Мост берут на порт

Ленское пароходство предложило свой вариант развития транспортного узла в Якутске
Власти Якутии обсуждают два альтернативных проекта создания индустриального парка в поселке Нижний Бестях, на берегу Лены, напротив Якутска, предложенные ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП) и ОАО «Транспортно-логистический центр» (ТЛЦ). Обе компании отмечают, что их проекты станут «компенсацией» экономике Якутии за отложенную стройку мостового перехода через Лену. Но премьер Якутии Галина Данчикова не исключает, что расходы по созданию парка еще более отдалят перспективы строительства моста. Эксперты называют развитие промпроизводства неотъемлемым условием дальнейших инфраструктурных строек в Якутии.
Якутский премьер Галина Данчикова

Якутский премьер Галина Данчикова считает, что от того, будет ли построен мост через Лену, зависит, на каком из берегов реки появятся порт и промпарк.

Правительству Якутии предстоит определиться с концепцией развития транспортного узла в поселке Нижний Бестях, расположенном рядом с Якутском. 30 августа был введен во временную эксплуатацию участок железной дороги Томмот—Нижний Бестях, заработает он в 2015 году. Дорогу эксплуатирует ОАО «Железные дороги Якутии», принадлежащее правительству республики. В декабре прошлого года была создана компания «Транспортно-логистический центр Республики Саха (Якутия)», которая занимается строительством первой очереди логистического центра в конечной точке магистрали. Как утверждают в ТЛЦ, железная дорога готова в первый год эксплуатации принять до 1 млн т грузов, а к 2016 году выйти на перевозку 6 млн т.

Однако на совещании в Москве была представлена концепция создания про­мы­шленно-логистического кластера «Якутский индустриальный парк», разработанная специалистами Волжской государственной академии водного транспорта совместно с ЛОРП. В ней предусмотрено создание ряда промышленных и сервисных предприятий, а также перевалочного речного порта мощностью до 20 млн т грузов в год. У Якутска может появиться промышленный город-спутник с 10 тыс. рабочих мест. Председатель совета директоров ОАО ТЛЦ Александр Аммосов уже заявил, что эта идея дублирует начатую его предприятием работу. Председатель правительства Якутии Галина Данчикова отметила, что идея кластера нуждается в проработке, а строительство речного порта на правом берегу «может быть оправдано только в случае отказа от возведения мостового перехода через Лену».

Как рассказал „Ъ“ доцент кафедры управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта Сергей Железнов, изначально ЛОРП просило ученых просчитать именно бизнес-план порта. Но в этом случае окупаемость составила бы почти 30 лет. Именно поэтому нужен индустриальный парк, который загрузит и порт, и дорогу. Вложения государства оцениваются в 23 млрд руб. за семь лет, бизнес может инвестировать около 100 млрд руб. «Парк — это неотъемлемое условие для мостового перехода. Проектировщики моста с большим трудом насчитали 3 млн т грузопотока, но это же мизер. Без развития промышленности эффективность моста трудно обосновать», — полемизирует ученый с премьером Якутии. В ЛОРП утверждают, что развитие порта в Нижнем Бестяхе неизбежно, «хотим мы этого или нет». «Да, до настоящего момента Усть-Кут был крупнейшей базой для перевозок по Лене. Но мы видим новые добывающие проекты в Якутии, сейчас идет новая волна освоения Арктики», — говорит он.

Одним из основных видов деятельности ТЛЦ должны были стать прием и накопление грузов для снабжения Якутска и окрестных районов левобережья, пояснил „Ъ“ генеральный директор ОАО ТЛЦ Виталий Киприянов. Но из-за переноса на неопределенный срок возведения моста «необходимость строительства складских помещений отпадает», и ТЛЦ решил переформатировать мастер-план. «Мы разместим резидентов, которые будут заниматься производством. Сейчас ведутся переговоры, я пока не могу назвать компании, но перспективы есть, — говорит собеседник „Ъ“. — Наше предложение — строить индустриальный парк на базе ТЛЦ с постепенным расширением под другие проекты. В Якутии есть проблемы с кадрами, дорогая электроэнергия — свыше 7 руб. за кВт•ч (с НДС), и газ — около 4,2 тыс. руб. за кубометр (с НДС). Можно построить инфраструктуру, провести электричество, газ, тепло, но, если нет арендатора, бизнес не удастся».

Ближайшие перспективы загрузки железной дороги на Нижний Бестях в первую очередь будут заключаться в развитии инфраструктуры самой дороги, а также строительстве моста через Лену и продолжении железной дороги до Якутска, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Кроме того, загрузку дороге могут обеспечить ряд заявленных проектов в рамках развитии Южной Якутии, как в добывающем сегменте, так и обрабатывающем, солидарен он с разработчиками концепции индустриального парка. Если же рассматривать совсем дальнюю перспективу, «то понятно, что сама дорога даст серьезный толчок к развитию экономики Саха, реализации многих заявленных проектов, что, естественно, приведет к увеличению грузопотока и пассажиропотока на ней».

Вадим Пасмурцев