Мне бы в небо

В отличие от иных спортивных дисциплин, спортивные полеты на сверхлегкой авиации (СЛА) сопряжены с немалыми юридическими трудностями. Перемещение в воздухе любых летательных аппаратов строго регламентируется Воздушным кодексом РФ. За нарушение правил использования воздушного пространства, в том числе за несанкционированный полет, транспортная прокуратура привлекает к административной, а в случае ущерба здоровью людей или других объектов — к уголовной ответственности.
Для того чтобы научиться летать на дельтаплане, достаточно пары недель подготовки. Фото Евгения Козырева

Для того чтобы научиться летать на дельтаплане, достаточно пары недель подготовки. Фото Евгения Козырева

Для занятий летным спортом нужно официально состоять в соответствующей спортивной организации. В Бурятии единственное объединение такого рода — региональная общественная организация «Федерация сверхлегкой авиации Республики Бурятия «Байкальские крылья». Эта организация имеет в своем распоряжении единственный в Восточной Сибири зарегистрированный пара-дельтадром «Гора Казачья», предназначенный для выполнения полетов на всех типах сверхлегких воздушных судов. Также федерация имеет соответствующую государственную аккредитацию Республиканского агентства по физической культуре и спорту.

В деле покорения воздушного пространства члены федерации всегда помогут новичкам советом по освоению летного дела. Эта организация и создавалась с целью объединения в единую организацию самостоятельных пилотов, чтобы создать условия для всех желающих заниматься полетами на СЛА под присмотром опытных инструкторов. Чтобы стать членом федерации, нужно внести вступительный взнос 500 рублей для студентов и 1 тыс. рублей для работающих плюс ежегодный членский взнос в размере 1 тыс. рублей.

Серьезных медицинских противопоказаний для занятий этим видом спорта нет — летать на этих аппаратах может любой здоровый человек. Обучение начинается «с нуля» — какой-то особой предварительной подготовки не требуется. Приобретать поначалу ничего не надо: «Байкальские крылья» предоставят в аренду снаряжение для обучения. Однако для серьезных занятий впоследствии нужно приобрести собственный летный комплект.

Новое парапланерное крыло стоит от 60 тыс. рублей, дельтаплан — около 120 тыс. рублей. Можно взять крыло б/у по низкой цене — для первоначального обучения и начальных самостоятельных полетов в пределах 12-25 тыс. руб. Главное, чтобы ткань не была сильно изношенной, ведь потертое крыло имеет повышенную воздухопроницаемость и годится только для наземных тренировок, летать на нем опасно.

К парапланерному крылу требуется подвесная система для человека. Это гибрид рюкзака и кресла. Новая подвесная система для параплана стоит около 12-15 тыс. рублей. А б/у в хорошем состоянии обойдется в пределах 3-7 тыс. руб. В дальнейшем после получения уверенных навыков пилотирования и с началом полетов в усложненных условиях потребуется прибор под названием вариометр, который предназначен для измерения высоты полета, скорости изменения высоты.

Продвинутые модели могут замерять скорость и примерную дальность полета. Стоимость вариометра в зависимости от модели и набора функций находится в ценовом коридоре от 1 до 9 тыс. рублей. Все снаряжение можно приобрести только через интернет-магазины.

Предпочтительнее иностранные производители, которые более современны в технологическом плане. На Западе воздушный спорт более популярен и оснащается новейшим снаряжением.

Новичку лучше брать крыло учебного класса «стандарт», следующие классы крыльев Perfomance и Competition уже требуют опыта. Перед приобретением лучше посоветоваться в »Байкальских крыльях». Помимо консультации здесь помогут подобрать подходящее крыло через свои связи.

Одежда для полетов — любой удобный для спорта костюм (лучше комбинезон), теплый и непродуваемый, желательно без деталей, способных за что-нибудь зацепиться. Под низ лучше надевать теплую одежду или термобелье: на высоте от 1,5 км очень холодно. Голову можно утеплить шапкой-балаклавкой. На руки — перчатки, сойдут и матерчатые строительные. Обязательными предметами экипировки являются защитный шлем (подойдет мотоциклетный и горнолыжный) и ботинки-берцы (для защиты голеностопа в случае жесткой посадки). Нужны и ветрозащитные очки.

Процесс обучения производится в соответствии с Курсом учебной летной подготовки спортсменов — парапланеристов и длится в среднем четыре дня — два для освоения теории, два — на практическую часть. Теоретическая часть включает изучение устройства СЛА, принципов и правил выполнения полетов, авиационную метеорологию, оказание первой помощи.

Практическая часть — наземные тренировки с крылом, подлеты и учебные полеты.

Для освоения дельтаплана понадобится на два дня больше из-за сложности предмета. Еще дольше происходит изучение дельталетов и мотопарапланов. Моторизованные аппараты осваиваются, как правило, после полетов на обычных.

В Бурятии в настоящее время нет инструкторов, имеющих право обучать этим видам спорта. Это связано с тем, что необходимая аттестация подготовленных пилотов, которая проводится только в Москве. Она требует значительных финансовых средств — порядка 50 тыс. руб. на одного инструктора, не считая проезда и проживания. «Впрочем, закон не запрещает обучаться самостоятельно, советуясь при этом с опытными людьми, — говорит руководитель федерации Александр Мешалкин. — Присмотр бывалых спортсменов необходим, чтобы избежать ошибок, травм и вообще, чтобы впитать культуру летного дела».

Кроме того, федерация имеет право аттестовать спортсменов — членов федерации по выполнению норм и требований Единой всероссийской спортивной квалификации и по результатам присваивать соответствующие спортивные разряды по видам спорта СЛА.

Летным спортом интересуется и молодежь, и ветераны. 24-хлетняя Юлия Коренева летает на параплане уже полтора года. «В небо тянуло всегда, — говорит она. — Я пробовала заниматься парашютным спортом, но это оказалось немного не то. Хотелось именно летать. Парапланеризм позволил мне осуществить мечту». 54-хлетний водитель Владимир Тугаринов тоже всю жизнь мечтал освоить летный спорт, но возможность осуществить желание появилась только в солидном возрасте. Сейчас он самый пожилой парапланерист Бурятии. «К нам идут романтики, — говорит Александр Мешалкин. — Люди особого душевного склада. Таковых больше среди поколения, выросшего в СССР. А нынешняя молодежь более прагматична в своих интересах».