Мировая премьера в Иркутской филармонии
Мировой премьере предшествовала почти детективная история — рукопись симфонии, написанной композитором еще в студенческие годы, долгое время пролежала у него на даче в диване, и была обнаружена родственниками недавно. И совсем уж невероятной стала новость о том, что первое исполнение этого исполнения правообладатели доверили не какому-нибудь именитому столичному оркестру, а симфоническому коллективу иркутской филармонии. Племянник композитора Александр Белоненко, оказавшись в Иркутске в прошлом году, услышал литературно-музыкальную композицию по повести Пушкина «Метель» с музыкальными иллюстрациями Свиридова.
Талантливая игра музыкантов губернаторского оркестра поразила Александра. Теперь он точно знал, кому именно может доверить первое исполнение неизвестной музыки своего дяди.
Как говорят в филармонии, во внимание был принят не только профессионализм коллектива и талант дирижера, но и личное знакомство художественного руководителя оркестра Илмара Лапиньша с Георгием Свиридовым. Композитор даже приглашал будущего маэстро на чай.
Неожиданно обнаруженная в наши дни первая симфония была написана Георгием Свиридовым на последнем курсе Ленинградской консерватории, где он учился у великого композитора Дмитрия Шостаковича. Более того, это произведение наряду с Концертом для струнных инструментов должно было стать дипломной работой выпускника — однако почему-то так и не было представлено публике.
«Может быть, симфония уже тогда завалилась в диван, и композитор ее просто потерял?» — предположил корреспондент «АН», беседуя с художественным руководителем Иркутской филармонии Мариной Токарской.
«Как именно и когда она оказалась в этом диване, сейчас никто не сможет сказать достоверно, — говорит музыковед. — Но я думаю, что в тот момент он посчитал ее менее удачной, чем концерт для струнных, а потом забыл о ней». Впрочем, Марина Токарская убеждена, что это вовсе не ученическое произведение, а настоящая полноценная симфония. «Музыка эта очень интересна, и не только как неизвестное раннее произведение большого композитора, — говорит она. —
Это полновесная, добротная симфония с глубоким содержанием — явное свидетельство собственного языка и сформировавшегося видения и понимания музыки.
Конечно, сейчас мы можем говорить о том, что в ней есть определенное влияние Шостаковича. И это неудивительно, ведь он был учителем Свиридова. Но, повторюсь, это полновесное достойное произведение, которое уже стало громким событием нашей филармонической жизни».
Словно подтверждение этих слов — отсутствие в кассе билетов. К сожалению, концертный зал может вместить лишь 450 человек. Именно они и станут первыми слушателями никогда ранее не звучавшего произведения великого композитора. Однако, по словам худрука филармонии, Первая симфония обязательно должна войти в репертуар симфонического оркестра и время от времени будет звучать в течение сезона.
Антон Кокин