Мост между современностью и классикой

на театральном фестивале имени Александра Вампилова
Х международный фестиваль современной драматургии уже стал частью прошлого и вошел в историю театральной жизни Иркутска как очередной праздник настоящего живого театра. За неделю с 20 по 26 сентября зрители могли посмотреть 15 спектаклей от самых разных коллективов страны и зарубежья, включая театры Москвы и Сахалина, Южной Кореи и Монголии; побывать на круглых столах, посвященных театральному процессу, посетить презентации книг о фестивале и Александре Вампилове и наконец просто проникнуться атмосферой живого театрального искусства.

Фестиваль этого года имел несколько ключевых особенностей, по сравнению с предыдущими смотрами. Во-первых, в силу юбилейного, десятого раза, отборочная комиссия постаралась выбрать побольше спектаклей по пьесам Александра Вампилова, имя которого носит фестиваль. Их в итоге оказалось четыре — «Старший сын» от молодежного театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова из Петербурга, «Утиная охота» с элементами «Лебединого озера» от москвичей из «Амфитриона» в постановке Александра Власова и с ним же в главной роли, «Провинциальные анекдоты» в исполнении артистов Московского нового драматического театра и «Воронья роща» от Монгольского академического театра драмы, сыгранная на монгольском языке.

an03705Во-вторых, наконец-то большую часть программы составили спектакли по произведениям современных авторов. Владимир Гуркин и его «Любовь и голуби» от Современного художественного театра из Минска; Олег Антонов и его «Смертельный номер» в исполнении хозяев фестиваля — Иркутского драматического театра; Александра Васильева и ее «Моя Марусечка» от Черемховского драматического театра; спектакль — мастер-класс «Как это делается» от режиссера Валентина Зверовщикова по его собственной пьесе; Михаил Хейфец с его одноактной пьесой «Спасти камер-юнкера Пушкина» в исполнении недавнего выпускника Иркутского театрального училища Артема Яцухно. В программу попали даже представители так называемой «новой драмы» — спектакль по пьесе Михаила Дурненкова «Легкий способ бросить курить», который показал в Иркутске Братский драматический театр, и «Семейные сцены» Анны Яблонской от Иркутского театра юного зрителя.

В-третьих, зрители в этом году получили возможность познакомиться сразу с несколькими новыми коллективами, которые до этого никогда не приезжали в Иркутск — среди них, например, Мирнинский театр из Якутии, Современный художественный театр из Белоруссии и Монгольский государственный драматический театр. В-четвертых, в фестивале поучаствовали государственные театры из городов Приангарья — Черемхово и Братска, для которых показать свои постановки в Иркутске было не только большой честью, но и серьезным испытанием (потому что их увидели и искушенные иркутяне, и не менее насмотренные столичные театральные критики).

Были в программе и спектакли по классическим произведениям — со сцены звучали тексты, написанные Лермонтовым (поэма «Мцыри» в исполнении московского театра «Школа драматического искусства» прозвучала в едином сплаве пластики, современной хореографии и боевых искусств) и Горьким («Наследство» Сахалинского театрального центра им. Чехова по пьесе «Васса Железнова» игралось как триллер), но сыграны они были очень созвучно нашему времени и вообще созданы новаторски смело.

Широкое многообразие традиций, поиск своего языка и новые подходы к театральному искусству —продемонстрировал Десятый Международный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова в этот раз.

И совсем уж экспериментальным, но от этого не менее прекрасным, оказался спектакль корейского театра Myung Pum, который принял участие в Вампиловском фестивале уже в третий раз. Корейцы под руководством выпускника ГИТИСа, режиссера Ким Вон Сока показали яркую постановку BOM BOM («Весна, весна»), где в бытовой истории из жизни корейского крестьянства уморительно соединили традиции площадного народного театра, кукольного представления, акробатику, танцы, пение, единоборства и световое шоу люминесцентных масок.

Широкое многообразие традиций, поиск своего языка и новые подходы к театральному искусству — вот то, что продемонстрировал Десятый Международный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова своим зрителям в этот раз. Но самое главное он остался таким же, каким его задумывали организаторы, — фестивалем высокого театрального искусства, показывающим спектакли о человеке в высоком смысле этого слова, который наряду со всеми перечисленными задачами выполняет роль моста между современностью и классикой, проповедующей вечные гуманистические идеалы и ценности.

Антон Кокин