Мечты и реальность иркутских дорог

Более 3 млрд рублей — такую сумму в 2011 году потратят на развитие дорожной сети Иркутской области. Из этих средств 1 млрд 785 млн рублей выделено из федерального бюджета, чуть поменьше — 1 млрд 241 млн рублей — из областного, а из муниципальных — 130,4 млн рублей. В целом этот год можно назвать более или менее удачным для иркутских дорог, поскольку финансирование почти в три раза превышает прошлогодний уровень: в 2010 году расходы на дорожную сеть Приангарья составили чуть выше 1 млрд рублей.

В 2011 году дорожники ставят перед собой амбициозные задачи по использованию инноваций в работах, связанных с капитальным ремонтом и реконструкцией дорог. Фото Евгения Козырева

Однако и 3 млрд рублей крайне недостаточно, чтобы привести в порядок дорожную сеть региона. Учитывая, что протяженность дорог в Иркутской области составляет 12 тысяч 630 километров (из них асфальтировано только 3 тысячи километров — ВФ), по существующим регламентам ежегодно должны обновлять 2 тысячи 200 километров. На деле все обстоит иначе. Как рассказал на пресс-конференции министр строительства и дорожного хозяйства области Александр Орешков, при сегодняшнем финансировании Приангарье отстает от регламентов в 14,8 раз. «Поскольку бюджет области желал бы быть более крупным, то на практике складывается так, что с 2000 года и по настоящее время у нас в той или иной степени отремонтировано около 1,5 тысячи километров дорог», — сказал министр.

Средства федерального бюджета, предусмотренные на 2011 год, предназначены для областного центра: 1 млрд 65 млн направят на дорожные работы и 720,3 млн рублей — на берегоукрепление набережной реки Ангара. Областная казна профинансирует строительство мостового перехода через Ангару — на эти цели предусмотрен 1 млрд 23 млн рублей. Кроме того, 218,4 млн рублей пойдут на капитальный ремонт моста в городе Усть-Илимске. Что касается средств местных бюджетов, то из 130,4 млн рублей основная часть приходится на Иркутск, где из городской казны 72,6 млн рублей запланировано на дорожную сеть и 50,8 млн рублей — на берегоукрепление. Помимо этого, около 8 млн рублей составит финансирование строительства моста в Усть-Илимске.

Александр Орешков заявил, что главной задачей 2011 года для правительства Иркутской области является «обеспечение выполнения существующей государственной программы «Развитие автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области на 2011-2015 годы». На реализацию этой программы из областного бюджета в 2011 году направят 1 млрд 89 млн рублей. Как рассказал директор областного государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог в Иркутской области» Владимир Малых, из этой суммы 69 млн 424 тысячи рублей запланировано на капитальный ремонт 3 километров дороги Пивовариха — Новая Лисиха, 79 млн 605 тысяч рублей — на капремонт 9 километров автотрассы Иркутск — Качуг — Заахал в Эхирит-Булагатском районе, 35 млн рублей — на ремонт 6 км дороги в поселке Марково. В этом году также приступят к реконструкции трассы Еланцы — Хужир в Ольхонском районе. Участок протяженностью 9 километров обойдется в 340 млн рублей, из них 159 млн рублей запланировано на этот год, а завершатся работы в следующем году.

— Кроме того, рассматривается вопрос о дополнительном выделении денежных средств из областного бюджета в размере 794 млн рублей. Надежда есть, и думаем, что на майской сессии Законодательного собрания Иркутской области этот вопрос будет рассмотрен, — добавил Владимир Малых.

3D на дорогах

В 2011 году у министерства строительства и дорожного хозяйства Иркутской области, помимо прочих, появилось еще одно направление деятельности — внедрение современных технологий. Дорожники ставят перед собой амбициозные задачи по использованию инноваций в работах, связанных с капитальным ремонтом и реконструкцией дорог. Как заявил на пресс-конференции исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Дорожная служба Иркутской области» Юрий Чулочников, служба намерена использовать «новые подходы по проектированию автомобильных дорог». Начать решили немедленно, потому в скором времени служба надеется приобрести современную передвижную дорожную лабораторию, которая называется «Дорожный комплекс». По словам господина Чулочникова, в лаборатории имеется новейшая аппаратура отечественного и зарубежного производства. «Она позволит на первом этапе создавать новые проекты и выдавать их уже в цифровом виде, как цифровую модель местности, — пояснил и.о. гендиректора. — По объектам ремонта автомобильных дорог мы в этом году кроме приобретения самых современных технологий и технического перевооружения современной техники, которое началось уже с прошлого года, планируем организовать производство полимерных битумных вяжущих. Эти вяжущие отвечают требованиям нашей дорожной климатической зоны, имеют такие основные параметры, как температура хрупкости».

Юрий Чулочников убежден, что новые материалы позволят в два раза увеличить межремонтный срок службы. Более того, по его словам, автолюбители Иркутской области смогут забыть о трещинах и других дефектах на дорогах. «Мы выиграли в этом году тендер на капитальный ремонт моста в Усть-Илимске, и планируем там впервые применить покрытие из полимерных вяжущих, — заявил Юрий Чулочников. — Основная идея такова, что мы сможем снизить общую толщину дорожной одежды с улучшением ее физико-механических свойств».

Александр Орешков также возлагает большие надежды на внедрение современных технологий в дорожной отрасли. Существующие методы проектирования он назвал устаревшими. «У нас имеются проектные работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог на сумму 4 млрд рублей и по капитальному ремонту на 2,2 млрд рублей. Эти проекты отстают по современным требованиям проектирования, — заявил министр. — Мы хотели бы видеть такие прогрессивные технологии, как 3D. Я думаю, что уже в 2012-2013 годах мы откорректируем имеющуюся у нас документацию. Может быть, у нас не будет хватать кадров в проектных институтах. Но мы тоже этим будем заниматься».

Надежды на фонд

Меж тем, пока дорожники внедряют новации, в 172 населенных пунктах Иркутской области отсутствует круглогодичная связь с дорогами общего пользования, а 63% региональных и 80% прочих дорог региона не отвечают нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию.

Возможно, ситуация изменится к лучшему после того, как в рамках реализации федерального законодательства в Приангарье создадут региональный дорожный фонд. Президент России Дмитрий Медведев 6 апреля подписал закон, предусматривающий создание региональных и муниципальных дорожных фондов до 1 января 2012 года. Источниками наполнения фондов станут акцизы на бензин, дизельное топливо, моторные масла двигателей, а также средства, полученные от использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения и от аренды земельных участков, расположенных в полосе отвода автодорог.

По самым оптимистичным ожиданиям иркутских чиновников, только в 2013 году средства регионального фонда Иркутской области должны составить около 7 млрд рублей. Как рассказал Александр Орешков, в настоящее время в правительстве и законодательном собрании Иркутской области идет работа над законопроектом. «Думаю, к осени этого года закон будет принят», — сказал министр.