Михаил Корняков: «Трансформация начинается с преодоления консервативного отношения к жизни»

«Студгородок — территория изменений Иркутска», «Создание нового образа будущего», «Трансформация университета», «Развитие университетского пространства» — эти фразы можно часто услышать, когда речь заходит об иркутском Политехе. Более того, по версии Московской школы управления «Сколково», ИРНИТУ входит в немногочисленное пока число Т-университетов (трансформирующихся университетов). Обо всем этом рассказывает ректор ИРНИТУ, доктор технических наук Михаил Корняков.

— Михаил Викторович, давайте с самого начала: чья идея, как она родилась, кто поддержал?

— Нужно признать, что устоявшаяся модель региональных университетов не способствует их восприятию как центров подготовки передовых квалифицированных кадров, научных исследований и инноваций. Иркутский Политех исторически готовит кадры для большого числа предприятий региона. Мы взаимодействуем с ними, наши выпускники возглавляют крупные компании региона и страны. Но сейчас, на мой взгляд, основной миссией ИРНИТУ становится задача стать драйвером социально-экономического развития региона. Это важная и непростая задача, и в ее реализацию могут быть включены все заинтересованные стороны: преподаватели, ученые, студенты, горожане, бизнес, власть. Считаю, что трансформация университета начинается с открытости, преодоления нормативных и административных барьеров и консервативного отношения к жизни. Невозможно трансформировать университет в одиночку, без команды единомышленников. Важно включить в процесс как можно больше заинтересованных лиц. Уже два года наш университет находится в активном поиске изменений и ведет целенаправленную работу по формированию нового образа будущего.

Мы начинали с визионерской лекции российского ученого, научного руководителя Московской школы управления «Сколково» Андрея Евгеньевича Волкова о месте университета в современном мире. В октябре 2017 года в ИРНИТУ прошла первая стратегическая сессия. В течение пяти дней в режиме глубокого погружения мы обсуждали болевые точки университета, подробно выясняли, что снижает эффективность нашей работы. Не все коллеги сразу восприняли наши идеи с воодушевлением. Но, продолжая выстраивать правильные коммуникации, мы смогли сделать так, что в идеологию трансформации сейчас вовлечена большая часть сотрудников, преподавателей и студентов. Сейчас подключаются власть, город и бизнес региона.

Нужно честно признать, что трансформация университета — процесс сложный, неоднозначный, готовых рецептов и рекомендаций здесь нет. Мы ориентируемся на мировой опыт и практику ведущих зарубежных и российских университетов, учитывая нашу «политеховскую» специфику и менталитет.

Открывая студенческое общежитие, ректор Иркутского национального исследовательского технического университета Михаил Корняков сказал, что ремонт общежития №11 является пилотным проектом долгосрочной программы по развитию общественного пространства студенческого кампуса ИРНИТУ. В течение двух лет планируется отремонтировать еще четыре общежития.

За последние два года в вузе появились «островки», мы называем их «гринфилды», где проверяются трансформационные процессы. Одним из первых «гринфилдов» стал Байкальский институт БРИКС, ориентированный на глобальный рынок. Он стал точкой входа в мировую интеллектуальную сеть, где мы черпаем новые идеи и практики, находим партнеров и выстраиваем сотрудничество с мировыми университетами.

И, смотрите, все процессы взаимосвязаны. Не было бы БРИКС, не появилось бы новое общежитие для иностранных студентов. Новые запросы появляются постоянно. И они формируют развитие университета, меняя идеологию в целом.

— Итак, вы разработали некую программу…

— Да, мы разработали программу развития студенческого городка «Студгородок — территория изменений Иркутска». В разработке концепции активное участие приняла Сибирская лаборатория урбанистики. Мы провели внутреннюю стратегическую сессию, куда пригласили наших преподавателей и студентов, сотрудников, архитекторов, которые проектировали развитие томских университетских кампусов. В течение пяти дней обсуждали, как должно развиваться пространство университета. В ходе сессии была представлена концепция создания кампуса международного уровня, который дополнил бы существующую инфраструктуру города, связал между собой студгородок, академгородок, центр города, другие университеты.

— Есть ли какие-то аналоги таких проектов на российском, международном уровнях, на которые вы ориентировались?

— Мы смотрели на тренды развития современных зарубежных университетских кампусов: сингапурский, венский, чикагский, массачусетский, изучали их опыт. Российские аналоги? Томский университетский кампус, во Владивостоке студенческий городок находится на острове Русский. Нам сложнее. Нам 90 лет, и мы встроены в город.

Накануне Дня студентов обучающиеся Байкальского института БРИКС ИРНИТУ отпраздновали новоселье. Университет отремонтировал одно из своих общежитий, и сейчас в комфортном здании будут проживать 102 иностранных студента. На ремонтные работы направлено 26 млн рублей, на оснащение мебелью, бытовой техникой и мягким инвентарем — 7 млн рублей.

Но при изучении опыта мы смотрели на общие тенденции. А когда дошло до конкретной разработки, начали понимать, какие у нас есть препятствия, проблемы и дефициты. Первое — это несоответствие объектов кампуса задачам университета: изолированность, плохая логистика, низкий уровень предпринимательской активности. Мы сформулировали для себя, что живем в имидже прошлого, а не будущего, нам присущи патриархальность, архаичность и недоверие… А ключевые принципы будущего университетского пространства: открытый кампус, компактность, инновационность, международный уровень, предпринимательская модель развития, ориентация на человека и когнитивная, креативная среда и идентичность.

У нас недостаточно пространств для коммуникации и отдыха, нет синергии между городскими сервисами и бизнесом. Мы взяли кадастровый план, посмотрели, какие земли принадлежат нам и другим собственникам, чтобы понимать, где и что мы можем строить своими силами, где с помощью города. Появилась карта, где обозначены объекты, которые мы собираемся строить. На территории антенного поля мы планируем построить бизнес-инкубатор, где появлялись бы новые компании, созданные как нашими преподавателями, учеными и студентами, так и внешними предпринимательскими структурами.

С реализацией концепции мы решаем много социальных задач. Если у нас появляются новые компании, соответственно, появляются новые рабочие места. Здесь же планируем и строительство новых жилых домов, детских садов, школ, поликлиник, новых современных комфортных общежитий. Планируем строительство водно-спортивного комплекса, дворца молодежи, вело-пешеходного моста от дворца на набережную. Нашу инициативу поддерживает и врио губернатора Игорь Кобзев.

— Хватит ли сил и средств?

— Мы не мыслим, что все будет делать университет. Мы хотим, чтобы рядом развивалась предпринимательская активность. Получив какие-то преференции от государства, бизнес может строить технопарки, инкубаторы, промышленные площадки и т.д. Строительство социальных объектов помогает строить город и регион. Свой план, кстати, мы согласовали с городским архитектурным планом.

Вопрос строительства межвузовского общежития для иностранных студентов мы вынесли на совет ректоров, у нас есть эскизный дизайн-проект на 1500 мест, высотой в 20 этажей, с кафе, столовыми, фитнес-зоной, коворкингом, конференц-залом, читальным залом.

Канатная дорога на остров Юность — идея родилась, когда мы были в одном из университетов Польши, где факультеты располагаются на разных сторонах реки и связаны канатной дорогой. Что-то подобное можно видеть на Воробьевых горах в Москве. Заинтересованные инвесторы даже предложили не две точки, а три, включив еще и «Модный квартал». Мэр города Иркутска заинтересовался и дал поручение архитектору города ускорить проектирование канатной дороги.

Вопрос, связанный с организацией внутреннего пространства университета, мы уже начали решать. Стали экспериментировать с организацией мест для общения, выставляем столики на площади перед университетом, в фойе. Студенты быстро освоили эти идеи, сидят, общаются, курсовые делают. Начали менять пространство для общественного питания — переформатировали одно из кафе, здесь тоже ребята могут проводить время, общаться. Пространство коворкинга организовали сами студенты, до этого там была библиотека редких книг, она в основном пустовала. Ребята сделали проект дизайна, сломали стены и построили новое современное пространство для командной и проектной работы.