«Мистическую энергетику Байкала надо почувствовать!»

«Если одним словом охарактеризовать состояние туристической отрасли в регионе, я бы определила ее как «формирующуюся». Хотя многое для комфортного приема гостей в области уже есть: профессиональные туроператоры, кадры с многолетним опытом работы, интересные объекты «с историей» и самые разные средства размещения — гостиницы, турбазы, хостелы, — говорит Екатерина Сливина. — Иркутская область развивает туризм уже больше 50 лет. Но сейчас с ростом турпотока, нам тоже необходимо наращивать сервис и инфраструктуру, качественно и количественно. На это направлены наши усилия». По словам руководителя регионального агентства по туризму, требования клиентов к работе компаний, представляющих индустрию гостеприимства, постоянно повышаются. Во-первых, регион посещает все больше иностранных туристов, да и российские путешественники, видавшие мир, привыкли к высоким стандартам.

— Несмотря на то что инфраструктура, способная принять 2-3 миллиона туристов в год, в Иркутской области еще формируется, число желающих побывать на Байкале стремительно приближается к этой цифре, верно?

— Интерес к региону огромный. Пока он действительно опережает темпы создания инфраструктуры. Но власти совместно с активными представителями бизнеса и общественности прорабатывают стратегию развития туризма в регионе. Мы видим текущие цифры и понимаем потенциал, который было бы глупо не использовать.

Так, за 2015 год на Байкале побывало порядка 1,4 млн туристов. А за 9 месяцев 2016 года турпоток в Иркутской области увеличился на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 957 тыс. человек. Стоит отметить, что количество иностранных туристов выросло на 48%, к нам приехало 116,9 тыс. зарубежных гостей.

Екатерина Сливина: «Как говорят мои знакомые москвичи, несколько дней на Байкале заменяют двухнедельный отпуск на море».

— То есть в турпотоке преобладают наши соотечественники?

— Да, на Байкал в сезон летних отпусков охотно приезжают жители близлежащих территорий — Республики Бурятия, Забайкальского и Красноярского края, Новосибирской области. В этом году туроператоры также отмечают, что туры в наши края стали популярны у дальневосточников. Ну и, конечно, отдых на заповедных байкальских берегах всегда очень привлекательно выглядел для тех, кто устал от мегаполисов — Москвы и Санкт-Петербурга.

— А иностранные путешественники, прибывающие в Иркутск и на Байкал — это преимущественно азиаты?

— Географическое положение Иркутской области, безусловно, очень выигрышное с точки зрения притяжения азиатских турпотоков — японских, корейских, монгольских и, конечно, китайских. Нужно понимать, что граждане Китая в последние годы активно путешествуют по всему миру, так как уровень жизни в стране вырос. Наш регион за 9 месяцев 2016 года посетило 39,6 тыс. китайцев. Это в 2,7 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Сегодня Поднебесная занимает первое место как поставщик иностранных туристов в Иркутскую область.

Европейцам, особенно немцам, тоже традиционно был интересен отдых на Байкале. Санкции какое-то время назад скорректировали ситуацию не в нашу пользу, ведь туризм — очень тонкая отрасль, чувствительная к политическим переменам. Однако сейчас турпок из Европы в Россию постепенно восстанавливается. Мы это видим.

— Одной из главных особенностей туризма в Иркутской области всегда была сезонность. Это фактор, который приводит к высокой стоимости турпродукта. Усилия по популяризации сибирской зимы и прозрачного байкальского льда приносят ощутимый результат?

— Соотношение туристов в летний и зимний период у нас, наверное, в пропорции 80 на 20. Но динамика положительная — рамки турсезона расширяются. Впервые за последние пять лет в Иркутской области этой осенью зарегистрирован рост турпотока. Отдыхающие стали приезжать в октябре, и на новогодние каникулы, и ранней весной. Важную роль сыграло насыщение событийной программы.

В 2016 году в календарь было включено 66 мероприятий, на 2017 запланировано более 80, многие из них будут приурочены к 80-летнему юбилею Иркутской области. Интерес к региону в холодный сезон подогревает ежегодный фестиваль зимних игр «Зимниада». Летом большое вкусное событие проходит в Байкальске — фестиваль клубники «Виктория». Еще есть чудесный конкурс деревянных скульптур «Лукоморье«… На самом деле мероприятий в городе и на Байкале множество. И с каждым годом их становится все больше, а программа — насыщенней.

— Теперь все больше турбаз на Байкале переходят на круглогодичный режим работы.

— Действительно. Вспомните, раньше, например, любителям подледной рыбалки на Малом море приходилось ночевать в палатках. А сейчас они могут комфортно отдохнуть и переночевать в домиках с горячей водой, отоплением и нормальным питанием.

— Прогресс очевиден. Но соседняя Бурятия тоже не сдается и совершенствует инфраструктуру со своей стороны Байкала, где-то и опережая нас. Получается, мы конкуренты? Есть ли жесткая борьба за туриста и за федеральные деньги, выделяемые на поддержку туротрасли?

— Я вижу ситуацию иначе. Турист приезжает на Байкал издалека и хочет увидеть максимум. Сотрудничая, мы можем показать отдыхающим озеро и прилегающие территории во всем их многообразии. На самом деле политика на уровне Ростуризма такая же. Поставлена задача работать в команде, формировать межрегиональные маршруты. Туристу, по большому счету, все равно, едет ли он в Бурятию или в Иркутскую область. Человек мечтает о Байкале и ему незачем вникать, как он поделен между регионами. Для него отличный сценарий: прилететь в Иркутск — посмотреть, скажем, Листвянку — прокатиться по Кругобайкальской железной дороге — отправиться на Ольхон — оттуда переплыть на бурятскую сторону — посмотреть их достопримечательности и вылететь домой из Улан-Удэ. Потратил на все примерно неделю — увидел Байкал во всей красе. После такого тура человек с большой вероятностью вернется к нам и своих друзей будет агитировать на путешествие.

Соседние регионы тоже понимают преимущества кооперации. Республика Бурятия, Забайкальский, Красноярский, Приморский края заключили с Агентством по туризму Иркутской области соглашения о сотрудничестве. С инициативой совместных проектов также выступает и Якутия, с которой нас связывает река Лена.

— Известно, что в этом году Иркутская область включена в межрегиональный туристский маршрут «Восточное кольцо». Какая практическая работа последует за подписанием межрегиональных соглашений?

Сделано на Байкале

Что привезти в качестве подарка с берегов Байкала? Многие заказывают омуль, о вкусе которого легенды ходят далеко за пределами региона. А туристы из Китая, по словам Екатерины Сливиной, покупают… все. Камни, украшения, трикотаж, продукты, целебные травы. Дело в том, что российские продукты и товары славятся как натуральные, экологичные, вкусные.
Кстати, в 2016 году Агентство по туризму поддержало фестиваль сладостей «Байкальская ватрушка», где вкусных дел мастера презентовали свои произведения кулинарного и кондитерского искусства, а пчеловоды — мед. Состоялся конкурс на лучшее кондитерское изделие, которое могло бы стать символом Прибайкалья, и туристы привозили бы своим близким «вкус байкальского счастья».

— Проект «Восточное кольцо» объединяет 12 регионов Сибири и Дальнего Востока. Это огромные территории. Очевидно, что в рамках единого маршрута, одного тура их все не связать. Путешествие будет затяжным и дорогостоящим. Потому «Восточное кольцо» должно стать зонтичным брендом, представляющим разные маршруты.

— А статус «национально значимого» проекта поможет привлекать средства из федерального бюджета?

— Проект входит в число мероприятий ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Государство вложится в его продвижение. На выставках, в том числе международных, мы сможем стоять единым стендом — «Восточное кольцо» с большой палитрой предложений, по цене и продолжительности отдыха.

— У нас-то с маршрутами проблемы наверняка не будет. На Байкале столько удивительных мест!.

— При этом развитие туризма в нашем регионе не ограничивается только Иркутском и озером Байкал. Не нужно об этом забывать. Например, в июле агентство организовало ознакомительный тур для журналистов и туроператоров в Тофаларию, край почти заповедной природы и северных оленей. Это очень перспективное направление. Летом в самом крупном из тофаларских поселков, Алыгджере, начал работать гостевой дом, туда стали продавать турпутевки, организованно водить экскурсии.

А в Нижнеудинске предлагают прогулки до природного памятника федерального значения Уковского водопада. На Братском море есть популярные пляжи «золотых песков». Усть-Ордынский округ может удивить национальным колоритом. А в Свирске этим летом прошел первый фестиваль бетонных скульптур «Творимир», который теперь будет ежегодным. В Усольском районе тоже провели фестиваль, он назывался «Дары леса», и местные жители предлагали гостям ягоды и грибы, а также сувениры.

Кроме того, на территории области сформировано несколько перспективных проектов, связанных с сельским и детским туризмом. Городским ребятишкам в диковинку сельский быт, их впечатляет контакт с домашними животными — козами, коровами, курочками. И к столу подают вкусные натуральные продукты.

— Идея с сельским туризмом понятна. У туристического бизнеса, конечно, масса других предложений. Проблема в том, что все они разрозненные. Но работа по объединению всех наработок со стороны предпринимателей, муниципалитетов, общественности и власти в единый документ, как мы понимаем, уже начата — обсуждается стратегия развития туризма в Иркутской области. Она на каком этапе?

— Диалог действительно идет. При правительстве Иркутской области создана рабочая группа по созданию отраслевой стратегии развития туризма в регионе. Всем вместе нам предстоит ответить на главные вопросы: «Что и где мы хотим создать? Сколько денег на это нужно? Откуда они поступят? И что в итоге это даст?». Думаю, при тесном взаимодействии, при консолидации идей у нас есть все шансы в следующем году получить работоспособный документ, который написан не для галочки.

— Это ключевая задача, которую вы на этот год ставите перед собой как руководитель регионального Агентства по туризму?

— Одна из задач, да. Также я запланировала большую работу по упорядочиванию туристических маршрутов, которые предлагаются на территории области: требуется паспортизация, описание, определение категории. Есть еще одна масштабная цель — разработать маршрут, который по итогам заключения экспертной комиссии был бы внесен в список рекомендуемых Министерством культуры РФ. Такие маршруты популяризирует Ростуризм, их с удовольствием включают в свои каталоги крупнейшие туроператоры страны. Все это формирует бренд региона.

— А если без лишнего официоза, без «брендов» и «стратегий», лично от себя скажите: почему, где бы кто ни жил, хоть раз в жизни стоит приехать на Байкал?

— Потому что словами передать красоту, величие и какую-то мистическую энергетику этого уникального озера невозможно. Это надо почувствовать! Байкал влюбляет в себя сразу. Как говорят мои знакомые москвичи, несколько дней на Байкале заменяют двухнедельный отпуск на море. Так и есть! Сюда приезжают отдохнуть душой и «подзарядить батарейки».

Ольга Брайт