Мифология бурятского народа

Презентация новой книги бурятских журналистов Тимура Дугаржапова и Сергея Басаева «Мифы и легенды бурятского народа» вызвала большой интерес. Мероприятие состоялось накануне, 11 октября, в областной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского. Пообщаться с авторами пришли не только представители бурятской диаспоры в Иркутске, но и журналисты, историки, деятели культуры. Дело в том, что эта книга — первое печатное издание, объединившее все печатавшиеся ранее по отдельности эпосы, мифы и легенды бурят.

Тимур Дугаржапов рассказал, что издать книгу подвигло желание познакомить жителей Бурятии и соседних регионов с богатой мифологией народа: «Мы все хорошо помним такую книгу, как «Мифы древней Греции», нам хотелось сделать что-то подобное, только связанное с Бурятией. Конечно, ранее у нас издавались отдельные эпосы, но полноценной подробной книги не было. Хотя все исследователи отмечают, что мифология бурят — одна из самых богатых в мире».

Журналист Тимур Дугаржапов

Конечно, сборник охватывает далеко не весь объем бурятской мифологии. «Эта книга стала своеобразным сигнальным изданием, при большом читательском интересе имеет смысл продолжить эту тему, — объяснил Тимур Дугаржапов. — К примеру, собрать буддийские мифы, известные у бурят. Ведь буддизм в свое время на территории Бурятии пришел на смену шаманизму и тенгризму, вытеснив эти верования».

Сергей Басаев добавил: в основе книги «Мифы и легенды бурятского народа» лежит самое известное бурятское эпическое сказание «Гэсэр». В свою очередь «Гэсэр» был записан русскими учеными в начале ХХ века на основе двух народных сказаний — улигеров. «Однако ученым известно о десяти существовавших ранее улигерах, поэтому почвы для исследований еще предостаточно», — отметил соавтор книги.

Журналист Сергей Басаев

По словам Сергея Басаева, в настоящее время в чистом виде народный эпос и мифы у бурят практически не сохранились. Около ста лет назад материалы для последующего написания «Гэсэра» ученым удалось найти только у бурят, живущих на территории современной Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа. Уже к тому времени буряты, населявшие современную Республику Бурятию, под влиянием распространившегося буддизма стали забывать свои коренные изустные предания.

Книга «Мифы и легенды бурятского народа» для удобства поделена на несколько разделов. В первых трех последовательно описываются мифы и предания, связанные с богами-тэнгриями, миром людей и присутствовавшими в нем высшими существами, а также с так называемым подземным миром. Заключительная часть является научным послесловием, в котором авторы описывают истоки и особенности древнейшей добуддийской традиционной религии бурят-монголов, называемой боо-тенгризмом.

Олег Усов

Страницы книги
Небесный шов

В древности отдельным великим божеством был и покровитель созвездия Млечный путь Оёдол Саган Тэнгри (Шов Белый Тэнгри).
Древний миф рассказывает о том, что однажды небо прорвалось, и из него повсюду рассыпались звезды. Кроме звезд, которые оставались на небе, из небесной прорехи постоянно выпадали и другие опасные небесные тела. Их сейчас называют кометы и астероиды. При этом они угрожали не только живым существам на Земле, но и самим богам.
И, чтобы устранить эту космическую опасность, Оёдол Саган Тэнгри зашил небесную прореху, создав тем самым это самое значительное скопление звезд на небе, которое в настоящее время и называют «Млечный путь». Если в ясную ночь посмотреть в небо, то можно увидеть, как ночной небесный свод пересекает длинное скопление звезд в виде светлой звездной полосы.
Оёдол Саган Тэнгри, как и Оёр Саган Тэнгри, является одной из важных божественных фигур начала мироздания. Оба они — древнейшие персонажи бурятской мифологии, причастные к созданию современного природного миропорядка наряду с великой богиней Эхе Ехэ Бурхан.