Мобильное рабство: между прошлым и будущим

Закон об отмене «мобильного рабства» вступил в силу еще 1 декабря, однако не в полной мере. Период с первого дня зимы до 15 апреля законодатели назвали переходным, дав мобильным операторам время на подготовку нового сервиса. Всего, по данным главы Минкомсвязи Николая Никифорова, менее чем за два месяца в России было подано порядка 57,5 тысяч заявлений о смене оператора, а перенесено более 10 тысяч номеров. В Иркутской области участники рынка заявляют о своей готовности к полноценной качественной и оперативной работе по передаче и приемке абонентов из одной сети в другую, но отмечают, что в Приангарье ажиотажного спроса на эту услугу нет.

Новый закон не ограничивает абонента в количестве переходов от одного оператора к другому без потери номера

Предпосылки и последствия

Номер сотового телефона в наше время менять рискуют не многие. К нему привязаны личные и рабочие контакты, которые значительно растянуты во времени. Наверное, почти каждый человек сможет вспомнить случай, когда ему раздавался звонок из прошлого или сам он вдруг звонил кому-то, с кем жизнь столкнула много лет назад: давно потерянные связи в случае острой необходимости легко восстановить, набрав 11 цифр мобильного номера.

Тем не менее желание поменять оператора, а значит и номер, тоже возникало у многих. Эта тенденция обоснована особенно среди тех, кто обзавелся сотовой связью еще на заре ее появления в России, в конце 90 — начале 2000-х годов, когда во многих регионах было представлено всего по одному, максимум по два оператора. С тех пор условия изменились, сотовики жестко конкурируют на рынке, регулярно снижая цены на услуги связи и предлагая выгодные пакетные предложения. Расширился и список требований клиентов: теперь, с повсеместным распространением смартфонов и планшетов, кроме качественной связи и ее низкой стоимости, они ждут от сотовых компаний высокоскоростной интернет и выгодные пакеты на разные цели — интернет-серфинг и скачивание мультимедиа. В общем, возможность сменить мобильного оператора, не меняя при этом свой номер телефона, ждали многие абоненты. Надежды оправдались в конце прошлого года: с 1 декабря в силу вступил закон об отмене «мобильного рабства».

Официальное название новой услуги звучит как MNP. Это аббревиатура от определения mobile number portability, что с английского переводится как «перенос мобильного номера». Законодатели не стали зверствовать и учредили переходный период, для того чтобы операторы успели с технической точки зрения подготовиться к вводу новой услуги. Согласно описанию процедуры, с 1 декабря 2013 года по 15 апреля 2014 года действует тот самый переходный период, когда отпускать абонента из сети с сохранением номера (становиться оператором-донором) будут обязаны все операторы, а принимать (операторы-реципиенты) в сеть этих абонентов будут те, кто подготовил сеть к внедрению MNP. При этом оператор-реципиент вправе установить дату заключения договора с «переходящим» абонентом самостоятельно, однако не позднее 15 апреля 2014 года или не более чем через 135 дней с момента подачи заявления о переносе номера. А вот с середины апреля срок перехода для клиента будет составлять не более 8 дней после подачи заявления. Предполагается, что операторам хватит 4,5 месяцев, чтобы отработать все системы.

Сейчас, когда после внедрения процедуры прошло почти два месяца, люди распробовали вкус «побега» к более выгодным, на их взгляд, условиям предоставления сотовой связи. Об этом говорит статистка: по данным главы Министерства коммуникации и связи России Николая Никифорова, на 23 января было подано 57,5 тысяч заявлений о переходе от одного оператора к другому, переведено было более 10 тысяч номеров.

Трудности перехода и отсутствие спроса

При подготовке материала SR опросил всех операторов, которые предоставляют услуги на территории Иркутской области. И все они отметили, что уже наладили качественную работу сервисов и готовы совершать перевод/прием номера из одной сети в другую в течение установленных 8 дней для частных лиц. Однако, несмотря на общую готовность, о которой заявляет каждый оператор в отдельности, в целом игроки рынка предупреждают о возможных неполадках при переходе: «Корректность работы всей системы зависит от всех участников рынка — от базы данных перенесенных номеров, платежных систем, от всех операторов — как мобильных, так и фиксированных. Из-за задержек с принятием нормативной базы все участники рынка вступили в активную фазу тестирования только в декабре, и в рамках переходного периода реализации MNP абоненты всех операторов, которые решили воспользоваться новой услугой, после переноса номера могут испытывать проблемы с корректностью прохождения звонков, доставки mms-сообщений, услуг мобильного интернета, контент-сервисов, услуг роуминга. Абоненты могут столкнуться со сложностями при пополнении счета, невозможностью осуществления звонков с фиксированных сетей и сетей зарубежных операторов связи из-за отсутствия порядка регламентов взаимодействия с ними», — предупредила пресс-секретарь МТС в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири Анна Лысенко. Об этом же заявляют и в БВК: «Технически и сейчас, не дожидаясь 15 апреля, смена оператора в восьмидневный срок возможна и реальна. Однако нет гарантии, что абсолютно все сервисы сохранят работоспособность после перехода: роуминг, мобильный банк… Именно поэтому был определен «день икс» 15 апреля, к которому операторы должны разрешить все возникающие технические проблемы, которые уже известны и выяснятся, что называется, опытным путем».

Несмотря на возможные проблемы, в Иркутской области столкнуться с ними может очень небольшое число абонентов. По весьма простой причине: низкая востребованность новой услуги со стороны населения.

Первым оператором в Приангарье, который опробовал новый закон на себе, стало ЗАО «Байкалвестом»: 19 декабря 2013 года они приняли чужого абонента в свою сеть. Однако критического показателя по оттоку абонентов или рекордных данных по их притоку в компании не наблюдают. «С момента вступления закона в силу общее количество заявок в обоих направлениях — как на «уход» от нас, так и на «приход» к нам — даже не превысило цифру в 500 обращений. Фактически совершившихся переходов в 10 раз меньше. Таким образом, на фоне консолидированной абонентской базы компании в 2,7 млн пользователей количество желающих сменить оператора не представляется критичной величиной», — пояснили в пресс-службе компании. «Согласно внешнему исследованию ETSI Ratings, порядка 21% абонентов операторов заинтересованы в переносе номера. Наши собственные оценки количества заинтересованных в этой услуге абонентов совпадают с оценкой ETSI. Порядка 20% абонентов думают о смене оператора. Но при этом нужно понимать, что количество воспользовавшихся услугой будет меньше, чем количество абонентов, потенциально заинтересованных в ней», — уверены в Иркутском региональном отделении компании «МегаФон».

В Иркутском филиале ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн«) также отметили, что не отмечают ажиотажного спроса на услугу MNP. «Пока анализировать статистику переходов рано. По нашим прогнозам, возможный отток будет восполнен притоком из других сетей», — прокомментировали в компании, отметив, что первого абонента из чужой сети здесь приняли 15 января. В МТС также сообщили, что не наблюдают активного спроса на новинку.

Корпоративный сегмент: первые скандалы

Воспользоваться услугой MNP могут не только физические лица, но и юридические. Для них процесс перехода абсолютно аналогичен тому, как услугой пользуются частные клиенты, но занимает больше времени — в законе прописан срок в 29 дней. Операторы отметили, что в Иркутской области среди частных клиентов также не замечено активного желания сменить компанию-поставщика услуг мобильной связи. Однако эксперты отмечают, что здесь свою роль могла сыграть некоторая инертность рынка: из-за того, что закон вступил в силу лишь в конце года, организации могли не сориентироваться и не успеть объявить конкурс на выбор подрядчика по оказанию услуг. В будущем же за счет тендеров компании смогут выигрывать приличные суммы: в борьбе за серьезный контракт в рамках аукциона операторы могут значительно снизить цену услуги. Яркий пример этого уже есть. Так, Совет Федерации с 1 января сменил оператора с МТС на «МегаФон»: последний стал победителем торгов на право заключения госконтракта, предложив стоимость договора в размере 21,89 млн рублей при стартовой цене 29 млн. Контракт предусматривает оказание услуг сотовой связи 700 абонентам. Отдельно было прописано требование о возможности сохранения действующих телефонных номеров с использованием MNP.

Пожалуй, именно сенаторы из Совета Федерации одни из первых ощутили на себе несовершенство нового законодательства. Оказалось, что к середине января компания МТС не передала «МегаФону» около 450 номеров телефонов членов СФ. В МТС сослались на то, что все поданные заявки не могли быть обработаны не только ими, но и базой данных перенесенных номеров в силу ряда вопросов на стороне оператора. Сейчас в ситуации разбирается Федеральная антимонопольная служба, которая увидела в этих действиях «акт недобросовестной конкуренции» со стороны МТС. Сыграет ли свою роль то, что скандал проходил в рамках переходного периода, неизвестно.

В Иркутском региональном отделении компании «МегаФон» опасаются негативных последствий таких скандалов: «Популярность услуги MNP среди клиентов сегмента b2b будет возрастать только при положительной практике перенесения номеров, поэтому мы рассчитываем на добросовестное отношение к заявкам пользователей со стороны всех участников процесса. На федеральном уровне были инциденты, когда намеренно затягивались сроки рассмотрения заявки оператором, от которого уходит корпоративный абонент. В Иркутской области таких инцидентов не было».

Ты мне — я тебе?

Федеральные аналитики отмечают, что в целом по стране сотовые операторы ведут бой за каждого клиента, любыми путями отказываясь отпускать его из своей базы. Чаще всего для этого используются формальные методы, например, отказ в переходе из-за несовпадения регистрационных данных в заявке с теми, которые были указаны при покупке сим-карты. Это нечестный метод, который нарушает законы здравого смысла: люди взрослеют и меняют паспорта, женятся и разводятся, меняя фамилии, в конце концов, просто теряют документы.

В Иркутской области скандалов с переходом абонентов от одной компании в другую не было, уверяют операторы. Однако проблемные моменты все же встречаются. Так, отметили в БВК, они сталкивались с недобросовестным исполнением федерального закона. «К сожалению, нам известны случаи, когда некоторые операторы используют разного рода уловки, чтобы не отпустить абонента в нашу сеть. Например, ссылаются на то, что количество пробелов в персональных данных, полученных ими при регистрации договора с абонентом, и в заявлении, поданном абонентом, не совпадает. Можно ли это назвать нарушением указанных в законе норм об обязательном совпадении персональных данных в договоре об оказании услуг связи и в заявлении на смену оператора — вопрос риторический. Насколько нам известно, по этой теме абонентами уже были направлены обращения в Федеральную антимонопольную службу», — сообщили в компании.

Борьба мобильных операторов за клиентов — закономерное явление на рынке с жесткой конкуренцией, каким является телекоммуникационный сегмент. Здесь в ход идут разные методы. Так, компании заявили о своей готовности узнавать у абонента о причинах, по которым он решил уйти к другому оператору, и искать компромиссный вариант. Правда, такая возможность у них будет не всегда. Дело в том, что по закону заявление на переход подается оператору-реципиенту, то есть принимающей стороне. Оператор-донор узнает о потере абонента только по приходу заявки из Центральной базы портируемых номеров (ЦБПН).

Также операторы с удовольствием узнают, почему абоненты переходят к ним от других компаний. В «Билайне» пояснили, что среди основных причин перехода к ним клиенты называют желание выбрать более выгодный тариф, присоединиться к оператору, чьими услугами пользуется большинство близких, а также желание получать более качественные услуги.

Внедрение услуги MNP в России обсуждалось в течение нескольких лет, и сотовые операторы очень активно протестовали против ее запуска на рынке. У некоторых компаний и сейчас есть опасению по поводу ее появления: «Наше главное опасения — что абоненты будут разочарованы услугой MNP, если она не будет корректно работать на старте. А такая вероятность, в силу неготовности ряда игроков, обусловленной не финализированной нормативно-правовой базой, сжатыми сроками ввода MNP и отсутствием полноценного тестирования, к сожалению, существует», — подчеркнули в «Вымпелкоме». Тем не менее после исправления ряда технических сложностей, с которыми столкнулись операторы, бизнес должен войти в привычную колею, уверены эксперты. «Мы считаем, что запуск MNP не окажет существенного влияния на динамику абонентской базы, это также видно по другим странам, где инициатива MNP уже реализована и работает в полном объеме», — отметили в МТС.

В контексте

Что нужно знать о MNP

Абонент (физическое лицо) может указать любую желаемую дату перехода от одного оператора к другому не раньше восьмого и не позднее 180-го дня со дня подачи заявления. Если он не указывает дату, то перенос назначается на 8-й день. Заявление на перенос номера может подать только человек, который заключил договор об оказании услуг связи с использованием данного номера. Поэтому необходимо иметь при себе паспорт или доверенность, по которой может действовать представитель владельца переносимого номера.
Паспортные данные абонента при подаче заявления должны полностью совпадать с паспортными данными абонента, находящимися в базе данных оператора.
Для успешного переноса номера на данном договоре у текущего оператора не должно быть долгов, номер не должен быть заблокирован. Погасить задолженность у оператора-донора можно в течение одного-четырех дней (разные операторы дают на это разное время).
Переноситься могут только федеральные, но не городские номера в пределах одного субъекта страны. Дополнительные городские «прямые» номера, выделенные абонентам в дополнение к федеральным, переносу не подлежат. Также невозможен перенос номера из одного субъекта РФ в другой.
Количество переходов абонента от одного оператора к другому не ограничено, однако повторный переход может быть осуществлен не ранее, чем через 70 дней после предыдущего перехода.
Чтобы рассмотреть все нюансы, нужно время. В течение восьми дней проверяются все данные абонента согласно его заявлению. К числу определенных правовых ограничений также можно отнести использование корпоративных тарифов физическим лицом. Такой номер может быть перенесен только по заявлению организации, которая заключила договор с оператором связи, и в дальнейшем будет юридически принадлежать этой же организации.
С введением услуги MNP могут возникнуть трудности при оплате звонков. Так, проблемы ждут тех людей, которые, не зная, что вызываемый абонент сменил оператора, звонят им из роуминга. Как известно, в роуминге наиболее дешевые звонки идут внутри домашней сети. Теперь перед совершением вызова следует проверить принадлежность номера телефона к той или иной сети. Для упрощения процедуры некоторые операторы уже запустили внутреннюю услугу, которая позволяет получить необходимую информацию. Кроме того, на сайте оператора Центральной базы данных перенесенных номеров действует форма, посредством которой можно узнать, какому из операторов принадлежит номер.
Получить информацию можно по адресу: http://np.zniis.ru