Москва «Матёре» верит

Постановка Иркутского драмтеатра по удивительно человечной, проникновенно драматичной повести Валентина Распутина задела столичного зрителя за живое. 16 октября на сцене Малого театра «охлопковцы» показали «Прощание с Матерой». Спектакль, посвященный 80-летию сибирского писателя, впервые был представлен в Иркутске в марте, а осенью достойно завершил Дни Иркутской области в Москве.

Труппа Иркутского академического театра имени Н.П. Охлопкова уже блистала на сцене Малого театра — правда, в далеком 1978 году. Тогда гастроли сопровождались аншлагами, и зрители каждую постановку встречали громкими овациями. После перерыва длиною почти в 40 лет артисты драмтеатра (его негласно называют сибирским МХАТом) вновь встретились со столичными зрителями и критиками. Они приехали в Москву, чтобы подарить ей одну из своих лучших работ. Режиссер спектакля Геннадий Шапошников вместе с Распутиным и актерами заставляет зрителя задуматься о важном.

Заслуженный артист России Степан Догадин

«Повесть Распутина, на мой взгляд, не о затоплении отдельных деревень. А гораздо о большем. О затопленной памяти, о прерванном родстве, о трагедии человека, выброшенного в огромный, стремительно меняющийся мир, где рушатся все устоявшиеся связи, искажается само мироощущение. Что происходит в это время с человеком? Может ли он жить без корней? И возможно ли при этом оставаться человеком?» — задается вопросами исполнитель роли Павла в спектакле «Прощание с Матерой», заслуженный артист России Степан Догадин.

То, что «Матеру» показали в Москве, на сцене прославленного Малого театра, известный иркутский искусствовед Арнольд Беркович назвал «закономерностью». «И Малый театр, и Иркутский академический театр имени Н.П. Охлопкова отличаются высокой сценической культурой, трогательным и уважительным отношением к классике и ее представителям, — отметил критик. — Для обоих театров правда и честность художника являются величайшим мерилом их театральной и гражданственной значимости. Этим высоким качествам, на мой взгляд, и отвечает новая сценическая редакция драматической повести великого писателя «Прощание с Матерой».

К показу спектакля в Москве готовились не только артисты Иркутской драмы, его с нетерпением ждала и театральная общественность столицы

Надо сказать, что к показу спектакля в Москве готовились не только артисты Иркутской драмы, его с нетерпением ждала и театральная общественность столицы, известные деятели культуры и искусства. Постановка оставила глубокое впечатление.

«В спектакле «Прощание с Матерой» мы видим распутинские образы: кричащие, серьезные, драматические. Валентин Григорьевич сквозь призму своих впечатлений и переживаний показал страну в целом, — отметил на премьерном показе спектакля заслуженный художник России Никас Сафронов. — Актеры Иркутского академического театра воплотили замысел писателя. Они создают ту же энергию, которая питала Распутина. В спектакле есть места, которые щипали за душу, пытаясь пробить слезу. В зале были земляки Распутина. Я смотрел на них и замечал, как они переживают. Я наблюдал, по сути, тех самых людей, о которых идет речь в произведении. И для меня это типажи для портретов». Художник также отметил, что в спектакле очень продуманная, профессиональная и «столичная» сценография.

А писатель и кинодраматург Михаил Кураев оценил характеры героев и игру актеров: «Герои, которых мы видим на сцене благодаря артистам драмтеатра, — это подлинные и настоящие судьбы людей. Когда видишь прекрасный женский ансамбль, то временами становится неловко от того, что ты словно подслушиваешь, о чем они говорят за вечерним чаем. И то, как они существуют на сцене, отлично проверяется реакцией зала. Это или полная тишина, где даже не слышен шелест программок. Или же та тишина, где слышно, как текут слезы».

Олег Усов