Мост берут на порт
Якутский премьер Галина Данчикова считает, что от того, будет ли построен мост через Лену, зависит, на каком из берегов реки появятся порт и промпарк.
Правительству Якутии предстоит определиться с концепцией развития транспортного узла в поселке Нижний Бестях, расположенном рядом с Якутском. 30 августа был введен во временную эксплуатацию участок железной дороги Томмот—Нижний Бестях, заработает он в 2015 году. Дорогу эксплуатирует ОАО «Железные дороги Якутии», принадлежащее правительству республики. В декабре прошлого года была создана компания «Транспортно-логистический центр Республики Саха (Якутия)», которая занимается строительством первой очереди логистического центра в конечной точке магистрали. Как утверждают в ТЛЦ, железная дорога готова в первый год эксплуатации принять до 1 млн т грузов, а к 2016 году выйти на перевозку 6 млн т.
Однако на совещании в Москве была представлена концепция создания промышленно-логистического кластера «Якутский индустриальный парк», разработанная специалистами Волжской государственной академии водного транспорта совместно с ЛОРП. В ней предусмотрено создание ряда промышленных и сервисных предприятий, а также перевалочного речного порта мощностью до 20 млн т грузов в год. У Якутска может появиться промышленный город-спутник с 10 тыс. рабочих мест. Председатель совета директоров ОАО ТЛЦ Александр Аммосов уже заявил, что эта идея дублирует начатую его предприятием работу. Председатель правительства Якутии Галина Данчикова отметила, что идея кластера нуждается в проработке, а строительство речного порта на правом берегу «может быть оправдано только в случае отказа от возведения мостового перехода через Лену».
Как рассказал „Ъ“ доцент кафедры управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта Сергей Железнов, изначально ЛОРП просило ученых просчитать именно бизнес-план порта. Но в этом случае окупаемость составила бы почти 30 лет. Именно поэтому нужен индустриальный парк, который загрузит и порт, и дорогу. Вложения государства оцениваются в 23 млрд руб. за семь лет, бизнес может инвестировать около 100 млрд руб. «Парк — это неотъемлемое условие для мостового перехода. Проектировщики моста с большим трудом насчитали 3 млн т грузопотока, но это же мизер. Без развития промышленности эффективность моста трудно обосновать», — полемизирует ученый с премьером Якутии. В ЛОРП утверждают, что развитие порта в Нижнем Бестяхе неизбежно, «хотим мы этого или нет». «Да, до настоящего момента Усть-Кут был крупнейшей базой для перевозок по Лене. Но мы видим новые добывающие проекты в Якутии, сейчас идет новая волна освоения Арктики», — говорит он.
Одним из основных видов деятельности ТЛЦ должны были стать прием и накопление грузов для снабжения Якутска и окрестных районов левобережья, пояснил „Ъ“ генеральный директор ОАО ТЛЦ Виталий Киприянов. Но из-за переноса на неопределенный срок возведения моста «необходимость строительства складских помещений отпадает», и ТЛЦ решил переформатировать мастер-план. «Мы разместим резидентов, которые будут заниматься производством. Сейчас ведутся переговоры, я пока не могу назвать компании, но перспективы есть, — говорит собеседник „Ъ“. — Наше предложение — строить индустриальный парк на базе ТЛЦ с постепенным расширением под другие проекты. В Якутии есть проблемы с кадрами, дорогая электроэнергия — свыше 7 руб. за кВт•ч (с НДС), и газ — около 4,2 тыс. руб. за кубометр (с НДС). Можно построить инфраструктуру, провести электричество, газ, тепло, но, если нет арендатора, бизнес не удастся».
Ближайшие перспективы загрузки железной дороги на Нижний Бестях в первую очередь будут заключаться в развитии инфраструктуры самой дороги, а также строительстве моста через Лену и продолжении железной дороги до Якутска, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Кроме того, загрузку дороге могут обеспечить ряд заявленных проектов в рамках развитии Южной Якутии, как в добывающем сегменте, так и обрабатывающем, солидарен он с разработчиками концепции индустриального парка. Если же рассматривать совсем дальнюю перспективу, «то понятно, что сама дорога даст серьезный толчок к развитию экономики Саха, реализации многих заявленных проектов, что, естественно, приведет к увеличению грузопотока и пассажиропотока на ней».
Вадим Пасмурцев