Мех, шелка и гипюр

Два года назад у Иркутска появилась своя «неделя моды», но только не высокой, а этнической. В 2009 году в столице Приангарья состоялся первый фестиваль-конкурс национального костюма «Подиум ЭТНО. Содружество», который собрал дизайнеров и модельеров, использующих в своем творчестве традиционные мотивы. В этом году фестиваль прошел в третий раз и стал ярким подтверждением того, что этника по-прежнему популярна и среди модельеров, и среди простых обывателей.

Мода объединяет

Участие в третьем, ставшем уже международным, фестивале-конкурсе этнического костюма «Подиум ЭТНО. Содружество» приняли 32 модельера из Иркутска, Томска, Бурятии, Хакасии и Монголии. Организаторы мероприятия (Центр сохранения и развития бурятского этноса) искренне рады тому интересу, который проявляют современные мастера к конкурсу и к этнической составляющей в своем творчестве. Сами же художники и модельеры признают: использование национальной темы в разработке новых коллекций всегда действует беспроигрышно и в определенной степени является залогом успеха.

В этом уверена известная бурятская художница-модельер Анжелика Алсаткина, которая на прошлогоднем фестивале завоевала гран-при и нынче представила зрителям одну из своих коллекций, правда, вне конкурса. «Обращение к истокам и своим корням в любом творчестве — это символ выживания нации, само­идентификации человека, — говорит художница. — Сегодня многие модельеры используют то, что отшлифовано веками, и меня радует, что юные мастера в XXI веке этническую тему переосмыслили, развили. Они используют традиции и при этом создают что-то новое».

Художник-модельер, академик Академии имиджелогии, кандидат философских наук, доктор исторических наук Лидия Соколова-Сербская, возглавившая жюри конкурса, также считает, что в современном мире очень важно использование в моде этнических мотивов. «Эти наряды сойдут с подиума, выйдут на улицы и будут доступны многим, — поделилась она своими прогнозами. — Мы должны сохранять этническую культуру, будь то русский или бурятский национальный костюмы. Народ, который сохраняет свои традиции, имеет большое будущее. И очень здорово, что на этом фестивале встречаются, знакомятся и объединяются модельеры из разных регионов».

Эта мысль — объединить разные народы Сибири на подиуме — и была основополагающей, когда организаторы фестиваля решились на новый проект. По словам директора областного государственного учреждения «Центр развития и сохранения бурятского этноса» Александра Амагзаева, главных задач у фестиваля было две: объединить культуры разных народов, проживающих в Приангарье и других регионах, и через творчество дизайнеров и модельеров показать красоту национального костюма. «В Иркутской области проходит множество межнациональных мероприятий, в том числе и Ердынские игры. «Подиум ЭТНО» стал очередным таким событием, — подчеркнул Амагзаев. — Многие народы присоединяются к нам. Очень рассчитываем, что в 130-м квартале в скором времени появится Дом дружбы народов. С таким предложением мы уже выходили к руководителям органов власти. Надеемся, что все это поспособствует возрождению коренных народов Приангарья».

«Заглавное слово — этно»

Фестиваль-конкурс «Подиум ЭТНО. Содружество» проходил с 8 по 12 ноября. В эти дни профессиональные модельеры провели для своих начинающих коллег мастер-классы, которыми последние остались очень довольны. Завершился фестиваль гала-показом и подведением итогов. На сцене Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова модельеры и дизайнеры представили свои коллекции в трех номинациях: «Традиционный национальный костюм», «Этностиль в современном костюме» и «Дебют» — специальная номинация для юных творцов, впервые заявивших о себе на «Подиуме ЭТНО». Была и еще одна номинация — «Лучшая модель». Примечательно то, что на «этнический подиум» выходили непрофессиональные модели. В основном это были студентки иркутских вузов, впервые примерившие новое амплуа. На «Подиуме ЭТНО» не действуют принципы и правила, принятые в мире высокой моды. Здесь моделям совсем необязательно иметь определенные параметры по фигуре, росту, телосложению. Да и задачи у них иные, чем у профессиональных моделей: они должны через наряд показать красоту и самобытность национальной культуры. Хотя организаторы фестиваля уверены, что для некоторых участниц показа «Подиум ЭТНО» может стать пропуском в модельный бизнес. Говорят даже, что такие прецеденты были.

Творчество модельеров оценивало компетентное жюри, в состав которого, помимо Лидии Соколовой-Сербской, вошли член Союза дизайнеров России Раиса Любацкая, председатель Ассоциации модельеров Иркутской области Елена Серебрякова, модельер-конструктор Александр Арзэ (город Москва), директор Дома моды города Улан-Удэ Софья Ни и другие. По словам председателя жюри, представленные работы оценивались по нескольким критериям: композиция костюма, контрастные сочетания, трансформация первоисточника (удачное использование в современном наряде этнических мотивов).

Модельеры и дизайнеры постарались даже в названиях своих коллекций обозначить этническую тематику. «Мунхэ булык» (в переводе с бурятского «Вечный родник»), «Красный сарафан», «Славянский ход», «Нити времени», «Жрицы солнца», «Возрождение», «Сибирские невесты» — под такими названиями представили мастера свои работы. Во время показа модели выходили под специально подобранную музыку, иногда аутентичную, иногда русскую народную или современную, но с использованием горлового пения. Все зависело от коллекции, от образов, которые модельеры создавали в своих мастерских и впервые демонстрировали широкой публике.

Некоторые коллекции зал встречал бурными овациями. Зрителям особенно по душе пришлась коллекция модельера Елены Дриевской «Шкатулка». Мастер представила вечерние наряды в европейском стиле эпохи XIX века: полупрозрачные блузки из гипюра с длинными широкими рукавами и неожиданным вырезом на спине, меховые манто и шляпки с вуалью, палантины, отороченные мехом и расшитые монетами.

Нисколько не удивляло и то, что костюмы со славянскими мотивами на сцене представляли восточные модели, и наоборот — русские девушки выходили в нарядах с этническими азиатскими элементами. И те и другие в нарядах смотрелись одинаково гармонично.

После того как все участники фестиваля представили свои коллекции зрителям и судейской коллегии, представители последней удалились на совещание, чтобы определить 15 лучших мастеров. Результаты оказались следующими. В номинации «Традиционный национальный костюм» третье место присудили Надежде Ефимкиной (коллекция «Славянский ход»), второе — Евгении Гомбоевой (коллекция «Аристократы Сибири»), а первое — Баире Аюровой (коллекция «Нити времени»). В номинации «Дебют» лучшими были признаны Арина Воронцова с коллекцией «Сибирские невесты», занявшая третье место, а также Марина Мамышева (коллекция «Возрождение») и Екатерина Фомичева (коллекция «К истокам»), занявшие второе и первое места соответственно. В номинации «Этностиль в современном костюме» победителем была признана Инэсса Бодрягина (коллекция «Цветомания), второе место заняла Елена Дриев­ская (коллекция «Шкатулка») и третье — снова Инэсса Бодрягина (коллекция «Красное в белом»). Главный приз фестиваля «Подиум ЭТНО. Содружество» в этом году присудили Ирине Найдановой, представившей свою коллекцию «В поисках Шамбалы». Все победители и призеры получили дипломы участников фестиваля и ценные призы.

Тем и завершился третий фестиваль-конкурс «Подиум ЭТНО. Содружество». Александр Амагзаев обещает, что «неделя этнической моды» в Иркутске будет проходить ежегодно в одни и те же дни, в середине ноября, чтобы люди запомнили дату и ждали это событие. «Самое главное для нас — соединение наций, — сказал он. — Мы разные, но единство наций должно быть. Когда мы начинали фестиваль, то преследовали именно эту цель».

«Взаимопроникновение культур имеет конкретный результат, — говорит Анжелика Алсаткина. — И здесь заглавное слово — этно».

PDF номера