Механический момент

Механическая коробка передач — это сложно и неудобно в условиях вождения в плотном городском потоке. Большинству водителей в пробках хочется глазеть по сторонам, а не в напряжении дергать ногой от педали к педали, раз в минуту сдвигаясь вперед на метр-полтора. Но в то же время механика позволяет существенно снизить стоимость машины при покупке и экономить на топливе в процессе эксплуатации авто. А еще — быстрее развивать хорошую скорость и лучше контролировать ситуацию на дороге. Так какая машина сегодня востребованнее — на автомате или механике? Корреспондент Al решил это выяснить.

Статистика дилерских центров неумолима: автомобилей с механической коробкой передач в Иркутске продается в разы меньше, чем машин на «автомате». Дилер Toyota сообщил, что из проданных за 10 месяцев в этом году 2,398 тыс. машин лишь 279 авто или 11% было с механической коробкой передач. В прошлом году данные были схожие — тогда с января по октябрь из общей доли продаж на механику пришлось 12% (179 из 1,463 тыс.). Дилер Skoda отмечает, что в Иркутске каждый восьмой или даже десятый автомобиль приобретается с механической коробкой передач, хотя в прошлые годы спрос на МКПП был намного выше.

«На это есть несколько причин: во-первых, в прошлые годы действовала программа утилизации старых автомобилей, в рамках которой приобретались в основном недорогие варианты «на механике». Во-вторых, в этом году были стимулирующие акции, например, «автомат в подарок» на модели Yeti и Superb, которые пользовались ажиотажным спросом. Кроме того, именно в этом году наступил перелом и пошел массовый и необратимый процесс пересадки на новые машины с подержанных праворульных, а так как почти все они были с автоматической коробкой, то и новые приобретаются также «на автомате», — пояснили в представительстве чешской марки.

Чаще всего с «палкой» (так иногда именуют МКПП) в салоне покупают недорогую Octavia, реже Yeti и Fabia. Superb и Roomster с «механикой» берут единицы.

Дилер Nissan в Иркутске, компания «Агат-Авто», также подтверждает, что в последние годы спрос на авто с механическими коробками передач снижается, основная причина этого, по мнению дилера — условия езды в городе: с АКПП попросту комфортнее. Что касается самых популярных машин, которые продаются в салоне на «механике» — Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Juke — около 15% из них продается на механике. Пикап Nissan NP300 вообще выпускается только с механической коробкой, а автомобили бизнес-класса (Nissan Patrol, Nissan Murano, Nissan Teana) — наоборот, только на «автомате» или вариаторе.

Несколько другая статистика у компании «Азия-моторс», дилера KIA в Иркутске: в этом году из проданных 800 автомобилей 226 были с механической коробкой передач — это более 28%. В прошлом году в общей доле продаж автомобили на механику занимали еще больше места — почти 32,5%. Чаще всего с МКПП покупатели приобретают бюджетный KIA RIO. Довольно высокий процент машин, которые покупают на механике, легко объясняется тем, что марка предлагает несколько недорогих автомобилей, которые покупают исходя из цены, без удорожания за счет АКПП. Автомобиль на автомате, кстати, в среднем дороже своего собрата на механике на 40-60 тыс. руб. Примерно в таком диапазоне разница между МКП и АКП идет практически у всех дилеров автомобилей. У некоторых разница составляет всего 30 тыс., у других доходит почти до 80 тыс.

Для себя люди покупают автомобили в основном с автоматической коробкой передач. Механику же берут в трех случаях: или по убеждению, или из экономии, или тогда, когда не хочется ждать аналогичную модель с АКПП, уверены дилеры.

Покупка автомобиля на механике «по убеждению» не такой уж редкий случай, утверждают в автосалонах. Так, в Toyota среди всех покупателей машин на «механике» доля тех, кто твердо верит в надежность МКПП, примерно 20%. В Renault Al пояснили, что, как правило, люди берут автомобили с той коробкой передач, на которой они ездили раньше, то есть свою роль играет привычка. Есть люди, стиль вождения которых позволяет ездить только на МКПП, — они тоже относятся к категории «убежденных любителей механики». Например, дрифтеры — спортивный автомобиль предполагает полный контроль над скоростью и манерой езды, а вручную выбрать эти параметры можно только на автомобиле с механической коробкой, автомат же будет только навязывать свои правила. Любители бездорожья также ценят механику за возможность выбора передачи в сложной ситуации. К убежденным клиентам можно добавить фанатов тех автомобилей, которые продаются исключительно на механике.

Приятная мелочь в виде экономии также важна для покупателей автомобиля, особенно для корпоративных клиентов, приобретающих машину для работы. Как мы уже выяснили, в среднем механика дешевле аналогичной модели на автомате на 30-60 тыс. Но и в процессе эксплуатации МКПП также дает серьезную фору АКПП! На примере одинаковых авто это очень хорошо видно. Например, популярная в коммерческой эксплуатации модель Renault Logan на автомате на 100 км съест 8,4 л топлива, а такой же Logan на механике за это же расстояние истратит всего 7,1 литра. Не зря эту модель так любят таксисты (кстати, именно поэтому у Renault в Иркутске огромный в сравнении с другими дилерами процент автомобилей, проданных на механике: за 10 месяцев этого года дилер продал 1,01 тыс. авто, из них около 700 на механике, в прошлом году соотношение было схожим: за январь-октябрь было продано 686 автомобилей, около 500 их них с МКП).

У Nissan есть модели с огромной разницей потребления топлива в зависимости от типа коробки передач. Например, переднеприводный двухлитровый Qashqai в городском цикле на механике потребует 8,3 л на 100 км, а такой же автомобиль с автоматической коробкой — уже 10,1 л. На KIA RIO механика будет экономнее автомата на 0,5 л, на KIA CEED разница составит 0,4 л на каждую сотню, такая же разница при эксплуатации между Corolla с МКП и аналогичной машиной с АКП. Лишь кажется, что эти десятые литров — мелочи, не стоящие внимания. Экономные люди, знающие, сколько времени они проводят за рулем, день за днем на таких вот мелочах экономят приличные суммы. Однако дилер Nissan в Иркутске отмечает, что все-таки чаще экономичностью озабочены юридические лица и те, кто покупает машину для работы: «Есть общая тенденция: приобретая автомобиль «для себя», клиент чаще выбирает комфорт в ущерб экономии и динамике, а те, кто приобретает автомобиль «для работы», часто делают выбор в пользу «механики», — сообщили Al в автосалоне.

Покупка машины с «палкой» потому, что нет такой же модели, но с АКПП — наименее характерный случай, отмечают дилеры. В одних салонах и так в наличии имеется достаточное количество машин для выбора, в других просто не видят такой тенденции. Но хоть и редко, такое случается: «Есть клиенты, которые приобретают понравившуюся модель на МКП из наличия, чтобы не ждать на АКП под заказ, либо пересаживаются с б/у автомобилей японского производства (как правило, на АКП) на новенький, но МКП», — пояснил дилер Renault.

Между любителями механики и автомата нет каких-то масштабных споров: в салонах дилеры предлагают широкий ассортимент машин с разными коробками передач. Вождение автомобиля давно стало делом массовым, а для большинства людей чем проще будет процесс, тем лучше — поэтому авто с АКП продается больше. Однако тренд может смениться, и от простоты люди все-таки уйдут к экономии. В Америке эта тенденция уже наблюдается: в этом году число продаж машин на механике неожиданно для всех стало расти. За первый квартал года было продано 6,5% авто с МКП — для россиян цифра смешная, однако в США последний раз такой показатель был достигнут в 2006 году, обычно же число продаж машин на механике болтается на уровне 2-3% в год от общего объема. Видимо, американцы, как, кстати, и европейцы, задумались об экономии. Не исключено, что когда-нибудь эта тенденция массово охватит и нашу страну, где показатель продаж машин с МКП и так довольно высок.