Mitsubishi Outlander PHEV: двоякодышащий

Идея была хороша: раз машина электрическая, то и снимать ее нужно на фоне мощного энергообъекта — к примеру, Иркутской ГЭС. Мы не учли одного, ГЭС — объект стратегический, это весьма доходчиво нам пояснили стражи плотины, появившиеся в разгар фотосъемки. Заветные кадры пришлось удалить. Впрочем, новинка от Mitsubishi оказалась некапризной натурой, способной впечатлить не только внешне, но и своей внутренней сутью в любых интерьерах и обстоятельствах.

Автомобиль на электротяге сегодня чаще всего — асфальтовая история, а этот «Аутлендер» способен заехать на грунтовку, пробороздить глубокий снег, съехать в овраг и выбраться из него и при этом не издать почти ни звука, ни облачка выхлопа.

Экологи одобрят

Защитники природы — люди, способные волноваться по малейшему поводу. Градус волнений особенно нарастает (и совершенно справедливо), когда речь заходит о выездах на природу на автомобилях. Беспокойство вызывает состояние флоры, способной зачахнуть от ядовитых выхлопов, здоровье птиц, белок и прочей живности, страдающих от чужеродных звуков. Однако аксиома «машина + природа — это плохо» справедлива не всегда.

Представьте живописный подлесок, тишина, только птицы чирикают, как вдруг по грунтовой дороге проносится крупный кроссовер — практически бесшумно. Все так же чирикают не потревоженные птицы, все так же искрится снег без малейшего следа от копоти. Новые технологии впечатляют. Автомобиль на электротяге сегодня чаще всего — асфальтовая история, а этот «Аутлендер» способен заехать на грунтовку, пробороздить глубокий снег, съехать в овраг и выбраться из него и при этом не издать почти ни звука, ни облачка выхлопа. Серьезно! Outlander PHEV — первый в истории всех наших зимних тест-драйвов автомобиль, ради статичных съемок которого не потребовалось глушить двигатель. Обычно это приходится делать, потому что белесые пары выхлопа от обычного двигателя способны испортить самую красивую картинку. Что же касается звуков: представляете, как приглушенно шумит пылесос за стеной в соседней квартире? Примерно с таким уровнем «громкости» способен передвигаться «электро-Аутлендер» в размеренном темпе. В машине предусмотрена специальная система имитации звука двигателя внутреннего сгорания (AVAS) — будет нелишней на участках дорог, где много рассеянных пешеходов.

Конечно, если водителю Outlander PHEV захочется ускориться, преодолеть крутой подъем, заложить вираж на снежной целине, то звук будет звучать громче. Ну, а что же касается рева бензинового мотора, который в этом «Аутлендере» также присутствует, то окружающие его услышат только в совсем редких случаях. Почему? Разберемся в теории этой модели.

PHEV расшифровывается как Plug-in Hybrid Electric Vehicle. Это означает, что Outlander принадлежит к редкому пока последовательному типу гибридов. Большинство из нынешних гибридных машин относятся к параллельному типу. Электромотор в них служит лишь «бонусом» к ДВС и берет на себя тягу чаще всего при стартах, торможениях, в редких случаях может везти машину и самостоятельно, но на невысокой скорости и на небольших отрезках. Последовательный же гибрид использует двигатель внутреннего сгорания в большинстве случаев как источник питания для генераторов, вращающих электромоторы. В случае с Outlander PHEV инженеры постарались максимально усовершенствовать этот вид гибрида, чтобы получить уникальный автомобиль.

Итак, на передней и задней осях этого автомобиля расположено по одному электромотору на 60 кВт (82 л.с.) каждый, под полом — емкая батарея (12 кВтч), под капотом — двухлитровый бензиновый двигатель мощностью 121 л.с. В более чем 90% случаев колеса вращают именно электромоторы, создавая также постоянный полный привод, который контролирует система S-AWC (известная по Mitsubishi Lancer Evo). В зависимости от дорожных условий, скорости и уровня заряда батареи Outlander PHEV может передвигаться в трех режимах, причем автоматически переключаться между некоторыми из них. Два из них стоит, наверное, отнести к разряду «крайней необходимости». Так, режим EV — чистая электротяга, в этом состоянии автомобиль может проехать до 52 км, разгоняясь вплоть до 120 км/ч. Режим Parallel Hybrid Mode включается при резких ускорениях, на скорости свыше 120 км/ч или при полностью разряженной батарее — в нем как раз на полную мощь задействуется ДВС, вращающий передний привод. Основной же режим работы Outlander PHEV — тот самый последовательный Series Hybrid Mode, при котором основную работу выполняют электродвигатели, а ДВС лишь служит для их подзарядки. Кстати, батарею «Аутлендера» можно заряжать несколькими способами — при помощи специального кабеля, входящего в комплект, от бытовой сети (полный заряд обеспечен за 5 часов), методом «быстрой зарядки» с помощью специального разъема (до 80% за 30 минут). При отсутствии внешних источников питания зарядить батарею можно от ДВС — на ходу или на стоянке (80% за 40 минут), для этого нужно нажать кнопку Charge на центральной панели. Кроме того, есть еще один способ — рекуперация энергии при торможении, ее уровень можно отрегулировать подрулевыми лепестками.

При отсутствии трансмиссии этот автомобиль позволяет разгоняться без всяких провалов — ведь электромоторы выдают максимальный крутящий момент практически с нулевых оборотов. Однако, в отличие от троллейбуса, «Аутлендер» не шумит на ходу — этому способствует тихая работа электродвигателей и улучшенная шумоизоляция, хорошо отсеивающая большинство остальных звуков снаружи.

И еще несколько цифр — согласно паспортным данным, в смешанном режиме гибридный «Аутлендер» потребляет всего лишь 1,9 литров топлива на каждые 100 км. Согласно подсчетам производителя, полного бака (45 литров) и 100% заряженной батареи хватит, чтобы проехать до 880 км! К сведению экологов — выбросы CO2 в этой модели составляют 44 г/км — это в три с лишним раза меньше, чем на бензиновом «Аутлендере» с самым скромным двухлитровым двигателем.

Как личный троллейбус, только лучше

На троллейбусе практически все ездили, хотя бы раз в жизни. Наверняка каждого впечатляло, как этот неповоротливый с виду транспорт способен резко набирать скорость. Outlander PHEV в движении дарит похожие ощущения. При отсутствии трансмиссии этот автомобиль позволяет разгоняться без всяких провалов — ведь электромоторы выдают максимальный крутящий момент практически с нулевых оборотов. Однако, в отличие от троллейбуса, «Аутлендер» не шумит на ходу — этому способствует тихая работа электродвигателей и улучшенная шумоизоляция, хорошо отсеивающая большинство остальных звуков снаружи.

Понравилась и управляемость автомобиля — благодаря расположенным в днище батареям центр тяжести «Аутлендера» ниже, чем у его бензиновых вариаций, это придает большую уверенность в поворотах, гарантирует меньше кренов. Кстати, все те же батареи добавили почти 300 кг к общей массе модели (по сравнению с бензиновой версией), вследствие чего инженерам пришлось увеличивать жесткость кузова и перенастраивать подвеску. Изменения пошли на пользу, более тяжелый «электро-Аутлендер» в итоге стал вести себя более солидно на различных неровностях, с благородством и невозмутимостью проглатывая ямки и трещины.

В общем, впечатлений по итогам теста набралось немало, впору говорить о том, что эта модель вполне способна перевернуть представление об автомобиле в массовом сегменте. Остается добавить еще пару моментов.

Не такой, как все

Mitsubishi позиционирует Outlander PHEV как первый гибридный кроссовер (по версии производителя — электрический внедорожник). Дотошный читатель наверняка спросит, а что насчет кроссоверных гибридов, которых полно в соседней Монголии, не говоря уже о странах Запада? Ответим, что в России Mitsubishi стал первым массовым производителем, кто смог не только сертифицировать подобный автомобиль в России, но и начать его реализацию в конце прошлого года. Второй логичный вопрос — как быть с некоторыми премиальными японскими и немецкими кроссоверами, которые сейчас продаются у дилеров и носят приставку «H» в индексе, также гордо именуясь гибридными. Может ли таким образом Outlander PHEV, хоть и относящийся к доступному многим ценовому сегменту, претендовать на статус «первого»? Еще как может! Outlander PHEV — единственный в своем роде кроссовер, объединяющий преимущества чисто электрических и гибридных автомобилей. У этой модели есть как ДВС, позволяющий подзаряжать батареи, питающие электромоторы, так и розетка, с помощью которой батарейку можно зарядить от сети. Это означает, что «электро-Аутлендер» лишен недостатков, присущих его формальным «коллегам» — он не «привязан» к розетке, в отличие от электромобилей, и способен гораздо дольше и быстрее передвигаться на 100% электротяге (так как обладает последовательной, а не параллельной гибридной схемой).

Несколько лет назад, когда производители для себя решили: «пора переходить в 21 век, выпускать электрокары и гибриды», покупатели не очень-то спешили подхватывать новые тенденции. Думается, что дело вовсе не в консерватизме или нехватке соответствующей инфраструктуры для обслуживания таких моделей. Просто производители немного перегибали палку, заигрывая с видением будущего и выпуская на рынок чересчур футуристичные авто — сильно на любителя. Лишь относительно недавно, когда гибриды и электромобили стали отличаться от своих чисто бензиновых собратьев лишь специальным шильдиком на корме или передних крыльях, их продажи пошли активней.

Mitsubishi Outlander PHEV внешне напоминает привычный «Аутлендер». Хотя несколько отличий в экстерьере налицо — немного иная форма бамперов, решеток радиатора, боковых накладок, больше светодиодных элементов. Плюс специальные шильдики на корме и передних крыльях. Самые внимательные разглядят по бокам кузова два лючка — под одним скрывается привычная горловина бензобака, под другим — розетки для подзарядки электробатареи. А что однозначно выделит автомобиль в потоке — оригинальный окрас. Светло-голубой оттенок, называемый производителем Technical Silver, можно назвать «электрическим» — что-то подобное встречается на городских компактных машинках, но для кроссовера подобная расцветка — большая редкость. Как и большая удача — немаленький, в общем-то, по размеру Outlander в таком окрасе выглядит изящнее и интереснее.

Практичная игрушка

Первая мысль после посадки в салон — простоват интерьер. Сдержанные цвета, немаркий пластик отделки, аккуратные, качественные, но самые обыкновенные сиденья. Добротный, эргономичный, с хорошей водительской посадкой и обзорностью, внушительным запасом пространства для пассажиров и грузов автомобиль.

Но у PHEV есть особая изюминка — его техническая начинка, отодвигающая практичную обыденность интерьера на второй план. Это как раз то, что позволяет осознать — ты передвигаешься на автомобиле наступившего будущего. Перед каждым из автолюбителей (имеющим деньги на приобретение только одной машины) всегда будет стоять мучительный выбор: приобрести практичное средство передвижения на каждый день, либо автомобиль-игрушку, такой, что будет каждый день радовать владельца своей неповторимостью. В этом плане приобретение Mitsubishi Outlander PHEV — поистине соломоново решение.

Что же касается цены модели, то не будем приводить какие-то точные стоимостные параметры, ведь курс валют нестабилен — уже через месяц прайсы в автосалонах могут поменяться как в большую, так и в меньшую сторону. Впрочем, если вы хотите прицениться к этому электро­внедорожнику, то учитывайте, что выложить за него придется примерно столько же, как и за Mitsubishi Pajero IV в средней или топовой комплектации. Надо понимать, что вся наценка «прячется» в высокотехнологичной начинке модели.

Не лишним будет напомнить, что Outlander является стратегической моделью для компании Mitsubishi. В прошлом году мы неоднократно писали, что эта модель в продажах ставит рекорд за рекордом. По итогам года в России было реализовано около 29 тыс. «Аутлендеров» (на 2,5 тыс. больше, чем в 2013 году), на модель пришлось более трети продаж от всей линейки Mitsubishi.