Молодое древнее искусство

Ансамбль «Степные напевы» как лаборатория национальной бурятской культуры
Статные мужчины и женщины кружатся в танце, двигаясь то плавно, то экспрессивно, будто исполняя шаманский обряд. Эта музыка несет в себе особую энергетику. Она вызывает умиротворение и нечто похожее на дежавю. Может, это и есть память предков? В этих мелодиях — воспоминания о степных ветрах, плеске байкальских волн и беспокойной жизни кочевников.

Больше 40 лет артисты ансамбля песни и танца «Степные напевы» вдохновляют зрителей своим искусством. Коллектив не просто визитная карточка Усть-Ордынского Бурятского округа. Как проводник самобытной национальной культуры, он любим земляками, известен в России и за рубежом. С годами популярность ансамбля, кажется, только возрастает. По-другому и быть не может. То, что несет коллектив, — это настоящее. Прекрасный вокал, самобытная хореография, помноженные на искреннюю любовь к родному краю, к своим корням — источник и залог успеха. «Степные напевы» стали творческой лабораторией национального искусства. По крупицам энтузиасты собирали бурятский фольклор. Не только сохраняли древние мелодии и обряды, но и по-новому их прочитывали. И это уже не просто творчество, а миссия.

Вспомнить истоки

— Все меньше становится хранителей традиционного творчества, и было бы непростительно потерять образцы уходящей культуры. Главной задачей ансамбля стало изучение, сохранение, развитие и популяризация уникального музыкального творчества прибайкальских бурят, — рассказывает директор коллектива Анжелика Толстикова. — Это есть первооснова нашей деятельности, имеющей множество форм и решений — от концертного номера, сценического костюма до спектакля и празднества. Впереди у ансамбля огромная кропотливая работа по систематизации настоящего направления, созданию фольклорного архива. Кто знает эту работу, тот поймет сложность процесса и ее масштаб. Сегодня же, чтоб найти новое, посещаем фольклорные конкурсы, фестивали, обращаемся к трудам фольклористов, где черпаем много ценного материала о традиционной культуре бурятского народа. Обращаемся к трудам наших коллег. Но наиболее действенным остается все же личный контакт. Поэтому небольшие собирательские «экспедиции» мы все же организуем. Какой-то материал остается в аутентичном исполнении, что-то модернизируется. Потребность творческой натуры выплеснуть свою энергию в ритме сегодняшнего дня, заложить свой образ, свое прочтение в материал — это прекрасная возможность приблизить первоисточник к запросам современного зрителя. Это еще и гарантия его сохранения. Порой бывают очень смелые, современные эксперименты в обработке фольклорного материала. Есть работы, которые наиболее глубоко раскрывают его содержание или обогащают материал новыми смысловыми оттенками. Они интересны нашей молодежи, нашему зрителю, востребованы концертным репертуаром. Высокохудожественны вокальные работы Сэсэг Дондоковой. Хочется отметить оркестровые обработки Сай-Су Гомбоевой и наших мастеров горлового пения.

Ансамбль «Степные напевы» неоднократно становился лауреатом российских и зарубежных фольклорных фестивалей.

Фольклор — это, безусловно, наш источник вдохновения. На нем строится основной концертный репертуар, от песни до танца, порой отшлифованный современными приемами, ведь «фольклорный жанр» активно развивается повсеместно.

— Идти со временем в ногу — одна из задач ансамбля, — уверена Анжелика Толстикова. — Сегодня, чтоб привлечь в ряды своих поклонников молодежь, необходимы новаторские идеи, яркие сценические воплощения и аранжировки. В то же время необходимо сохранить дошедший до нас материал в исконном состоянии. И мы не упускаем из виду наш архаичный фольклор — старинные лирико-бытовые, свадебные, застольные песни, плачи, шаманские обрядово-ритуальные песни, исполняемые в характерной вокальной для прибайкальских бурят манере. Именно этот аутентичный репертуар и есть наша изюминка, наша драгоценность. Он был заложен нашими предшественниками, людьми неординарными и разносторонними. В первую очередь это Артур Арзаев, Петр Хамутаев, Эдуард Башханов. Непревзойденные исполнители народной песни — Любовь Ханхасаева, Михаил Федоров. Огромная работа в этой части уже в профессиональном составе была проведена Лилией Таршинаевой.

Сохранение фольклора — это и бережное отношение к своему прошлому, к памяти о людях, которые стояли у истоков творчества государственного ансамбля песни и танца «Степные напевы». Сегодня, как предание, звучит история становления коллектива, которая обрастает все новыми фактами и именами, но я думаю, что эти люди в хронике ансамбля будут всегда на первых страницах, как и ставшие легендарные имена Николая Мухина, Олега Огнева, Юрия Курочкина. И, конечно, имя Владимира Таршинаева, народного артиста республики Бурятия, солиста государственного ансамбля «Степные напевы», памяти которого коллектив проводит межрегиональный конкурс вокалистов. Все они люди невероятного таланта и трудолюбия. К ним притягивались, на них равнялись, они стали оплотом коллектива.

За свой 30-летний период в статусе профессионального, коллектив пережил многое — годы становления, когда закладывалась база для творческого формирования и развития, время творческого подъема, застоя, растерянности. Все трудности артисты пережили с достоинством и верой в себя, понимая, насколько важно для Усть-Ордынского Бурятского округа само существование ансамбля «Степные напевы». Оно складывалось во многом благодаря основателям профессионального коллектива — Лидии Борисовне Бутухановой (первый директор профессионального ансамбля), Маргарите Борисовне Тарбеевой (начальник комитета культуры УОБАО). В свое время, несмотря на организационные сложности, они смогли добиться создания первого в Иркутской области государственного ансамбля песни и танца, воплотив этим мечту многих в жизнь. Благодаря творчеству их детища интерес к бурятской культуре среди жителей Иркутской области действительно вырос. Выросло самосознание земляков и самопознание себя как части бурятского народа. Дело продолжили Аюна Осопова и Валентина Жамбалова, в разные годы стоявшие у руководства ансамбля.

Блеск и слава

А начиналось все так. Ансамбль «Степные напевы» появился в момент формирования в 1976 году творческой делегации от Иркутской области для участия в фольклорном фестивале в немецком Карл-Маркс-Штадте. В самые сжатые сроки нужно было собрать людей, которые могли бы достойно выступить на таком грандиозном мероприятии и показать миру красоту и самобытность бурятской культуры. Успех наших земляков в ГДР не может не восхищать. Остается только догадываться, какая за всем этим стояла колоссальная работа.

— События 1976 года стали отправной точкой летоисчисления ансамбля «Степные напевы». И с того момента нам исполнилось 45 лет. В статусе профессионального коллектива — 30 лет. «Степные напевы» были и остаются своеобразны, интересны, самобытны, — говорит Анжелика Толстикова.

Гордость любого ансамбля — его артисты. Многие, придя в коллектив совсем молодыми, росли вместе с ним, стали его неотъемлемой частью, лицом ансамбля. Это Дарижап Таршинаева, Леонид Будаев, Бато Шарастепанов, Валентина Ободоева, Лариса Намжилова. Вышедшие из артистической среды Татьяна Галсанова (наставник, консультант и педагог артистов), Светлана Журавлева (заведующая гастрольной деятельностью), Людмила Хусаева (балетмейстер) стоят сегодня во главе творческой деятельности учреждения.

В рядах ярких артистов ансамбля «Степные напевы» всегда будут и наши бывшие коллеги — это Баирма Гилязова, Александр Намжилов, Раджана Шабаганова, Василий Кузьмин, Павел Анчиков, Баир Жамбалов.

Молодежь острее других чувствует потребности современных зрителей, поэтому вносит в жизнь коллектива «новую кровь», свежий творческий импульс. С ними легко работать, они составляют основу воплощений многих творческих задумок — Тамара Таршинаева, Туяна Нагаслаева, Анастасия Ханхалаева, Рават Артур, Солбон Жигжитов, Бато Жапов. Подняли престиж ансамбля бурятских народных инструментов Елизавета Ажунова, Алина Добчинова, Марина Батомункуева.

Костяком молодого творческого состава являются Банзар Гомбоев, Солбон Дамбаев, Ирина Николаева, Елена Таршинаева, Владимир Дампилов, Надежда Урбанова.

— Когда мы с супругом узнали, что идет конкурсный отбор в «Степные напевы», подали заявку, и нас сразу пригласили в ансамбль, — рассказывает артистка оркестра Лариса Нам­жилова, заслуженный деятель культуры Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. — В то время я только окончила Улан-Удэнское музыкальное училище им. Чайковского. И с этого момента у нас началась новая жизнь — яркая и динамичная. Наше искусство никогда не устареет. Потому что мы сохраняем традиции национальной культуры. Обретаем новые навыки, опыт, мастерство. Благодаря нашей профессии знакомимся с интересными и талантливыми людьми, видим мир.

Бурятским искусством, представленным артистами ансамбля, восхищались в Германии, Италии, Швейцарии, Монголии, Южной Корее.

— К нам приходит много молодых артистов, и я каждый раз удивляюсь и восхищаюсь их таланту, — признается заслуженный деятель культуры Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Дарижап Таршинаева. — Красивые девушки и парни, целеустремленные, с сильным характером. Они готовы много работать, репетировать, чтобы добиться успехов на нашем нелегком поприще.

— Сразу после педагогического колледжа меня приняли в коллектив, а уже через неделю я выступала на областном культурно-спортивном празднике «Сур-Харбан», — рассказывает артистка балета Тамара Таршинаева. — В нашем ансамбле мы чувствуем себя, как в семье, — много времени мы проводим вместе на репетициях, на гастролях. У нас сложились теплые дружеские отношения. Свой творческий путь я начала в 19 лет. И тогда, и теперь, спустя десять лет, я уверена: работа в «Степных напевах» — это то, о чем я мечтала.

— Я была приглашена в ансамбль артисткой танцевального коллектива. И вскоре даже не могла представить, что могу работать в каком-то другом месте. Конечно, коллектив непростой, но зато какие интересные, увлеченные люди окружают меня. Сегодня я организовываю концертные выступления, гастроли. И все замечания, а чаще слова признательности артистам за концерт, в первую очередь принимаю я. И каждый раз я снова осознаю, какой замечательный у меня коллектив, который, несмотря на неустроенность, трудности проведения репетиций, сложности гастрольной жизни, умеет мобилизоваться. И, конечно, благодарна артистам за их труд, за их любовь к нашему коллективу, — говорит заведующая отделом гастрольно-концертной деятельности Светлана Журнавлева.

Сердце кочевника

Каждое выступление ансамбля «Степные напевы» — это отдельная история со своим сюжетом и героями. Это может быть семейно-бытовая зарисовка, культовая, историческая, эпическая или лирическая сценка. Или волшебное повествование, где сказки и легенды переплетаются с магией, темой космоса и природы. В любой вокально-танцевальной постановке скрыт глубокий сакральный смысл. Нечто таинственное, иррациональное, мистическое, скрытое за обыденными вещами, дающее зрителю ключи для понимания национальной традиции.

Заглянув на репетицию ансамбля, мы увидели, как обсуждается каждая композиция, как рождаются колоритные, трогательные, забавные характеры персонажей. Сначала складывается мелодия, затем под звуки оркестра продумываются движения. Бывает, выучив произведение, исполнители начинают его шлифовать, дополняя новыми музыкальными красками.

— Это непридуманный материал, а те чувства и переживания, что испытывали наши деды и прадеды, — говорит ведущий артист ансамбля Леонид Будаев. — То, что рождалось в их сердце. Наши предки пели о том, что видели, что чувствовали. Боль, страдание, радость, любовь — все свои эмоции они выражали в музыке.

Балетмейстер Людмила Хусаева, заслуженный деятель культуры и искусства Иркутской области, старается передать всю эту палитру чувств языком танца:

— Мы хотим сохранить народное творчество, чтобы оно не исчезло, не стерлось из памяти. Надеемся, что наши дети и внуки будут знать и любить традиционную культуру бурят. Как рождаются танцы? Мы смотрим, как исполняли ёхор раньше, запоминаем определенные движения, жесты, характер, позитуру. Затем развиваем, усложняем их, добавляем какие-то нюансы. Если есть необходимость, обогащаем новыми, современными средствами хореографической выразительности, то есть обрабатываем согласно замыслу. И так постепенно из бытовых и обрядовых движений появляется сценический — народный или стилизованный танец. Но главное в создании танца — все же идейное воплощение постановщика и то, как он станет вырисовывать свое «произведение».

Екатерина Санжиева