Монгольские законы городского движения

Дорожное движение в городах Азии принято сравнивать с неуправляемой хаотичной средой. Бангкокская автомобильная мешанина, ханойский мотоциклетно-велосипедный кошмар, пекинская какофония клаксонов — у всех этих известных путешественникам явлений теперь есть достойный конкурент — улан-баторский транспортный беспредел. В этом убедился корреспондент Al, побывавший в столице Монголии.

В отличие от российских дорог, в монгольской столице тон задают не машины среднего и бюджетного ценовых сегментов, а довольно дорогие кроссоверы, внедорожники и седаны премиальных марок

Монголия, которой повезло иметь на своей территории огромные запасы полезных ископаемых, экономический результат от этого начала ощущать лишь в последние несколько лет. Все это не преминуло сказаться в том числе и на автомобильном рынке. Десятки дилерских центров европейских, азиатских, американских брендов нашли себе место в монгольских городах. Все чаще на дорогах можно встретить роскошные внедорожники, представительские седаны и даже люксовые родстеры.
Можно сказать точно: одной ногой Монголия стоит в светлом будущем — с зеркальными многоэтажными башнями в центре столицы, квадратными километрами новеньких жилых кварталов на окраинах, роскошными ресторанами, брендовыми бутиками, блестящими машинами. Впрочем, вторая «нога» пока еще прочно застряла в социалистическом прошлом. В первую очередь — из-за отсутствия внимания к дорожной инфраструктуре. Пафосные небоскребы почти не имеют парковок, новые жилые кварталы пока не обеспечены необходимой транспортной сетью, в Улан-Баторе нет ни намека на строительство развязок, без которых город задыхается.

Подобное «раздвоение личности» очень хорошо чувствуется в Монголии. Поздний вечер. Зал прилета международного аэропорта Чингисхан. Вместе с людьми, встречающими пассажиров, трутся таксисты. Один из них подходит поближе, вкрадчиво прикасается к локтю: «До города поедем, недорого». Этот «пароль», произнесенный с непередаваемой, но характерной интонацией, знают все, кто хотя бы раз побывал на любом крупном российском ж/д вокзале или в аэропорту.

Пока я оторопело размышлял, откуда в Монголии взялись столь специфические типажи а-ля «привокзальный бомбила в потертой кожанке», таксист еще раз повторил свое предложение… на английском языке, чему я удивился еще больше. Как выяснилось позже, в Улан-Баторе «отбоя нет» от иностранцев, поэтому таксисты невольно становятся мультиязычными. «Нет, друг, спасибо, мы группой прилетели, у нас микроавтобус», — нахожу в себе силы отделаться от навязчивого водителя.

Парковка перед аэропортом — очередной контраст. Чередуются солидные дорогие иномарки, владельцы которых усаживаются на заднее сиденье, и потертые японские «праворульки». А вот получасовая дорога до Улан-Батора оставляет желать лучшего. Из плюсов — она освещена, и заправки попадаются даже чаще, чем того требует логика дорожных перемещений. Все остальное — минусы. Отсутствуют светоотражающие ограждения, дорожные знаки, на трассе всего две полосы и обе хорошо разбиты и запылены. Машины из аэропорта двигаются гуськом. Вдруг, слепя дальним светом в зеркала заднего вида и оттесняя сигналами клаксона на обочину встречный поток, проносится огромный, как бегемот, Nissan Patrol с важным монголом за рулем. Спустя пять минут тот же хамский трюк повторяет его соотечественник на новеньком Toyota Land Cruiser, потом еще кто-то на «пятерке» BMW… Впрочем, водитель нашего микроавтобуса из местных и бровью не повел.

Причины такого хладнокровия выяснились позже. Улан-Батор утром, днем и вечером стоит в пробках. Улично-дорожная сеть, проектировавшаяся ранее под меньшие транспортные потоки, в настоящее время просто не справляется с резко возросшим автомобильным парком. Монгольские власти пытаются исправить это как могут, часть центральных улиц получила одностороннее движение, на всех крупных перекрестках стоят регулировщики, сквозной проезд даже официально разрешен в ряде жилых дворов. К примеру, внутридворовая дорога у дома, где я снимал квартиру, имела такую же разметку, как и все городские трассы, и с утра до ночи по ней проносились машины жителей Улан-Батора.

«Пробочная» среда уже успела сформировать в столице Монголии определенную культуру движения — здесь считается допустимым перестроиться из ряда в ряд без предупредительных сигналов, развернуться через сплошную под носом у встречного потока и так далее. Остальные автомобилисты на подобное не реагируют, случись такое в Иркутске — окружающие бы себе уже руки смозолили о клаксон. Сигналить в Монголии принято при переезде перекрестков. Очень часто машины, поворачивающие с одной улицы на другую, не успевают «проскочить» на свой «зеленый» и продолжают ехать на красный. Вот тогда автомобилисты, кому в это время уже открылся разрешающий движение свет, и начинают торопить зазевавшихся сигналами. К этому звуковому фону постоянно примешиваются резкие трели вездесущих регулировщиков. Адская шумовая картина для непривычных иностранцев.

Наглее всех на дорогах себя ведут не владельцы дорогих иномарок, а водители автобусов и троллейбусов. Они не стесняются резко подрезать остальные машины — и это при том, что у общественного транспорта есть выделенная полоса для движения!

Отдельная история с пешеходами. Складывается впечатление, что для монгольских водителей их не существует. Проезжая по двору, они крайне неохотно и в самый последний момент будут притормаживать перед проходящим через дорогу человеком, то же самое касается и при проезде зебр на общегородских магистралях. Кроме того, в Монголии разрешено поворачивать на перекрестке, даже если в это время на нем для пешеходов горит «зеленый». Этим правом все пользуются очень широко, полностью игнорируя тех, кто передвигается на своих двоих.

Как следствие, пешеходы в Монголии собраны, торопливы и очень расчетливы в своих действиях. Хотя наглости некоторым тоже не занимать, переход оживленной улицы вне каких-либо светофоров или зебр — тоже очень распространенное явление.

И еще одно любопытное наблюдение — в Монголии другое правило движения по «кольцу» — преимущество имеет тот, кто на него въезжает, а не тот, кто по нему едет.

Автомобильный парк Улан-Батора едва ли не на 70% состоит из праворульных автомобилей. Наблюдать подобное разнообразие подержанных японок жители Сибири могли лишь лет пять назад. Однако есть и свои особенности — обилие гибридных автомобилей. Такое количество Toyota Prius вы вряд ли встретите в каком-то российском городе. Помимо «приусов» есть и другие аналогичные машины. Обратно в аэропорт я ехал на гибридном Toyota Harrier. Причиной любви к «зеленым» технологиям являются высокие цены на топливо — порядка 40 рублей за литр 92-го бензина. Судя по всему, это же влияет на распространенность в Улан-Баторе и малолитражных машин. Новые иномарки тоже частенько мелькают в потоке. В отличие от российских дорог, тон задают не машины среднего и бюджетного ценовых сегментов (в Монголии охотнее купят за эти деньги более навороченную «праворульку«), а довольно дорогие кроссоверы, внедорожники и седаны премиальных марок.

Нельзя не отметить чисто монгольскую водительскую «фишку». Из-за особенности местного климата грязи на дорогах нет, зато очень пыльно. Соответственно, местные автомобилисты редко бывают на мойках, но возят в багажниках огромные «мохнатые» тряпки, которыми при каждом удобном случае полируют бока и капоты своих средств передвижения.

Кстати, вся эта автомобильно-дорожная экзотика в Монголии может исчезнуть в ближайшие годы. Во-первых, местные власти намерены до 2020 года запретить импорт «праворулек», а также повысить налоги для их владельцев. Ну, а во-вторых, часть иностранных сырьевых инвестиций, наконец, решено потратить на дорожную инфраструктуру. В ближайшие несколько лет планируется существенно обновить не только дорожную сеть страны, но и заняться столицей, где должны появиться в том числе и велосипедные дорожки. Поэтому успевайте взглянуть на монгольский транспортный хаос, пока его еще не начали загонять в цивилизованные рамки.