Мне бы в небо
Для того чтобы научиться летать на дельтаплане, достаточно пары недель подготовки. Фото Евгения Козырева
Для занятий летным спортом нужно официально состоять в соответствующей спортивной организации. В Бурятии единственное объединение такого рода — региональная общественная организация «Федерация сверхлегкой авиации Республики Бурятия «Байкальские крылья». Эта организация имеет в своем распоряжении единственный в Восточной Сибири зарегистрированный пара-дельтадром «Гора Казачья», предназначенный для выполнения полетов на всех типах сверхлегких воздушных судов. Также федерация имеет соответствующую государственную аккредитацию Республиканского агентства по физической культуре и спорту.
В деле покорения воздушного пространства члены федерации всегда помогут новичкам советом по освоению летного дела. Эта организация и создавалась с целью объединения в единую организацию самостоятельных пилотов, чтобы создать условия для всех желающих заниматься полетами на СЛА под присмотром опытных инструкторов. Чтобы стать членом федерации, нужно внести вступительный взнос 500 рублей для студентов и 1 тыс. рублей для работающих плюс ежегодный членский взнос в размере 1 тыс. рублей.
Серьезных медицинских противопоказаний для занятий этим видом спорта нет — летать на этих аппаратах может любой здоровый человек. Обучение начинается «с нуля» — какой-то особой предварительной подготовки не требуется. Приобретать поначалу ничего не надо: «Байкальские крылья» предоставят в аренду снаряжение для обучения. Однако для серьезных занятий впоследствии нужно приобрести собственный летный комплект.
Новое парапланерное крыло стоит от 60 тыс. рублей, дельтаплан — около 120 тыс. рублей. Можно взять крыло б/у по низкой цене — для первоначального обучения и начальных самостоятельных полетов в пределах 12-25 тыс. руб. Главное, чтобы ткань не была сильно изношенной, ведь потертое крыло имеет повышенную воздухопроницаемость и годится только для наземных тренировок, летать на нем опасно.
К парапланерному крылу требуется подвесная система для человека. Это гибрид рюкзака и кресла. Новая подвесная система для параплана стоит около 12-15 тыс. рублей. А б/у в хорошем состоянии обойдется в пределах 3-7 тыс. руб. В дальнейшем после получения уверенных навыков пилотирования и с началом полетов в усложненных условиях потребуется прибор под названием вариометр, который предназначен для измерения высоты полета, скорости изменения высоты.
Продвинутые модели могут замерять скорость и примерную дальность полета. Стоимость вариометра в зависимости от модели и набора функций находится в ценовом коридоре от 1 до 9 тыс. рублей. Все снаряжение можно приобрести только через интернет-магазины.
Предпочтительнее иностранные производители, которые более современны в технологическом плане. На Западе воздушный спорт более популярен и оснащается новейшим снаряжением.
Новичку лучше брать крыло учебного класса «стандарт», следующие классы крыльев Perfomance и Competition уже требуют опыта. Перед приобретением лучше посоветоваться в »Байкальских крыльях». Помимо консультации здесь помогут подобрать подходящее крыло через свои связи.
Одежда для полетов — любой удобный для спорта костюм (лучше комбинезон), теплый и непродуваемый, желательно без деталей, способных за что-нибудь зацепиться. Под низ лучше надевать теплую одежду или термобелье: на высоте от 1,5 км очень холодно. Голову можно утеплить шапкой-балаклавкой. На руки — перчатки, сойдут и матерчатые строительные. Обязательными предметами экипировки являются защитный шлем (подойдет мотоциклетный и горнолыжный) и ботинки-берцы (для защиты голеностопа в случае жесткой посадки). Нужны и ветрозащитные очки.
Процесс обучения производится в соответствии с Курсом учебной летной подготовки спортсменов — парапланеристов и длится в среднем четыре дня — два для освоения теории, два — на практическую часть. Теоретическая часть включает изучение устройства СЛА, принципов и правил выполнения полетов, авиационную метеорологию, оказание первой помощи.
Практическая часть — наземные тренировки с крылом, подлеты и учебные полеты.
Для освоения дельтаплана понадобится на два дня больше из-за сложности предмета. Еще дольше происходит изучение дельталетов и мотопарапланов. Моторизованные аппараты осваиваются, как правило, после полетов на обычных.
В Бурятии в настоящее время нет инструкторов, имеющих право обучать этим видам спорта. Это связано с тем, что необходимая аттестация подготовленных пилотов, которая проводится только в Москве. Она требует значительных финансовых средств — порядка 50 тыс. руб. на одного инструктора, не считая проезда и проживания. «Впрочем, закон не запрещает обучаться самостоятельно, советуясь при этом с опытными людьми, — говорит руководитель федерации Александр Мешалкин. — Присмотр бывалых спортсменов необходим, чтобы избежать ошибок, травм и вообще, чтобы впитать культуру летного дела».
Кроме того, федерация имеет право аттестовать спортсменов — членов федерации по выполнению норм и требований Единой всероссийской спортивной квалификации и по результатам присваивать соответствующие спортивные разряды по видам спорта СЛА.
Летным спортом интересуется и молодежь, и ветераны. 24-хлетняя Юлия Коренева летает на параплане уже полтора года. «В небо тянуло всегда, — говорит она. — Я пробовала заниматься парашютным спортом, но это оказалось немного не то. Хотелось именно летать. Парапланеризм позволил мне осуществить мечту». 54-хлетний водитель Владимир Тугаринов тоже всю жизнь мечтал освоить летный спорт, но возможность осуществить желание появилась только в солидном возрасте. Сейчас он самый пожилой парапланерист Бурятии. «К нам идут романтики, — говорит Александр Мешалкин. — Люди особого душевного склада. Таковых больше среди поколения, выросшего в СССР. А нынешняя молодежь более прагматична в своих интересах».