Мороз и дизель

Преимуществ у дизеля довольно много: экономичность, в том числе на холостых оборотах, большой ресурс, тяговитость. Современные дизельные автомобили зачастую обладают не меньшей мощностью, чем аналогичные бензиновые. У дизеля выше КПД, чем у его бензинового собрата. Малоизвестен тот факт, что дизельный Land Cruiser 200 на секунду быстрее разгоняется до 100 км/ч, нежели его бензиновый собрат: за 8,6 секунды.

Борцам за чистоту понравится то, что у моторов на тяжелом топливе меньший выброс вредных веществ — пройти техосмотр на дизеле гораздо проще, нет замера по выбросу СО, который на бензиновом двигателе может быть превышен в случае даже небольшой неисправности топливной системы. Специалисты подсказывают, что дизели тестируют по дымности и количеству сажи, что легко регулируется. Дизели Commonrail не дымят даже в изношенном состоянии. Неудивительно, что вся Европа давно пересела на дизели. Их просто обожают автопроизводители Южной Кореи. Внедорожники и микроавтобусы, а также коммерческая техника обладают только дизельными ДВС.

Есть и минусы. Стоимость солярки нынче весьма высока, из разряда дешевых она давно вышла. Еще один весомый аргумент против покупки дизельного автомобиля — в мороз он плохо заводится. Это серьезная проблема в климате Восточной Сибири.

Поговорим о пуске дизельного мотора в зимнее время. Почему дизельный двигатель плохо заводится зимой?

Проблема кроется даже не в конструкции дизеля, а в качестве нашего топлива и суровых морозах. Даже с наступлением зимы АЗС еще некоторое время продают летнее ДТ, вязкость которого уже при температуре +3°С вызывает увеличение расхода топлива и снижение мощности из-за ухудшения качества распыла. При —5—7°С начинается выпадение кристаллов парафина и при —12—14°С топливо парафинизируется, что приводит к непроходимости топливного фильтра и магистралей.

Именно по этой причине, даже если удалось запустить двигатель (за счет подогрева небольшого количества топлива свечами накала), через несколько минут он может заглохнуть. В дороге может поджидать еще одна неприятность — переохлаждение фильтра тонкой очистки и топливной магистрали при обдуве холодным воздухом. Зимнее ДТ также не отличается стойкостью к экстремальным морозам, которые лютуют на севере Сибири.

С проблемой холодного пуска каждый автовладелец борется по-своему. И есть несколько способов: добавление бензина или керосина, разогрев паяльной лампой, автономный отопитель, использование «анти-гелей» и радикальный вариант: не эксплуатировать автомобиль в морозы.

Начнем с изменения состава топлива. Мотористы этот способ бракуют. Работа двигателя на смеси «солярка+бензин» будет менее эффективна, сократится срок службы топливной аппаратуры, возможно появление паровых пробок во всасывающей магистрали. Перед добавлением бензина в ДТ специалисты с легкой усмешкой рекомендуют изучить цены на ТНВД и форсунки. А для современных моторов Commonrail эти суммы вызывают желание оплачивать теплую стоянку автомобиля.

Паяльная лампа также вне закона: она может повредить пластиковые детали машины, коих все больше, оплавить проводку и косвенно или прямо привести к пожару. После разогрева «паялкой» — ее направляют в картер — «жареное» моторное масло, как правило, подлежит замене.

Добавив в летнюю солярку антигель, можно превратить ее в зимнюю, а также улучшить работу зимней солярки при сильных морозах. К сожалению, никогда нельзя быть уверенным на все 100%, что под видом зимнего топлива на заправке вам не залили летнее. Это реально!

Из-за экономической выгоды на нефтеперерабатывающих заводах производится в основном летняя солярка. Превратить ее в зимнюю можно двумя путями — депарафинизацией (с помощью карбамида или специальных молекулярных фильтров — цеолитов) или добавлением депрессорных присадок. Избавление от парафинов влетит в копеечку, поэтому чаще пользуются присадками. В топливо вводятся, например, полимеры метакриловой кислоты или сополимеры этилена с винилацетатом. Есть два механизма действия таких добавок. Первый заключается в том, что молекулы депрессора оседают на кристаллах парафина и не позволяют им срастаться в большие агломераты. А во втором случае депрессоры, наоборот, с понижением температуры создают искусственные очаги кристаллизации парафинов, притягивая их к себе. Но размеры кристаллов намного меньше, и они не так быстро забивают фильтр тонкой очистки.

Один минус: антигели, иначе называемые депрессорными присадками, могут оказаться бесполезны. Растворить уже образовавшиеся кристаллы парафина невозможно (топливо само должно «оттаять», например в теплом боксе), поэтому содержимое баночки с антигелем надо заливать перед заправкой, или по крайней мере когда топливо еще не успело загустеть. Злоупотреблять применением заветных присадок не стоит, если вы пользуетесь проверенной заправкой. Чем топливо чище, тем меньше в моторе отложений!

Существуют также подогреватели топлива. Они работают от бортовой сети автомобиля и предназначены для предпускового подогрева либо корпуса топливного фильтра, либо топлива в топливных магистралях при работающем двигателе. Первые называются бандажными, они греют фильтр тонкой очистки ради его хорошей пропускной способности. При нагреве фильтра происходит снижение вязкости топлива и растворение образовавшихся в нем нефтяных парафинов. «Прадед» этого приспособления — кастрюля с кипятком, многие помнят безотказный старый способ завести дизельную машину в мороз, если она замерзла, — обливать горячей водой топливный фильтр, самую уязвимую часть топливной системы. Современный вариант эстетичнее и безопаснее: горячая вода, налитая под капот автомобиля, может принести другие проблемы. Подогреватели работают быстро, производители обещают в течение 4-6 минут нагреть корпус топливного фильтра до 70°С!

Проточный подогреватель топлива предназначен для подогрева топлива в магистралях, что исключает замерзание автомобиля в движении при обдуве холодным воздухом. Подогретое топливо обладает необходимой текучестью и распыляется правильно, что исключает неустойчивую работу дизеля в мороз, вызванную загустением топлива. Такая солярка не может обеспечить нужный факел распыла, топливо сгорает не полностью, мощность двигателя падает, расход топлива увеличивается.

Один же из самых популярных способов — это автозапуск. Минусами его является повышенный расход топлива, загрязнение нашей многострадальной атмосферы и регулярная «посадка» аккумулятора. Батарея зимой в городском режиме не успевает заряжаться, а на морозе ее емкость и так уменьшена.

Ну, а самый лучший способ — это теплый гараж, в котором будет поддерживаться околонулевая температура. Легко заводится мотор. Не дубеет подвеска, не коченеет масло в редукторах и коробке, стекла прозрачны и водитель не чувствует льда под собой в первую минуту.

PDF номера

  1. №38 (7.2 Мб)