгрызаться» в нее, обеспечивает лучшее сцепление с дорогой. «По асфальту кататься на мотоциклах для мотокросса довольно сложно и опасно — сцепка плохая, недолго и убиться. Я много раз говорил это своему сыну, но он, к сожалению, не слушал меня, и действительно травмировался», — рассказывает мужчина. Он с гордостью показывает на двух молодых парней, которые стоят около своих мотоциклов в форме и «черепашках» — специальных защитных панцирях для спины. Андрей и Владимир Ружниковы пришли в мотоспорт под влиянием отца. Во многих соревнованиях сегодня они участвуют все вместе, втроем, только парни — в основных классах, а отец — в классе для ветеранов.

Возраст у участников соревнований вообще очень разный. Мотокроссом можно заниматься с детского возраста, а предела для страсти к гонкам нет вообще. На соревнованиях в Ангарске самому маленькому участнику было 8 лет, а самому старшему — хорошо за 50. Молодые участники соревнований ездят на слабеньких мотоциклах с объемом двигателя в 65 и 88 кубических сантиметров. Более мощные модели — 125 и 250 «кубиков».

На заезды смотреть было еще более интересно, чем рассматривать готовящихся к гонкам мотоциклистов. Участники после массового старта должны были ездить по трассе 25 минут, а по прошествии этого времени — еще два круга, где определялся окончательный победитель. Начало выглядит особенно зрелищно: полтора десятка мотоциклистов разом рвутся с места, поднимая пыль столбом. А уж как они заезжают на горки, откуда устраивают массовый «выход в открытый космос«! Трасса длиной 830 метров неровная — там множество поворотов на 90 и 180 градусов и куча горок-трамплинов. И вот, заезжая на них со всей скорости, спортсмены взлетали над зрителями и, пролетая порядка 20 метров, с глухим ударом приземлялись на землю. Болельщики и просто сочувствующие при этом задирали головы и восхищенно ахали. С такой высоты упасть и расшибиться — плевое дело. На этих соревнованиях жестких приземлений не было, но ведущий, рассказывая об участниках, несколько раз упоминал о травмах разной степени тяжести, включая серьезные травмы позвоночника: не всегда «черепашки» спасают.

Среди участников заранее были известны фавориты: так, Александр Савин, организатор соревнований, отметил, что в классе 250 куб. сантиметров надежды возлагались на ангарчан Андрея Ружникова и Евгения Голушко — они пока являются лучшими среди спортсменов, а среди юниоров неплохие надежды подает иркутянин Егор Кузнецов. И действительно, многие из успешных ребят выступили на отлично. Правда, много наград забрали и монгольские спортсмены, которые также выступали на соревнованиях.