Монгольское испытание

Иркутские деловые и политические круги не первый год пытаются закрепить и развить отношения с монгольскими коллегами. И если представителям бизнеса это сделать проще, через кошельки местных потребителей, то властным структурам для этого каждый раз необходим официальный повод. Подобный шанс выпал этой весной, когда представительная делегация Иркутской области побывала в Монголии на выставке «Ворота в Азию».

Перезагрузка отношений

Напомним, участие в выставке «Ворота в Азию», проходившей с 27 по 30 марта в Монголии, принимала делегация Иркутской области в составе членов правительства и руководителей крупнейших предприятий пищевой промышленности Приангарья.

Как отмечает заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Кузьма Алдаров, наиболее серьезным достижением можно считать проведение встречи и переговоров с коллегами из министерства сельского хозяйства Монголии крупных предприятий, работающих в сфере переработки мяса. «Надо сказать, что интерес к нам был весьма высоким, удалось обсудить ряд важных тем, по некоторым из них достигнуть определенных договоренностей», — добавляет он.

Так, например, на встрече членов иркутской делегации с заместителем министра продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии Жанимханы Сауле была рассмотрена возможность поставок в Монголию быков-производителей молочных пород и оптовых партий семян зерновых и овощных культур, картофеля, многолетних трав. Обсуждалась также и организация регулярных поставок мяса птицы, яиц, молочных продуктов, растительного масла и кондитерских изделий. «Кроме того, монгольскую сторону интересуют наши возможности по обучению их ветеринарных специалистов, решению вопроса восстановления пастбищ и другие стратегические темы, — отмечает Кузьма Алдаров. — В целом наш визит стал новой точкой отсчета в формировании положительного имиджа агропромышленного комплекса Иркутской области на монгольском рынке».

Телефон — ненадежный товарищ

Представители бизнес-структур, также участвовавших в выставке и уже имеющих торговые отношения с Монголией, отмечают, что личные встречи, живые переговоры — это и есть главный секрет успеха в налаживании отношений с монгольской стороной. «Так и нужно делать — как можно чаще ездить, встречаться, общаться. Монголия — это такая страна, где телефонные переговоры, обмен письмами посредством интернета не имеют никакой силы, люди там привыкли общаться и налаживать деловые отношения «глаза в глаза», — отмечает директор управления внешнеэкономических связей группы предприятий «Янта» Сергей Лекарев.

Кроме того, по его словам, в Монголии действуют и совершенно другие способы продвижения продукции на рынок. Средства рекламной раскрутки, привычные россиянам, там не работают.

«Действительно, нужно уметь себя демонстрировать в Монголии, учитывая их менталитет. Пока мы пользовались услугами рекламщиков из Иркутска, конечный результат был посредственным — как только подключили к этому монгольских специалистов, ситуация наладилась, — подтверждает заместитель генерального директора по сбыту продукции СХ ОАО «Белореченское» Игорь Матвиенко. — Например, в прошлом году мы организовывали в Улан-Баторе праздник яйца. На нем мы показывали, какие блюда можно приготовить из яиц, устраивали дегустацию. После этого у нас произошло просто колоссальное увеличение продаж».

Любят все российское

Впрочем, несмотря на нюансы ведения бизнеса, российские продовольственные товары пользуются неплохим спросом у монгольских покупателей. Свидетельство тому — статистика продаж. К примеру, если в 2000 году группа компаний «Янта» поставила в республику 350 тонн продукции, то в прошлом году — 7 тыс. тонн. «За 12 лет мы экспортировали порядка 48 тыс. тонн продукции на сумму более $50 млн. Наш майонез, кетчупы, масло можно встретить в любых монгольских супермаркетах, — рассказывает Сергей Лекарев. Крупнейшие хлебокомбинаты страны закупают у нас маргарин. Мы уже встречались с представителями различных производителей, они тоже хотят переходить на нашу продукцию, отказываться от китайского сырья — сухого молока, яичного порошка и других ингредиентов».

«Мы работаем с монгольскими партнерами на протяжении 14 лет с постоянной динамикой развития поставок. Еще два-три года назад отправляли 36 млн штук яиц, а в прошлом году вышли на показатель в 58 млн, по итогам этого года планируем достигнуть цифры в 72 млн штук яиц», — рассказывает Игорь Матвиенко.

Есть место для предложений

Несмотря на обилие ассортимента иркутских продуктов в монгольских супермаркетах, на полках еще есть место для новых предложений. Об этом говорит начальник отдела маркетинга компании «Саянский бройлер» Татьяна Лушникова. «Наше предприятие раньше не присутствовало в Монголии и на выставке «Ворота в Азию» побывало впервые. Мы были дебютантами, привезли с собой нашу деликатесную продукцию, чтобы оценить реакцию монголов, — рассказывает она. — Очень удивились проявленному интересу к нам, люди хвалили, спрашивали, где купить такие продукты, подходило очень много предпринимателей, желающих заключить договоры. Буквально через несколько дней, после того как мы вернулись с выставки, к нам приехали монгольские гости, чтобы осмотреть производство и подписать соглашение о сотрудничестве. Думаю, что оно будет успешным».

Планы на новые проекты есть и у «ветеранов» рынка. В частности, СХ ОАО «Белореченское» на выставке нашло партнеров, которые будут закупать племенной молочный скот, районированные семена пшеницы, картофеля. Первые поставки запланированы уже на осень этого года. «К этому же времени выйдем на рынок Монголии со своим молоком, творогом, яичным порошком, сухими омлетами, — перечисляет Игорь Матвиенко. — Из крупных проектов — поможем нашему дистрибьютору, птицефабрике «Монег», нарастить поголовье птицы со 100 тыс. до 400 тыс.».

Большие перспективы

«Кроме того, в рамках выставки нам провели презентацию свободной экономической зоны «Алтан-Булаг». Она действует уже несколько лет, но пока там никто не работает. В будущем эта зона может быть интересна, иркутские производители могли бы там построить супермаркет для монгольских предпринимателей. В этом супермаркете была бы представлена вся продукция Иркутской области, — отмечает Сергей Лекарев. — Но для его строительства и запуска нужны совместные усилия всех предприятий, а также правительства региона».

По итогам выставки не обошлось и без обсуждения сложных вопросов. «Жанимхана Сауле рассказала нам, что в стране, в связи с интенсивным развитием горнодобывающей отрасли, повысился уровень жизни населения, а это в свою очередь привело к росту цен на мясо. Правительство Монголии даже приняло решение о временном ограничении экспорта, — отмечает Кузьма Алдаров. — Напомню, что в прошлом году объем поставок мясосырья из Монголии на мясокомбинаты региона увеличился в полтора раза и составил 1335 тонн говядины и 1238 тонн конины. Конечно, не может не тревожить рост цен на сырье. Но нас заверили в том, что монгольская сторона готова рассматривать наши предложения по приобретению мясосырья, поставки которого обычно проходят с августа по ноябрь. Думаю, к тому времени ситуация с высокими ценами стабилизируется».

Самодостаточный партнер

По словам Игоря Матвиенко, относиться к Монголии, как к стране третьего мира, и с этой позиции пытаться наладить отношения, не нужно. «Эта страна активно развивается и по некоторым позициям даже обгоняет нас. На продовольственном рынке там большая конкуренция — порядка 65% товаров представлены китайскими производителями», — добавляет он.

Тем не менее у россиян есть преимущество. «К нам особое отношение. Монголы понимают, что наши товары сделаны из натурального сырья, они качественные», — говорят представители компаний.

Впрочем, по словам Сергея Лекарева, не стоит рассчитывать на то, что товарооборот будет расти постоянно, без приложения каких-то усилий. Несмотря на любовь к нам, монголы стараются защитить свой рынок от импортной продукции. Они уже наладили выпуск собственного майонеза, кетчупа, маргарина, растительного масла. Пусть качество этих продуктов гораздо ниже, чем наших, но это только начало. Поэтому производителям Приангарья есть над чем работать.

Александр Потапов