Мошенники наглеют

Чтобы не быть обманутыми, постоянно держите мозг включенным
12 февраля АН рассказал о наиболее популярных способах отъема денег мошенниками у простодушных сограждан. Как говорится, не прошло и полгода, а точнее и месяца, как выяснилось, что читатели очень легкомысленно отнеслись к нашим настойчивым просьбам быть бдительными. Только став жертвами разводок, иркутяне Александр Т. и Светлана Б. поверили, что все предостережения имеют реальную почву и что действительно методы облапошивания становятся все более виртуозными и изощренными. Поскольку эти две истории более чем красноречивы, а кровавая драма, 6 марта развернувшаяся в квартире ветерана Великой Отечественной войны, собственноручно впустившего убийц в квартиру, стала очередным доказательством абсолютного цинизма аферистов, — мы еще раз возвращаемся к проблеме. Есть ощущения — что не в последний.

История Александра, печальная

10 марта в 11.50 утра Александр обнаружил эсэмэску следующего содержания: «BANK/Платеж с карты 9000 руб. Успешно выполнен. Инф.: 8(952) 876-55-02». Александр, вместо того чтобы для начала проверить баланс карты и убедиться, что деньги действительно списаны, будучи человеком экономным, к тому же точно зная, что никаких операций не совершал, немедленно набрал указанный номер телефона. На его возмущения по поводу несанкционированного списания средств вежливый мужской голос, представившийся сотрудником безопасности банка, попросил не беспокоиться, а для блокировки счета, на который ушли деньги (а он видит этот счет и даже ФИО получателя), попросил подъехать к банкомату. Что Александр незамедлительно и сделал. Возле банкомата (находящегося в здании отделения Сбербанка!) он еще раз набрал номер «сотрудника безопасности банка», который продиктовал необходимые цифры счета и еще несколько магических цифр, а именно 9 и пять нулей. Прежде чем попрощаться, он попросил два часа не пользоваться картой и не забыть вынуть ее из банкомата. Александр на этот раз ослушался и, прежде чем забрать карту, запросил баланс. Увидев, что теперь его карта действительно опустела, причем не на 9, а на 90 тысяч (!) рублей, Александр наконец осознал, как он попал! И что самое ужасное — все сделал своими собственными руками!

Теперь он догадался броситься к реальным сотрудникам банка, взывая принять срочные меры — заблокировать счет получателя, остановить списание денег, хотя бы заявление принять! Что было дальше, догадаться несложно. Банк всеми способами отбивался от заявителя: вы же сами совершали манипуляции с вашей картой. И отправлял в полицию. Дежурные в полиции с нескрываемым интересом смотрели на живого лоха, и даже предпринимали попытки отправить в нужный кабинет, но все сотрудники были то на выездах (двойные убийства, поножовщина), то на опросах, и нужно было ждать. В конце концов в половине десятого вечера заявление в полицию было подано. А после того как активные родственники достучались до головного офиса Сбербанка, на следующий день принял заявление и Сбербанк.

Но вместо того, чтобы облегченно вздохнуть, и надеяться на возврат своих кровных, Александр окончательно понял — этих денег ему больше не видать как своих ушей. В Сбербанке ему сразу дали понять, что ответственности банка здесь нет. И какого характера будет отписка банка, ясно заранее. А как будет действовать, а точнее бездействовать полиция, Александр отлично понимал по предыдущему собственному опыту и опыту своих друзей. Пару-тройку лет назад забрались к нему в гараж, проломав дыру в крыше гаража, и расхлестали машину, не оставив ни одного целого стекла и зеркала, продавили капот и крышу «десятки». А два года назад у жены возле магазина «Янта», в центре микрорайона, в половине восьмого вечера вырвали сумку с крупной суммой денег. Тоже было многочасовое сидение в полиции, повторные вызовы. И до сих пор — тишина. У полиции всегда есть дела поважнее, чем воры и мошенники.

Как бы привлекательны ни были мошенники, как бы убедительно ни выглядели их выдумки, мы должны понимать: деньги даются нам все трудней, значит, и заботиться об их сохранности нужно тщательней.

Консультации со знакомыми «в органах», попытка выяснить, есть ли шанс передать дело в отдел К (Управление «К» — подразделение Министерства внутренних дел России, осуществляющее борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств. В субъектах Российской Федерации функционируют соответствующие структурные подразделения службы криминальной полиции — отделы «К». Управление является одним из самых засекреченных подразделений МВД России. Входит в состав Бюро специальных технических мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации, отдел по экономическим преступлениям) еще раз подтвердили безнадежность мероприятия — отдел К такой мелочевкой не занимается.

Случай со Светланой, в чем-то оптимистичный

Светлана оплачивала через банкомат квартплату, и вдруг боковым зрением заметила, что на нее пристально смотрит молодой человек. Несмотря на свои 50, Светлана знала, что еще очень привлекательна, и не стала ничему удивляться. Молодой человек, видимо, поняв брошенный ею взгляд по-своему, приблизился. Дальше все пошло не по привычному сценарию. Вместо того чтобы просто познакомиться, парень начал плести что-то про срочный платеж, который можно сделать только по карте, а у него с картой какие-то проблемы. Он показывал наличку, которую ей тут же отдаст, как только она оплатит нужную сумму. Светлана, будучи отзывчивым человеком, практически уже сдалась под натиском, тем более что все происходило как будто в замедленной съемке или тумане. Буквально в последнюю секунду она очнулась и отказала в операции.

Случай с Юлей, совсем циничный

Иркутянка Юля познакомилась с иногородним Артемом в соцсетях. Общие интересы сделали их больше чем друзьями. И когда через год знакомства Артем сообщил, что у него обнаружена саркома сердца, Юля, будучи волонтером и настоящим другом, организовала целую группу поддержки Артема. Понятно, что в первую очередь скинулось на дорогостоящее лечение ближайшее окружение — друзья и родственники Юли отправили на счет несчастного больше 300 тысяч рублей. Помогали и другие люди, сколько их всего было, страшно даже подумать. Поникший от внезапной болезни Артем не давал Юле успокоиться, да она и сама не могла сидеть сложа руки — пошла в благотворительные фонды, которые могли оказать более существенную помощь. И вот тут-то и вскрылось, что вся история Артема — жестокая и наглая афера. В одном из фондов попросили предоставить соответствующие медицинские выписки, на основании которых специалисты могли сделать выводы о возможной поддержке. То, что прислал Артем, было полной фикцией. Когда Юля принялась разыскивать Артема, чтобы понять — как же он мог?! — компьютер и телефон, разумеется, перестали отвечать…

Житейские советы от автора. Вместо резюме

Помогать больным людям надо. Даже если в 99 случаях из 100 ты рискуешь нарваться на гадов и отморозков. Мы люди, и по-другому нам просто нельзя.

Когда дело касается всякой шелухи, идущей на мобильный телефон, здесь мы имеем полное право никому и никогда не доверять. Короче, держите включенным не только телефон, но и мозг, и все будет в порядке.

Сообщают, что ваш сын (дочь) попал в милицию, сбил пешехода, потерял за границей деньги и документы, и требуются деньги на решение этого вопроса — позвоните сначала тому, о ком вам сообщают. Даже если по какой-то причине телефон вашего ребенка будет молчать, это просто совпадение. Немного здравого смысла и терпения, и вы выясните, что все в порядке.

Сообщают, что вам ошибочно на ваш телефон отправлены деньги, и просят вернуть, не бросайтесь сразу исполнять странную просьбу, проверьте баланс, даже если речь идет о каких-нибудь 150 рублях. Наверняка вы обнаружите, что никаких поступлений не было, кроме тех, которые вы сами себе и обеспечили.

Неизвестно какой банк сообщает о якобы списанных неизвестно с какой вашей карты средствах? Ну, проверьте вы, было ли движение по вашей карте! Если мобильный банк не подключен, вам вообще никто ничего, кроме мошенников, не сообщит. И уж, конечно, никаких частных телефонных номеров в таких сообщениях быть не может. Если же некий телефон указан, самое лучшее — просто временно заблокировать карту и разобраться с возникшей проблемой с реальным сотрудником банка непосредственно в банке.

Как бы привлекательны ни были мошенники, как бы убедительно ни выглядели их выдумки, мы должны понимать: деньги даются нам все трудней, значит, и заботиться об их сохранности нужно тщательней. И здесь недостаточно съесть пин-код своей карты и навсегда забыть его.

И еще. Пожалуйста, научите быть осторожными своих детей и престарелых родителей. Объясните, что никогда нельзя открывать дверь незнакомым и малознакомым людям, кем бы они ни представились — водопроводчиками, сантехниками, энергосбытом или даже полицией. Никогда и никому. Такие сейчас времена.

Валентина Андреева