Mazda: японский ключик к русской душе

Небольшой, по меркам автомобильного мира, компании Mazda всегда было непросто существовать рядом с концернами-монстрами. Однако, не распыляя силы на охват всего и вся, этой компании всегда удавалось занимать свои места в ключевых сегментах рынка. Ставка на проверенные технологии, привлекательный дизайн и немного упорства в закреплении успеха. «Мне не стыдно за продаваемые у нас автомобили, — признается директор компании «Акцент-М» (официальный дилер Mazda в Иркутске) Александр Сопин. — Покупка любой машины сопровождается эмоциями, за которыми стоят определенные ожидания. Наш бренд оправдывает ожидания клиентов и на полную катушку дарит эмоции».

Из японских брендов, официально представленных на автомобильном рынке Иркутска, Mazda открылась одной из последних, осенью 2010 года. «До этого времени в регионе маркой никто не занимался. Поэтому у нас, с одной стороны, были неплохие расчеты на отложенный спрос, с другой, четкое понимание — просто так ожидать потока клиентов не приходится», — вспоминает Александр Сопин.

Такая осторожность была оправдана рядом аргументов. Главный из них — традиционный спрос на японский автопром в нашем регионе уже был поделен между Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi и Subaru. Соответствующим образом (от Toyota к Subaru) выстраивался и рейтинг покупательских предпочтений. И, тем не менее, Mazda смогла отвоевать свой кусок пирога, достигнув планки в 400-500 продаваемых ежегодно автомобилей. «Для нашего местного рынка это серьезная цифра,— подчеркивает директор дилерского центра. — Возглавляет список трех самых продаваемых моделей Mazda 3».

По его словам, Mazda — одна из тех марок, которые сами себе делают рекламу. Одним нравится техническая надежность и беспроблемная эксплуатация Mazda 3. Других привлекает высокая ликвидность этих автомобилей на вторичном рынке, третьих — японская сборка. Многих подкупает определенный консерватизм производителя. Пока его конкуренты заигрывают с публикой, внедряя вариаторы, роботизированные коробки, турбированные двигатели, а потом собирают урожай негативных отзывов, Mazda продолжает делать ставку на проверенные «автоматы» и «атмосферники».

«Несомненно, большую роль играет эмоциональная составляющая. Среди неких условных качеств, с которыми у людей ассоциируется каждый автомобильный бренд, Mazda прочно застолбила за собой понятие «дизайн». Спортивная управляемость и хорошие тормоза уже дополняют ее образ», — говорит Александр Сопин.

С этого года Mazda начала приучать своих клиентов к другим ассоциациям. Они связаны с линейкой технологий SkyActiv и новым фирменным стилем KODO. С их помощью компания намерена кардинально обновить и унифицировать модельный ряд. Первенцем платформы и носителем яркого стиля стал кроссовер Mazda CX-5.

«Меньше чем за год он занял вторую строчку в общем объеме наших продаж. На него даже не хватило выделенных квот. Свою роль сыграло то, что ожидания людей были полностью оправданы. Ровно то, что видели в рекламе, они получали на тест-драйве, — отмечает руководитель дилерского центра. — Приятно, что автомобиль уже зарекомендовал себя с надежной точки зрения. Некоторые из проданных у нас CX-5 успели «намотать» по 45 тыс. км без каких-либо претензий со стороны владельцев».

В самое ближайшее время в салон поступит новая Mazda 6. Технологии SkyActiv, узнаваемый стиль KODO — этот автомобиль уже стал «бомбой» предварительных тест-драйвов, проведенных в европейской части России. Статус бестселлера Mazda 6 начала приобретать и в Сибири. По словам Александра Сопина, автосалон в Иркутске собрал порядка 100 предварительных заявок на этот автомобиль, причем часть потенциальных покупателей уже внесли предоплату. «Потрясающая внешность, эргономика, мощный двигатель, низкий расход топлива, клиренс в 16,5 см, новые технологии и доступная для данного класса автомобилей цена. Люди в восторге. Перспективы у модели самые хорошие», — признается он.

То ли еще будет в конце следующего года, когда в салонах появится совершенно новая Mazda 3.

Впрочем, в компании «Акцент-М» просто снимать сливки с удачных моделей не намерены. «Конкуренция усиливается. Сегодня в лидерах оказывается не тот, кто просто продает хорошие автомобили, а тот, кто может предложить достойный сервис. Секрета успеха тут никакого нет. Нужно просто быть искренним со своим клиентом, качественно и честно делать свою работу, — рассуждает Александр Сопин. — Необходимо быть ближе к человеку, который приходит к тебе в салон. Мой кабинет находится вне клиентской зоны, и я большую часть дня работаю в шоу-руме, рядом с сотрудниками, на виду у всех. И людям нравится, что любую возможную конфликтную ситуацию они могут уладить при моем участии. Не так давно у нас произошел случай: наш мастер неаккуратно принял машину в ремонт, на ней осталась вмятина. Женщина-владелица обратилась потом с логичной претензией. Многие дилеры в такой ситуации до последнего бы отпирались, но я вызвал мастера и при хозяйке авто разобрал ситуацию, признали свою вину, бесплатно отремонтировали автомобиль и вручили клиентке подарок. Женщина потом приходила с благодарностями, призналась, что впервые столкнулась с таким отношением в дилерской среде».

Ставку на близость к клиенту, особенно в России, делает и сама Mazda. Неслучайно, впервые за всю историю своего бренда, мировую презентацию новой «шестерки» компания провела в Москве. Неслучайно и то, что на открывшемся этой осенью совместном с ОАО «Соллерс» заводе во Владивостоке техническим контролем выпускаемых Mazda CX-5 и Mazda 6 будут заниматься только японские специалисты.