Медпомощь по единым стандартам

Власти Иркутской области готовятся к очередному этапу реформы здравоохранения в регионе. Напомним, с 1 января 2013 года на территории Приангарья будет создана единая государственная система здравоохранения, а также сформирована одноканальная система финансирования учреждений сферы. Как отмечает министр здравоохранения Иркутской области Николай Корнилов, подготовка к этому велась в течение года. Подобная система, по его мнению, позволит существенно улучшить ситуацию с медицинским обслуживанием и увеличением уровня здоровья каждого жителя. Подробнее об этом он рассказал корреспонденту «SR-Итоги».

Special Review: Николай Геннадьевич, в связи с чем меняется региональная структура здравоохранения?

Николай Корнилов: Это требование федерального законодательства, в частности ФЗ №323. Закон определяет все взаимоотношения пациента, медицинского учреждения и органов власти на территории всей России. Согласно этому документу, с 1 января следующего года во всех субъектах Российской Федерации должна заработать единая система государственного здравоохранения. Кроме того, местным властям необходимо сформировать одноканальную систему финансирования — как учреждений здравоохранения, так и вообще сферы оказания медицинской помощи. Если первое требование было известно уже давно и система здравоохранения у нас, разумеется, существовала, то все, что связано с новым порядком финансирования, вводится впервые на территории области. Подготовку к этому событию мы проводили в течение всего этого года, используя систему субвенций для оказания первичной помощи в учреждениях здравоохранения Иркутской области.

Подчеркну, что главная цель всех этих мероприятий, это достижение максимально возможного уровня здоровья каждого жителя нашей области.

SR: Закон предусматривает еще какие-либо новшества?

Н.К.: На основании статьи 16 этого закона к полномочиям региональной системы здравоохранения добавляется организация и оказание первичной медико-социальной, а также высокотехнологичной видов помощи. И с 1 января мы будем организовывать и осуществлять ее во всех лечебных учреждениях области. Исключение пока составляет паллиативная помощь. Но только по причине того, что пока нет основных нормативных документов, определения требований к врачам этой специальности и так далее. Тем не менее мы планируем, что этот вид помощи пока будут оказывать врачи иных специальностей.

SR: Какая работа была проведена ранее в связи с созданием единой системы здравоохранения?

Н.К.: В этом году принято решение о принятии 97 муниципальных учреждений в государственную собственность Иркутской области. Исключения составили учреждения города Иркутска, полномочия за которым остаются на период всего следующего года. Кроме того, были сформированы необходимые нормативные документы, на основании которых может быть проведена передача всех этих лечебных учреждений. Также утвержден план мероприятий по передаче, проведены основные работы, которые позволят сформировать перечень учреждений, подлежащих передаче, и, самое главное, провести обучение сотрудников по формированию планов заявок на закупки на 2013 год. Кроме того, выданы уставы 54 учреждениям здравоохранения для регистрации. В настоящее время ведется работа по согласованию оставшихся 42 уставов учреждений здравоохранения, ее планируется завершить до конца года. После этого можно уверенно утверждать, что все основные полномочия по лечебным учреждениям будут выполняться. Кроме того, мы впервые сможем сообщить, что внедрили единые порядки и стандарты, тем самым обеспечив социальную равнозначность помощи в зависимости от места жительства. То есть в Зиме, Казачинском и Иркутске человек будет получать одну и ту же помощь, согласно федеральным стандартам.

SR: После завершения этого процесса муниципалитеты потеряют все полномочия, связанные с системой здравоохранения?

Н.К.: Это важный вопрос, который обсуждался во всех территориях Приангарья. Действительно, что же остается муниципалитетам и какова роль мэров и руководителей муниципальных образований в рамках 323 закона? Все это регулирует 17-я статья закона. И необходимо отметить, что за мэрами остается очень большая часть работы. Это касается создания условий для оказания медицинской помощи населению, создания благоприятных условий для привлечения медицинских и фармацевтических работников. В частности, это сохранение земельных участков и муниципального имущества, содействие в подготовке кадров для учреждений здравоохранения, предоставление жилья работникам учреждений здравоохранения. Таким образом, доля ответственности муниципалитетов остается очень серьезной. На эту тему мы проводили селекторное совещание, положительная реакция и понимание у руководителей территорий есть. Думаю, что готовность Иркутской области к переходу на новую систему организации здравоохранения очень высокая.

SR: Как новая система отразится на жителях Иркутской области?

Н.К.: Мы должны обеспечить право граждан на выбор медицинской организации и врача. Кажется, что все так просто, но тем не менее при этом выбор должен быть управляемый. Это позволит сохранить сбалансированную систему охраны здоровья и медицинской помощи. Для этого в Иркутской области внедряется единая региональная медицинская информационная система. 15 декабря опробована новая система электронной записи пациентов. Она необходима для того, чтобы сбалансировать систему распределения пациентов и избежать организационных недостатков на начальных этапах реализации закона.

При этом региональная информационная система будет полностью интегрирована с Федеральными сервисами Министерства здравоохранения Российской Федерации, региональной инфраструктурой электронного правительства, порталом государственных услуг и так далее. Без этого ее полноценная работа невозможна.

Кроме того, появилась возможность создания межрайонных медицинских центров. В настоящее время в Иркутской области работает семь межрайонных центров и четыре межмуниципальных центра. Они позволят снизить нагрузку на лечебные учреждения региона, будут перераспределять силы и средства, создавать оптимальное функционирование учреждений. Такие центры созданы для улучшения качества и доступности медицинской помощи.

SR: Существуют ли трудности на данном этапе?

Н.К.: К сожалению, в Иркутской области обеспеченность сферы здравоохранения кадрами пока несколько отстает от общероссийских показателей. В первую очередь это касается специализированных служб — фтизиатрии, психиатрии, неврологии. Для решения этой проблемы совместно с медицинским университетом мы сформировали новую программу, которая позволит увеличить долю целевого приема абитуриентов именно из тех районов области, где наиболее наблюдается острая нехватка специалистов. Кроме того, руководство этих территорий должно создать привлекательные условия для молодых специалистов.

SR: Если подводить итоги, то в целом все готово для прохождения очередного этапа реформы?

Н.К.: На сегодняшний день при передаче муниципальных учреждений в областную собственность подготовлена юридическая, финансовая, организационно-методическая база для функционирования учреждений в новых условиях. О полной готовности всех учреждений к работе мы доложим уже до конца этого года.

В контексте
Региональная система здравоохранения в 2012 году.

В 2012 году общая сумма финансирования по программе модернизации здравоохранения Иркутской области на 2011-2012 годы составила 12,8 млрд рублей, на 20 ноября освоение средств в целом составило 81%. По капитальному ремонту завершены работы в 27 учреждениях на 70 объектах, фактически осуществляются работы в 35 учреждениях на 52 объектах. Завершается строительство хирургического корпуса Восточно-Сибирского регионального центра ООД, объявлен аукцион на строительство пансионата (примерный срок окончания работ — декабрь 2013 года). В медицинские организации поставлено и введено в эксплуатацию 2490 единиц медицинского оборудования. По данным на 20 ноября, поставлено 2091 единиц компьютерного оборудования в 61 лечебно-профилактическое учреждение. В 38 (из запланированных 69) учреждениях поставлены инфоматы для обеспечения самозаписи пациентов. Средний уровень доплат в медицинских организациях за внедрение стандартов и повышение доступности медицинской помощи составляет для врачей — 5,6 тыс. руб., для среднего медицинского персонала — 3 тыс. руб. Иркутская область вошла в число регионов-лидеров, которые эффективно реализуют программу, в связи с чем Правительство Российской Федерации приняло решение о дополнительном выделении средств федерального бюджета Иркутской области в размере 703,2 млн рублей. В связи с неблагополучной эпидемической ситуацией в регионе по туберкулезу разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «О мерах по предотвращению распространения туберкулеза в Иркутской области на 2013-2017 годы». Общий объем финансирования по программе составит 543,7 млн рублей. Активно развивается диализная помощь населению, на территории области открыто три центра амбулаторного гемодиализа, которые позволят обеспечить больных с хронической почечной недостаточностью данным методом лечения в полном объеме. Иркутской областью исполняются обязательства по финансированию мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП. На реализацию мероприятий для Иркутской области из федерального бюджета выделено 491,5 млн рублей. Софинансирование в 2012 году из консолидированного бюджета области составит 231,3 млн рублей. В результате реализации мероприятий в травмацентрах первого и второго уровней организуются и будут в круглосуточном режиме работать операционные отделения для противошоковых мероприятий. В станции и отделения скорой медицинской помощи, расположенные на федеральных трассах М-53 и М-55, будут поставлены 57 автомобилей скорой помощи. Планируется закупить 414 единиц оборудования 57 наименований для травмацент­ров.