Метр за метром

Развитие автомобильных дорог в России всегда озвучивалось в качестве приоритетного направления работы и федеральных и областных чиновников, но только в последние годы можно констатировать, что переход от слов к делу наконец-то произошел. Воссоздание дорожных фондов с 2012 года, поставленная президентом задача по удвоению объемов строительства новых дорог в течение ближайших десяти лет делают перспективы отрасли четкими и однозначными. Но если по федеральным дорогам сомневаться в исполнении поставленных задач не приходится, то по областным и муниципальным ситуация не так оптимистична.

Генеральный директор ОАО «Дорожная служба Иркутской области» Радик Фаразутдинов рассчитывает, что в текущем году предприятию удастся нарастить рентабельность по валовой прибыли еще на 1,5-2%.

Областные направления

Эксперты признают: решить большинство проблем дорожной отрасли пока так и не удалось. На состоявшейся в прошлом году конференции «Дороги Сибири. Перспективы развития. Качество. Инновации» эксперты ассоциации «РАДОР» приводили более чем красноречивую статистику. Согласно ей, на содержание региональных трасс было выделено в 2012 году (окончательные данные за 2013 год еще не сформированы — SR) только 30% от необходимого объема средств, на ремонт — 26%, на строительство и реконструкцию — 3%. «Хотя объем ремонта и вырос на треть, было отремонтировано всего 2% от сети дорог, а межремонтный срок составил 48 лет», — разъясняют эксперты скрытые за отчетными показателями факты.

Заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы РФ Сергей Тен также подчеркивает: то, что поручение президента Российской Федерации Владимира Путина по удвоению строительства автомобильных дорог федерального значения будет выполнено, сомнений не вызывает. «В 2013 году в эксплуатацию введено более 600 км автомобильных дорог, запланированный уровень превышен более чем на 30%. Если удастся сохранить темпы и вводить ежегодно порядка 750-800 км федеральных дорог в год, то этого будет достаточно, чтобы решить поставленную президентом задачу за 6 лет, — говорит депутат. — Вызывают опасение темпы строительства и реконструкции региональных и межмуниципальных дорог. Темпы — низкие. Регионы по-прежнему «акцизные» средства тратят не по назначению».

Примеров такого нецелевого расходования средств региональных дорожных фондов более чем достаточно. Например, в Калмыкии 80% дорожного фонда были пущены на другие цели. «Для решения задачи необходимо повысить эффективность использования региональных дорожных фондов и обеспечить их целевое использование. Эта тема постоянно поднимается в Государственной думе, подготовлены поправки в Бюджетный кодекс», — замечает Сергей Тен.

Иркутская область в полной мере соответствует общероссийским тенденциям. В министерстве строительства и дорожного хозяйства постоянно подчеркивают, что с момента возобновления работы дорожных фондов финансирование отрасли постоянно растет. Только в 2012 году по сравнению с 2011-м расходы на дорожную отрасль повысились в 1,9 раз. При этом затраты на ремонт дорог были увеличены в два раза, на капитальный ремонт — в 2,7 раза. В 2013 году объем средств Дорожного фонда Иркутской области составил 6,4 млрд рублей.

Однако, так же как и в целом по России, километраж проблемных дорог по-прежнему высок. Так, на 1 января 2013 года доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляла 9 550 км или 75,4%. Из них 2 232,8 км или 62,1% приходилось на дороги регионального или межмуниципального значения.

До сих пор отсутствует круглогодичная автодорожная связь Мамско-Чуйского, Катангского, Киренского, Бодайбинского районов с сетью автомобильных дорог общего пользования и с административным центром Иркутской области. Значительная часть автомобильных дорог имеет высокую степень износа. 2,3 тыс. км дорог и 72 моста находятся в аварийном состоянии, 291 мост — в неудовлетворительном.

По новой программе

На решение этих и других проблем в Иркутской области нацелена принятая в прошлом году государственная программа «Развитие дорожного хозяйства на 2014-2020 годы». Ее объем финансирования превышает 62 млрд рублей. Согласно ей, в ближайшие семь лет планируется отремонтировать 551,5 км дорог, находящихся в областной собственности, капитальному ремонту подвергнутся 132 км. Из регионального дорожного фонда должно поступить около 52,8 млрд рублей, из местных бюджетов — 261,5 млн рублей. Остальное — федеральные субсидии. Будут ли достигнуты заложенные в документ показатели, покажет время. Пока же развитие дорожного хозяйства области планомерно идет к этой цели.

Равно как федеральные дороги дождались решения по вопросу обходов городов, региональные — масштабных строек с участием федерального бюджета. Так, в 2014 году должна начаться реконструкция Байкальского тракта, связывающего Иркутск и поселок Листвянка. Самый ближайший путь до озера Байкал, сегодня сплошь застроенный коттеджными поселками и садоводствами, все больше стоит в пробках. Реконструкция же первого участка — на 8-12 км — позволит снять остроту проблемы. Как докладывал зампредседателя правительства Иркутской области, министр строительства и дорожного хозяйства Михаил Литвин на одном из совещаний, здесь предусмотрено строительство двух путепроводов, в том числе один из них станет развязкой на поселок Молодежный Иркутского района. Будет увеличено и количество полос на трассе.

Договоренности о включении этого объекта в ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» были достигнуты по итогам визита в Иркутскую область в прошлом году председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Объем финансирования на 2014 год не называется. Однако, как сообщали ранее в минстрое, в целом на строительство Байкальского тракта и второго объекта — дороги Тайшет—Чуна—Братск — из федерального бюджета будет привлечено порядка 6 млрд рублей. Стоимость же работ на этих двух участках оценивалась в 10,4 млрд рублей: 3,5 млрд требуется на завершение строительства дороги Тайшет—Чуна—Братск и 6,9 млрд — на Байкальский тракт.

На 1 января 2013 года доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляла 9 550 км или 75,4%. Из них 2 232,8 км или 62,1% приходилось на дороги регионального или межмуниципального значения.

«Реконструкция автомобильной дороги Иркутск—Листвянка будет способствовать реализации туристско-рекреационного потенциала озера Байкал. На южном побережье озера предусмотрено осуществление инвестиционных проектов по развитию особой экономической зоны «Ворота Байкала», строительство международного центра водных ресурсов с музеем Байкала, развитие горнолыжного курорта, создание завода рыборазведения», — комментировал ранее губернатор области Сергей Ерощенко достигнутые договоренности с федеральными ведомствами. Завершение строительства автомобильной дороги Тайшет—Чуна—Братск, которая является долгостроем, крайне важно для развития северных территорий Иркутской области. Она поможет сформировать транспортный коридор, обеспечивающий более короткий наземный путь и круглогодичный проезд с Красноярского края и европейской части России на север области и территорию Республики Саха (Якутия). Кроме того, автодорога будет способствовать реализации инвестиционных проектов Приангарья.

В целом в 2014 году в Иркутской области планируется отремонтировать 80 км автомобильных дорог общего пользования, а также семь мостов общей протяженностью 372,55 погонных метра. Построено будет 11 км дорог, начато четыре новых объекта, включая участки дорог Иркутск—Листвянка и Тайшет—Чуна—Братск. Будет продолжено строительство автодороги Красноярово-Небель, реконструкция дорог Баяндай—Еланцы—Хужир, Таксимо-Бодайбо, Иркутск—Большое Голоустное. Также в 2014 году запланирована реконструкция причальных сооружений для паромной переправы в поселке Сахюрта Ольхонского района и строительство современного грузопассажирского парома для связи с островом Ольхон.

Впервые в 2014 году в Иркутской области будут выделены средства и на дороги к садоводствам — порядка 100 млн рублей. Планируется, что в нынешнем году будет отремонтировано 15 км дачных дорог. Всего же за период реализации государственной программы — 105 км. Учитывая, что протяженность автодорог к садоводствам в Иркутской области составляет 852 км, вклад, конечно, незначительный, но все равно долгожданный. При этом, как подчеркивают в правительстве, ремонтироваться будут только садоводческие дороги, находящиеся на балансе муниципалитетов. Таких в области на сегодняшний день 286 км.

Дорожная служба наращивает прибыль

Масштабные планы правительства Приангарья относительно развития дорожного хозяйства напрямую связаны и с областным акционерным обществом «Дорожная служба Иркутской области». Признавая социальную важность предприятия — ДСИО обслуживает 12,4 тыс. км областных дорог, 1236 мостовых переходов, выполняет контракты, часто невыгодные коммерческим фирмам — региональные власти не только поддерживают компанию, но и предъявляют к ней двойной спрос. Еще в 2012 году губернатором области Сергеем Ерощенко была поставлена задача перед ДСИО не только качественного выполнения контрактов, но и выхода на рентабельность. Итог 2013 года показал, что обе планки были достигнуты.

Как рассказал генеральный директор ОАО «Дорожная служба Иркутской области» Радик Фаразутдинов, в 2013 году служба получила чистую прибыль в размере 140 млн рублей. Учитывая, что результатом 2012 года были убытки на 274 млн, прирост составил 415,5 млн рублей. Добиться этого в первую очередь помогло увеличение контрактной базы с 2,5 млрд рублей в 2012 году до более 5 млрд рублей с учетом НДС в 2013 году. Кроме того, практически в два раза была повышена производительность труда: сегодня 1 человек выполняет в ДСИО работы на 1 млн рублей, тогда как год назад — на 750 тыс. рублей.

Часть заключенных контрактов были переходящими в этот год, поэтому всего в прошлом году ДСИО выполнила контракты на 4,2 млрд рублей. Среди наиболее значимых из них — участки автодорог Красноярово-Небель, Хребтовая—Рудногорск, Таксимо-Бодайбо. Были выполнены федеральные контракты по ремонту автодороги «Вилюй» на участке Тулун—Братск—Усть-Кут (216-240 км), а также ремонт автомобильной дороги М-53 «Байкал» на 1485-1496 км. Выполнялись силами ДСИО также работы на участках дорог в Ангарском (Ангарск—Тальяны (11,2 км), Черемховском (Верхний Булай—Лохово-Нены (4,5 км), Тайшетском (Тайшет—Шелехов—Талая—Патриха (2 км), Нижнеилимском (на автодороге Хребтовая—Рудногорск—Новоилимск) районах.

Наряду с выполнением дорожных работ, в прошлом году Дорожная служба Иркутской области запустила и масштабный проект по технологическому обновлению. Так, ДСИО приобрело 100 единиц техники, необходимой для выполнения работ по содержанию, ремонту и строительству дорог. На эти цели было потрачено 400 млн рублей, в том числе 150 млн, которые региональное правительство внесло в рамках увеличения уставного капитала ДСИО. В результате предприятие уже получило тяжелые и средние автогрейдеры, фронтальные погрузчики, легкие, средние и тяжелые бульдозеры, асфальтоукладчики. Автопарк также пополнился топливозаправщиком, тягачом, полуприцепом-тяжеловозом, комбинированными дорожными машинами.

Набранные темпы развития Дорожная служба не намерена останавливать и в дальнейшем. В 2014 году предприятие намерено продолжить разведку и разработку собственных карьеров, расширить ассортимент железобетонных изделий, а также начать работу с новыми дорожно-строительными материалами. «Показатель рентабельности по валовой прибыли в 12-13%, который мы продемонстрировали в прошлом году, думаю, можно улучшить на 1,5-2%. Внутри предприятия еще многое можно изменить для повышения эффективности, поэтому такое увеличение мы для себя видим», — резюмирует директор ДСИО.

У муниципалитетов появилась надежда

Новации обещает предстоящий дорожно-строительный сезон и муниципалитетам. С 1 января 2014 года начала работать система муниципальных дорожных фондов. Теперь 10% отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, будут направляться напрямую в местные бюджеты. Распределяются средства исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований. Несмотря на очевидные плюсы изменений законодательства — главы муниципалитетов стали реальными хозяевами денежных средств, которые целевым образом идут на приведение в порядок улично-дорожной сети, — есть и ряд проблемных вопросов.

Прежде всего, как подчеркивает депутат Государственной думы от Иркутской области Сергей Тен, требуется корректировка методики распределения средств муниципальных дорожных фондов. «Сегодня совершенно не учитывается категория дорог, количество полос, тип покрытия. В результате 1 км зимника в Киренском районе равнозначен 1 км четырехполосной дороги в центре Иркутска», — привел пример депутат. Кроме того, требуется, по его мнению, и увеличение объема отчислений от акцизов до 15%.

Однако муниципалитеты Приангарья рады и тем суммам, которые сегодня поступают в бюджеты на дорожные работы. Так, на ремонт дорог в Братске в этом году планируется потратить 152 млн рублей. В том числе 60 млн рублей, по сообщению пресс-службы администрации Братска, будет направлено на ямочный ремонт. Еще 92 млн запланированы на капитальный ремонт двух улиц — Пихтовой в Центральном округе и Пролетарской в Падуне. Сейчас дорожное полотно в Братске, со слов муниципальных чиновников и работников дорожной службы, подошло к состоянию полного износа. Предполагается, что на улицах Пихтовой и Пролетарской снимут старый асфальт, а взамен положат новый. Также установят новые бордюрные камни и отремонтируют ливневую канализацию.

В Шелехове на ремонт дорог в 2014 году потратят 42 млн рублей. Дорожникам предстоит провести ямочный ремонт городских дорог на площади 3,6 тыс. кв. м. Будут проходить работы и по ямочному ремонту внутриквартальных территорий (на площади 2,8 тыс. кв. м), сообщили в пресс-службе администрации города.

Естественно, самый большой объем работ запланирован в областном центре. Однако масштаб этих работ значителен только относительно других муниципалитетов, по сравнению же с вложениями в предыдущих годах он сильно отстает. По словам заместителя мэра — председателя комитета городского обустройства администрации Иркутска Булата Дугарова, в 2014 году было выделено более 120 млн рублей на ремонт дорог и тротуаров в частном секторе и свыше 265 млн — на внутридворовой ремонт. Из этих средств около 50 млн уйдет на заделку ям, обустройство тротуаров.

Продолжатся в этом году и работы по повышению пропускной способности улично-дорожной сети и борьбе с заторами на наиболее загруженных узлах. По информации пресс-службы мэрии, городские власти будут устраивать дополнительные полосы движения транспорта на примыканиях и пересечениях дорог. Работы будут проводиться на основании предложений отдела ГИБДД по г. Иркутску и затронут такие перекрестки, как ул. Улан-Баторская — ул. Лермонтова, ул. Помяловского — ул. Лермонтова, ул. Академическая — ул. Сеченова, ул. Байкальская — ул. Трилиссера, ул. Советская — ул. Карла Либкнехта.

«Несмотря на то что бюджет комитета городского обустройства в этом году был значительно урезан (как и в целом бюджет города), мэр Иркутска Виктор Кондрашов решил выделить дополнительные средства на ремонт дорог. Мы рассчитываем на сумму свыше 50 млн рублей, которая пойдет на покрытие иркутских дорог двухслойным асфальтовым покрытием (общим объемом в 30 тыс. кв. метров), а также однослойным с георешеткой (50 тыс. кв. метров)», — пояснил Булат Дугаров.

В настоящее время на центральных дорогах с большой проходимостью транспорта активно проводится ямочный ремонт. В список приоритетных включены улицы Дзержинского, Тимирязева, Партизанская, Байкальская, Советская, Карла Либкнехта, Ленина, Карла Маркса. МУП «Иркутскавтодор» работает как по предписаниям от ГИБДД и заданию комитета городского обустройства администрации Иркутска, так и по сообщениям от жителей города.

«На данный момент нужно оперативно устранить проблемные очаги на дорогах Иркутска, — рассказал директор МУП «Иркутскавтодор» Максим Караулов. — Приобретенная в прошлом году техника как раз позволяет выполнить такой локальный ремонт. За небольшой период времени мы сможем точечно ликвидировать образовавшиеся на дорогах ямы. В прошлом году уже применяли эту технологию, и материал успешно пережил зиму. Наши работы продлятся до конца лета. Единственным ограничительным фактором для нас может стать погода — техника функционирует только при температуре выше 5 градусов».

Важно и то, что в этом году в Иркутске будут капитально отремонтированы сразу три улицы. При софинансировании из областного бюджета работы пройдут на улицах Мира, Напольной и Радищева. Проект работ по первому участку (ул. Мира на участке Узловой до Новаторов) включает в себя, помимо обновления дорожного полотна, устройство ливневой канализации, освещения, перекладку имеющихся сетей, строительство тротуаров. Предварительно стоимость работ оценивалась в 495 млн рублей, но на аукционе была снижена до 347 млн. На улицу Напольную предварительно потребуется 211 млн рублей (точная стоимость контракта станет известна после проведения торгов). Еще 140 млн потратят на завершение капитального ремонта ул. Радищева, начатого в прошлом году.